Показано по 5 материалов на страницу.

08 марта, 2024

Топонимика улиц Краснодара: Писателя Василенко / Krasnodar, Pisatelya Vasilenko Street

 ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. Писателя 
Василенко Г.И.
Город Краснодар, 2024
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: История улиц Краснодара: улица им. Писателя Василенко Г.И. проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара, район Тихая поляна.
* * *
Иван Дмитриевич Василенко родился 20 (7 по старому стилю) января 1895 года в селе Макеевка бывшего Таганрогского округа Российской Империи. Когда мальчику исполнилось 8 лет, семья переселилась в город Таганрог: там в 1903 году отец будущего писателя получил должность заведующего чайной-читальней «Общества трезвости». С восьми лет Иван стал работать в заведении прислугой: с утра и допоздна подавал, убирал, подметал, мыл посуду, слушая при этом «байки кочевого люда». В 1911 году Иван Василенко закончил Таганрогское четырехклассное училище с отличием, был награждён Похвальным листом. По окончании учебного заведения устроился в съезд мировых судей писцом. Выдержав экзамен на звание учителя народных училищ, с 1912 года некоторое время преподавал в школе села Ново-Бессергеновское, неподалеку от Таганрога. Теперь эта школа носит имя писателя. В 1914 году был принят в Белгородский учительский институт, но из-за участия в деятельности революционного кружка был исключен из учебного заведения, получив запрет на педагогическую деятельность. Вернувшись в Таганрог, устроился счетоводом в Донском земельном банке. В преддверии событий 1917 года И. Василенко принимал активное участие в многочисленных забастовках и акциях протеста. В годы революции и гражданской войны работал на Русско-Балтийском металлургическом заводе. Был связан с большевистским подпольем, вел агитационную работу среди рабочих. После установления советской власти в Таганроге революционный комитет в январе 1920 года назначил Ивана Василенко заведующим отделением труда. В 1917–1922 годах в Таганроге и Донбассе И. Василенко заведовал окружным отделом народного образования в революционном комитете, избирался председателем окружного совета профсоюзов — это был период его деятельности на партийной профсоюзной и советской работе. В 1922–1934 годах преподавал: читал лекции по политэкономии, руководил рабфаком. В 1934 году Иван Дмитриевич Василенко заболел туберкулёзом. Во время болезни написал первую повесть — «Волшебная шкатулка». С этим произведением, по воспоминаниям Ивана Василенко, связана история его выздоровления: «Знаете, в тот день, — рассказывал он спустя годы, — врачи сказали маме и сестре, что я едва ли доживу до утра. А вечером пришла телеграмма о том, что повесть напечатают». И сам Василенко, и его близкие считали, что это известие сыграло огромную роль в его выздоровлении, подняло настроение больному, прибавило ему сил бороться со своим недугом. Болезнь отступила. «Слёг учителем — встал писателем», — шутил после об этом он сам. В 1938 году в журнале «Пионер» появилась первая официальная публикация рассказа начинающего писателя «Случай со шкатулкой». В более поздних изданиях рассказ был переименован и назывался «Волшебная шкатулка». Творчество начинающего автора И. Д. Василенко высоко оценил замечательный русский писатель В. В. Вересаев, который в 1944 году в «Литературной газете» писал: «Передо мной талантливый, совершенно сложившийся писатель, со своим языком, с великолепной выдумкой, с живыми образами». В 1939 году появляется одно из лучших произведений Василенко — повесть «Артёмка в цирке». В 1956 году режиссер А. Апсолон по мотивам этой повести снял фильм «Приключения Артёмки». Съёмки некоторых сцен проходили в Таганроге, где и происходили все события произведений писателя. Цикл об Артёмке состоит из 5 произведений, связанных между собой общим замыслом, героями и сюжетом: «Волшебная шкатулка», «Артёмка в цирке», «Артёмка у гимназистов» (1946), «Заколдованный спектакль» (1950), «Золотые туфельки» (1958). Иван Дмитриевич Василенко не призывался в армию из-за слабого здоровья: в паспорте, выданном Управлением Таганрогской городской милиции в 1918 году, стоит отметка о том, что обладатель документа освобожден от воинской службы по болезни «туберкулёз». Во время Великой Отечественной войны писатель работал в военных газетах, собирая материалы для публикаций, выезжал на передовую. 17 октября 1941 года, после того, как советские войска оставили Таганрог, Иван Василенко покинул родной город. В эвакуации работал в областной газете города Нальчика и в газете действующей армии Закавказского фронта «Боец РККА». Награждён Почётной грамотой Военного совета Закавказского фронта. Во время войны написал рассказы «Приказ командира» и «План жизни», напечатанные в газете «Боец РККА». В начале Великой Отечественной войны героически погиб единственный сын писателя — Фёдор, которого он воспитывал один после расставания с женой. Мальчик увлекался боксом, футболом, гимнастикой, рисованием и авиамоделизмом, в 1939 году поступил в Качинское авиационное училище, с первых дней войны служил лётчиком-истребителем. В октябре 1941 года лейтенант Фёдор Василенко геройски погиб в воздушном бою под Конотопом: сбил два самолёта фашистов, один из них тараном. Обнаружить и захоронить останки героя не удалось. По воспоминаниям близких, Иван Дмитриевич, когда пришла похоронка со словами «пропал без вести», надолго заперся у себя в кабинете и вышел оттуда абсолютно седым. Находясь в эвакуации в Кабардино-Балкарии и Грузии, где Иван Василенко оказался из-за болезни, он работал в газетах «Социалистическая Кабардино-Балкария» и «Советский патриот», выезжал на линию фронта, писал статьи и книги о борьбе с фашистскими оккупантами. Тогда же, в годы войны, кабардино-балкарским книжным издательством были выпущены рассказы писателя «Гераськина ошибка», «Шеф», а в газете Закавказского фронта «Боец РККА» напечатаны «Приказ командира», «Жив Алёша». В кабардино-балкарской газете в 1943 году опубликована повесть Василенко «План жизни» о кабардинском мальчике, который мечтал стать писателем. Когда 30 августа 1943 года Таганрог был освобождён, Иван Василенко вернулся домой. Писатель очень любил свой город, отлично знал историю Таганрога, писал статьи в защиту памятников архитектуры и зелёных насаждений, поддерживал восстановление здания школы имени А. П. Чехова и создание школьного музея, дарил книги городской библиотеке. Называл себя с гордостью неисправимым провинциалом, влюблённым в свой Таганрог. В 1945 году Иван Василенко написал первую книгу о военных воспитанниках — «Суворовцы», став первооткрывателем темы детства мальчишек, оставшихся без родителей, обучавшихся в военных училищах. Самое известное произведение на эту тему — повесть «Алые погоны» ростовского писателя Бориса Изюмского, появилось на три года позже в 1948 году. В 1949 году Иван Василенко написал повесть «Звёздочка», положив в её основу воспоминания о Комбайновом заводе, на котором работал в юности. Звёздочка — деталь самоходного комбайна — маленькая, но очень важная. За эту повесть в 1950 году писатель получил Сталинскую (Государственную) премию третьей степени и стал всемирно известным писателем. В 1958 году вышла последняя повесть об Артёмке. Завершив этот замысел, Иван Василенко взялся за цикл повестей «Жизнь и приключения Заморыша». Первые повести цикла сохраняют основные признаки детской литературы, но, по мере того, как главный герой книги Митя Мимоходенко взрослеет, вместе с ним «взрослеет» и проблематика произведения. Митя в произведении показан как свидетель и участник событий начала XX века, происходивших на юге России. Период 1960-х годов в биографии автора представлен слабо. Умер Иван Василенко 26 мая (29) 1966 года в Москве, во сне. Тело писателя доставили в Таганрог военно-транспортным самолетом «Ли-2». Хоронить Ивана Василенко вышел весь город. За 30 лет творческой жизни книги писателя выдержали 130 изданий на 27 языках народов СССР, переведены на английский, болгарский, немецкий, польский, румынский, французский, чешский языки. Его книги вышли в 149 изданиях тиражом более 5 миллионов экземпляров.
* * *
Ссылка на карту: 
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара.
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * * 

Топонимика улиц Краснодара: Писателя Вараввы / Krasnodar, Pisatelya Varavvy Street

Краснодар, улица им. Писателя Вараввы И.Ф.
Краснодар, улица им. Писателя Вараввы И.Ф.
Краснодар, улица им. Писателя Вараввы И.Ф.
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. Писателя 
Вараввы И.Ф.
Город Краснодар, 2024
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: История улиц Краснодара: улица им. Писателя Вараввы И.Ф. проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара, район Тихая поляна.
* * *
Иван Фёдорович Варавва родился 5 февраля 1925 года в донской слободе Ракова, ныне село Новобатайск Ростовской области. Его предки - реестровые казаки Запорожской Сечи переселились вместе с Захарием Чепигой и Антоном Головатым на Кубань. Известно, что род Вараввы славился людьми образованными, любящими Отечество. Один из его предков - полковник, командующий речной флотилией, другой – просветитель - за примерную службу был награжден царскими золотыми именными часами. В конце Гражданской войны дед будущего поэта, Никита Савельич, воевавший за белых во 2-м Запорожском полку, перевез всю семью на Дон. В годы коллективизации он был раскулачен, и угодил на Соловки. А отец поэта, Фёдор Никитич, в 1932 году вместе с женой и детьми вернулся на Кубань и поселился в станице Староминской. Там прошли детство и юность Ивана. Здесь он начал писать первые стихи. В 7-м классе на районной олимпиаде юный поэт получил грамоту «За исполнение стихов собственного сочинения». А потом началась Великая Отечественная война, и летом 1942 года на Кубань пришли немцы. Иван ушёл с последними обозами Красной Армии. До призыва ему не хватало полгода. Отец сказал: «Сынок, сам выбирай свою судьбу…». И он выбрал. «Отечество жило в нас несмотря ни на что…». Кубань, Украина, Белоруссия, Польша – военный путь поэта. Совсем еще юный, Иван Варавва сполна узнал все тяготы войны. Он прошел свои фронтовые дороги пехотинцем, минометчиком, сапером, связистом. Весной 1943 года, во время прорыва "Голубой линии" и при штурме высоты "Сопка Героев", был ранен и тяжело контужен. Завершил свой фронтовой путь в Берлине, оставив свой автограф на стенах рейхстага. За доблестную службу Варавва награждён тремя боевыми орденами и многими медалями: "За отвагу", "За оборону Кавказа", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией", медалью "535 лет Грюнвальдской битвы" и другими. В 1948 году в Киеве, на съезде Союза писателей Украины, Иван Федорович встретился с автором знаменитой "Книги про бойца" Александром Твардовским, по рекомендации которого поступил в Литературный институт имени М. А. Горького. Вскоре А. Твардовский опубликовал стихи студента И. Вараввы в журнале "Новый мир". После учебы Иван Варавва вернулся на Кубань. Устроился работать в редакцию газеты "Советская Кубань". Всегда легкий на подъем, поэт побывал со своими выступлениями во многих станицах и хуторах Краснодарского края. Он встречался с хлеборобами, строителями, нефтяниками, рыбаками, рабочими. В 1954 году в издательстве "Советский писатель" выходит первый сборник стихов кубанского поэта "Ветер с Кубани". После издания стихотворного сборника Ивана Варавву принимают в Союз писателей СССР. В 1956 году выходит вторая книга И.Ф. Вараввы – "На старых кордонах", посвященная труженикам полей – хлеборобам Кубани. В этом же году поэта пригласили на учебу в мастерскую киносценаристов Министерства культуры СССР. Варавва приехал туда, прихватив с собой сценарий фильма "Аргонавты". Знаменитый режиссер Александр Довженко, прочитав сценарий, решил снять по нему фильм. Но вскоре Довженко умер, съемки прекратились. Позже, в разные годы появились десятки новых изданий: "Золотая бандура", "Казачий край", "Цветы и звезды", "Молодость сабли", "Казачий шлях" и др. Будучи автором многих поэтических сборников, Иван Варавва зарекомендовал себя как неутомимый собиратель и пропагандист устного народного творчества, казачьих песен. Красной нитью в наследии кубанского кобзаря проходит кубанская песня. Возможно, причиной этому стала встреча с профессором-фольклористом Виктором Сидельниковым, под руководством которого он начал собирать и записывать старинные песни казаков Кубани. Разыскал и чудом уцелевших в ссылке бывших запевал. Отмечал, что его коллекция не исчерпана, и есть в ней такие сокровища, о каких никто ещё понятия не имеет. В течение целых двух столетий кубанские казачьи песни, думы, легенды не собирались и не исследовались. И вот недавний солдат-фронтовик задумал заполнить этот пробел. То, что он совершил, можно назвать литературным подвигом. 15 лет он записывал народные произведения в станицах и хуторах Краснодарского края. Работа велась во славу казачьей песни. Всего поэт собрал и записал в станицах и хуторах Кубани более 2 000 песен. В 1966-м году в Краснодаре вышел составленный И.Ф. Вараввой сборник «Песни казаков Кубани». В книгу вошло 350 народных песен. Собранные Иваном Фёдоровичем Вараввой песни, легенды, сказания на «старокубанском», украинском языке возвращаются к читателю на русском языке. В этом сборнике впервые в советской России был опубликован гимн кубанского казачества «Ты, Кубань, ты наша Родина», созданный в 1914 году войсковым священником Константином Образцовым на позициях турецкого фронта и после 1920 года не печатавшийся. Поэзия И.Ф. Вараввы светлая, мужественная и жизнеутверждающая, многоплановая и разнообразная по содержанию. За полувековой творческий путь талантливым кубанским поэтом было написано свыше 30 книг и сборников стихов.
* * *
Ссылка на карту: 
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара.
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * * 

Топонимика улиц Краснодара: Писателя Бардадыма / Krasnodar, Pisatelya Bardadyma Street

Краснодар, улица им. Писателя Бардадыма В.П.
Краснодар, улица им. Писателя Бардадыма В.П.
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. Писателя 
Бардадыма В.П.
Город Краснодар, 2024
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: История улиц Краснодара: улица им. Писателя Бардадыма В.П. проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара, район Тихая поляна.
* * *
Виталий Петрович Бардадым - краевед, писатель, поэт, член Союза писателей России. Почётный гражданин города Краснодара. За неоценимый вклад в сохранение исторического наследия Кубани удостоен премии администрации края в области культуры и искусства имени первого просветителя Кубани К. В. Россинского. Награждён медалями: «За заслуги», «За выдающийся вклад в развитие Кубани» 2-й степени, «За преданность содружеству зодчих» с избранием почётным членом Союза архитекторов РФ. Награждён казачьим орденом «За любовь и верность Отечеству», наградным крестом «За заслуги перед Кубанским казачеством». Виталия Петровича называют «служителем истории», по его книгам, статьям и очеркам изучают прошлое Краснодара, пишут статьи и защищают диссертации. Бардадым способствовал сохранению исторических объектов, установлению памятных знаков. По его инициативе восстановлена церковь в городской больнице № 1, где его, после кончины в возрасте 79 лет, отпевали в ноябре 2010 года. Предлагал восстановить памятник Екатерине II, инициировал открытие в доме атамана Якова Кухаренко Литературного музея Кубани. Был инициатором установки мемориальных досок: ученым Семену и Валентине Кирлиан, с которыми дружил, литературному критику-краснодарцу Юрию Селезневу, генералу Михаилу Бабичу, русскому летчику Вячеславу Ткачеву и многим другим. В 1974 году на страницах газеты «Комсомолец Кубани» вышел его первый очерк «Кубанский Третьяков» – об основателе екатеринодарской картинной галереи Ф. А. Коваленко. Первая книга краеведческих очерков «Этюды о прошлом и настоящем Краснодара» вышла в Краснодарском книжном издательстве в 1978 году. В 1984 году была опубликована книга «Театральный листок», в 1986 году – «Радетели земли кубанской». В период с 1992 по 1999 годы увидели свет книги: «Этюды о Екатеринодаре», «Ратная доблесть кубанцев», сборник рассказов «Серебряная ложка», «Зодчие Екатеринодара», «Кубанские портреты». Первый поэтический сборник стихов Виталия Бардадыма «Лик земли» был издан в Краснодаре в 1988 году, затем появились «Казачий курень» (1992 г.) и «Сонеты» (1993 г.). Помимо этого, Виталий Бардадым – автор книг о полюбившихся ему с детства эстрадных певцах-исполнителях – «Тот самый Петр Лещенко» (1993 г.), «Александр Вертинский без грима» (1996 г.), «Юрий Морфесси. Баян русской песни» (1999 г.). Очерки, посвященные знаменитым оперным певцам, артистам балета, драматического театра, композиторам, виртуозам-инструменталистам – многим, кто гастролировал и жил на Кубани, посвящены две его книги – «Кумиры театра» (2000 г.) и «Ими восхищались кубанцы» (2006 г.). В общей сложности писателем-краеведом написано более тридцати книг, большая часть которых посвящена истории и культуре Кубани. Виталий Петрович – составитель сборников избранных произведений кубанских писателей – Н. Канивецкого «На вершок от счастья» (1992 г.), А. Пивеня «Торба смеха и мешок хохота» (1995 г.), Н. Вишневецкого «Исторические воспоминания» (1995 г.), Д. Аверкиева «Избранное» (1996 г.). До последних дней жизни Виталий Петрович работал над новыми книгами – «Архитектура Екатеринодара» (2002 г.), «Кисть и резец» (2003 г.), «Атаманы» (2009 г.), в 2010 году готовилась к переизданию книга об архитекторах Екатеринодара – Краснодара со многими дополнениями – «Зодчие Кубани». К сожалению, эта книга, как и биографический сборник очерков «Под небом родным», увидели свет после смерти автора в 2011 году.
* * *
Ссылка на карту: 
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара.
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * * 

Топонимика улиц Краснодара: Писателя Первенцева / Krasnodar, Pisatelya Perventseva Street

Краснодар, улица им. Писателя Первенцева А.А.
Краснодар, улица им. Писателя Первенцева А.А.
Краснодар, улица им. Писателя Первенцева А.А.
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. Писателя 
Первенцева А.А.
Город Краснодар, 2024
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: История улиц Краснодара: улица им. Писателя Первенцева А.А. проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара, район Тихая поляна.
* * *
(1905-1981гг.)
русский писатель, драматург, публицист
Первенцев Аркадий Алексеевич родился 26 января 1905 года в маленьком селе Нагут на границе Ставрополья с Кубанской областью в учительской семье. Аркадий был родственником Владимира Владимировича Маяковского, их матери были двоюродными сестрами. Детство Первенцева прошло в станице Новопокровской, где он жил в доме деда Андрея Никаноровича Афанасьева. В станице Новорождественской, где жила его семья, он вступил в комсомол. И это комсомол дал Первенцеву первую политическую закалку, многое определил в его творческой и общественно-политической деятельности. В 1925г. писателя выдвинули на работу в райполитпросвет Тихорецкого района, послали на краевые курсы в Таганрог. Окончив их, он работал инспектором по ликвидации неграмотности среди населения. В 1926г. рабочие Тихорецких паровозных мастерских избрали его депутатом городского Совета. Для молодого человека, комсомольца, это было большой честью. Хорошей жизненной школой стала для будущего писателя действительная служба. Служил он в кавалерии, и к концу службы из рядового курсанта вырос до командира сабельного взвода. После демобилизации Первенцев вернулся в Тихорецк и снова активно включился в дела комсомола. В 1929г. комсомол направил Аркадия Алексеевича учиться в Московское высшее техническое училище им.Н.Баумана. Энергичный, общительный, неутомимый, он сумел быстро войти в ритм московской жизни. После окончания института работал директором филиала Московского машиностроительного института на заводе «Динамо». Первенцев был автором, много писавшим и востребованным советским руководством, автором, чье творчество всегда было открыто ориентированным на «генеральную линию» партии и государства. Произведения Первенцева сразу же издавались большими тиражами, не раз были удостоены государственных премий, он занимал высокие посты в Союзе писателей. В литературу Первенцев пришел в конце 1930-х, когда были опубликованы его первые рассказы «Васька Листопад» и «Бессилие смерти», сборник рассказов «Бодрость» (1937г.), а вскоре и романы. В первом из них - «Кочубей» (книга 1 и 2 – 1937г.) была развернута драматическая хроника событий Гражданской войны на Кубани и в Ставрополье и создан романтический образ одного из ее героев, имя которого стало заглавием романа. Незадолго до начала Великой Отечественной войны появился второй роман Первенцева - «Над Кубанью» (кн.1-3, 1938-40гг.), явившийся своеобразной предысторией первой книги. В нем речь шла о событиях, предшествовавших Октябрьской революции, о Гражданской войне и судьбах революционного казачества на Северном Кавказе. О персонажах этого произведения А.Н.Толстой сказал, что от них протянулись генетические линии к героям Великой Отечественной войны. Высоко оценили начало пути Первенцева и другие писатели (А.Макаренко, Ф.Гладков). В самом начале Великой Отечественной войны Первенцев в качестве корреспондента газеты «Известия» оказался на Урале. По горячим следам событий он пишет ряд очерков и рассказов, а также роман «Испытание» - первое крупное произведение о событиях военного тыла, о тех, кто в невероятно трудных условиях развертывал и совершенствовал самолетостроение. В конце 1942г. роман вышел в свет. Весной 1942г. редакция «Известий» командирует Первенцева на Южный фронт. Он принимает участие в боях за Крым и Кавказ, в освобождении Новороссийска, Керчи, Феодосии, Севастополя. Фронтовая и центральная печать регулярно публикует его статьи, очерки и рассказы («Ночь над Севастополем», «Орлы дальних полетов», «Валька с торпедной «девятки», «Железный батальон» и др.). С этих пор тема Великой Отечественной войны становится одной из ведущих в творчестве Первенцева. Эта же тема развивается в сборнике рассказов «Гвардейские высоты», «Люди одного экипажа», «Шестнадцатая весна», «Девушка с Тамани». Раны, полученные во время войны дали о себе знать, и Первенцев серьезно занимается своим здоровьем. В городе Горячий Ключ, писатель заканчивает роман «Огненная земля» - о трагической и героической истории легендарного керченского десанта, там же он пишет новый роман «Честь смолоду» - о стойкости и мужестве советской молодежи в борьбе с фашизмом и пьесу «Южный узел». Он занимается геологией родного края, выезжает на промыслы, ставит вопросы по расширению добычи нефти в мало обследованных районах. Его прогнозы потом оправдались – геологи обнаружили богатые залежи нефти, а позже и газа. В качестве специального корреспондента «Известий» зимой 1945г. Первенцев выезжает на организованный англичанами процесс над фашистскими военными преступниками в город Люнебург. Когда процесс стал затягиваться, писатель вылетает в Берлин и начинает поиски свидетелей обвинения среди бывших узников лагеря, и пишет гневную статью «Неопрошенные свидетели». В начале 1946г. Первенцев вылетает в Лондон для участия в заседаниях первой сессии Организации Объединенных Наций. Все увиденное претворилось потом в пьесе «Младший партнер». В послевоенной литературе тема борьбы за мир заняла почетное место. Поездки по разным странам помогли писателю создать киносценарии «Братья», «Герои Шипки», «Фортуна». В последующие годы появились произведения, написанные уже на новом материале: роман «Матросы» (1961г.) - о советском флоте в мирные дни, о людях, возрождающих Севастополь, «Гамаюн - птица вещая» (1963г.) - о жизни рабочих-москвичей, героев предвоенных пятилеток, «Оливковая ветвь» (1965г.) - о послевоенной борьбе за мир и дружбу между народами. Первенцев писал о трудной жизни подводников «Остров надежды» (1968г.), о металлургах Подмосковья «Космический сплав», о пограничниках послевоенной Западной Украины (1-я книга дилогии «Секретный фронт», 1972г.) и их последующей оперативной работе в южном портовом городе (2-я книга дилогии, которую Первенцев дописал уже, будучи тяжело больным). Первенцев отдал дань и земле своего детства - повесть «Баллада о детстве», роман «Директор Томилин», в котором наряду с рассказом о крупной индустрии, и ее людях возникают экскурсы в историю, во времена Гражданской войны в Приазовье. Первенцев писал о прекрасной, щедрой и плодородной земле Кубани и Приазовья, которая периодически подвергается страшнейшим природным катаклизмам: смерчи, наводнения и т.д. В неравную борьбу со стихийными бедствиями вступают рыбаки и колхозники-хлеборобы, временами погибающие в этой борьбе так же, как и на войне (роман «Черная буря»). Первенцев много бывал за рубежом в составе различных делегаций - об этом ряд путевых очерков: «В Корее» (1950г.), «В Исландии» (1952г.), «Выход в океан» (1958г.) и др. В 1977г. вышла книга «Оружие памяти», где Первенцев рассказал о задачах литературы, как он их понимал. Секрет таланта Аркадия Первенцева - в тесной связи с жизнью в глубокой гражданственности и титанической работоспособности, о чем свидетельствуют его многократно издававшиеся романы, повести, пьесы, киносценарии, очерки, статьи, популярные не только в нашей стране, но и за ее рубежами. Умер Аркадий Алексеевич Первенцев 30 октября 1981 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
* * *
Ссылка на карту: 
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара.
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * * 

Топонимика улиц Краснодара: Писателя Придиуса / Krasnodar, Pisatelya Pridiusa Street

Краснодар, улица им. Писателя Придиуса П.Е.
Краснодар, улица им. Писателя Придиуса П.Е.
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. 
Писателя Придиуса П.Е.
Город Краснодар, 2024
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: История улиц Краснодара: улица им. Писателя Придиуса П.Е. проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара, район Тихая поляна.
* * *
Придиус Петр Ефимович (10 января 1932, ст. Бесстрашная, Краснодарский край. - 14 октября 2003, Краснодар) - советский и российский журналист, писатель, публицист, член Союза писателей России. Лауреат краевых и всероссийских премий, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный журналист Кубани и Республики Адыгея. Награжден различными орденами и медалями. В 1955 г. окончил факультет журналистики МГУ. Работал в газете «Советская Кубань», был заместителем редактора альманаха «Кубань», главным редактором газеты «Кубанские новости». Возглавлял краевое отделение Союза писателей России до последних дней жизни. Прозаик - автор острых миниатюр Степана Хуторского (псевдоним), ряда повестей и публицистических сборников: «Заветное поле» (1976), «Отрадненское предгорье» (1980), «Родное» (1986), «Не погаси огонь Прометея» (1989), «Звездопад» (1999).
* * *
Ссылка на карту: 
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара.
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *