Показано по 5 материалов на страницу.

05 августа, 2012

TANJA JACOB / IMO 9257503

ТАНКЕРА / ShipSpotting © Igor Torgachkin
* * *
Танкер TANJA JACOB / IMO 9257503
Морской порт Новороссийск
Черноморское побережье России,
Цемесская (Новороссийская) бухта.
* * *
TANJA JACOB / IMO 9257503
VESSEL NAME TANJA JACOB
EX NAME 1 FOUR KETCH until 2007 Apr 02
CALLSIGN A8YR7
MMSI 636092217
FLAG LIBERIA
PORT OF REGISTRY MONROVIA
STATUS OF SHIP IN SERVICE/COMMISSION
STATUS DATE (SINCE 29-01-2003)
MANAGEMENT
OWNER NAME PANAMAX SCHIFFAHRTS GMBH & CO
OWNER LOCATION Germany
OWNER ADDRESS CARE OF ERNST JACOB GMBH & CO KG , POSTFACH 1943, SUEDERHOFENDEN 12, ALTSTADT, 24937 FLENSBURG, GERMANY
MANAGER NAME JACOB E
MANAGER LOCATION Germany
MANAGER ADDRESS Hamburg Suederhofenden 12 D-24937 Flensburg, Germany
MANAGER PHONE +49 461 8604-0
MANAGER FAX +49 461 8604-66
MANAGER EMAIL info@ernstjacob.de
MANAGER WEBSITE www.ernstjacob.de/
ISM MANAGER NAME JACOB E
ISM MANAGER LOCATION Germany
ISM MANAGER ADDRESS Hamburg Suederhofenden 12 D-24937 Flensburg, Germany
ISM MANAGER PHONE +49 461 8604-0
ISM MANAGER FAX +49 461 8604-66
ISM MANAGER EMAIL info@ernstjacob.de
ISM MANAGER WEBSITE www.ernstjacob.de/
TONNAGE
GROSS TONNAGE 40037 t
NET TONNAGE 20900 t
DEADWEIGHT 73004 t
DISPLACEMENT 86132 t
DIMENSIONS
LENGTH OVERALL 227.5 m
LENGTH REGISTERED 219.0 m
LENGTH BP 219.0 m
BREADTH EXTREME 32.24 m
BREADTH MOULDED 32.24 m
DEPTH MOULDED 20.2 m
DRAUGHT 14.02 m
FREEBOARD 9.713
FREEBOARD SUMMER 6.18
CAPACITY
FUEL 2656.6 t
BALLAST WATER 29411.1 t
FRESHWATER 218.6 t
CRUDE CAPACITY 401749.0 bbl
LUBE OIL 21.6 t
DIESEL OIL 181.7 t
HULL
HULL TYPE DOUBLE HULL
HULL MATERIAL HIGH STRENGTH STEEL - ABS - GRADE AH32
DECKS NUMBER 1
BULKHEADS 17
LIFTING EQUIPMENT (SWL 3,2 TONS) (SWL 15,0 TONS) (SWL 0,9 TONS)
ENGINE
MAIN ENGINE BUILDER HSD ENGINE, PUSAN SOUTH KOREA
MAIN ENGINE MODEL 6S60MC MK6
MAIN ENGINE POWER 10522 KW
FUEL TYPE MARINE DIESEL
PROPELLER 1 FIXED PITCH
YARD
BUILDER SAMSUNG HEAVY INDUSTRIES CO., LTD.
COUNTRY/PLACE OF BUILD GOEJE SOUTH, KOREA
YARD NUMBER 1423
YEAR OF BUILT 2003
CLASSIFICATION
VESSEL TYPE OIL PRODUCTS TANKER
CLASSED BY (1) AMERICAN BUREAU OF SHIPPING
CLASSED BY (1) DATE CHANGE SINCE 26-03-2003
CLASSED BY (1) STATUS DELIVERED
SURVEY (1) AMERICAN BUREAU OF SHIPPING
SURVEY (1) DATE 02-11-2007
SURVEY (1) NEXT DATE 28-01-2013
P&I INSURER (1) STEAMSHIP MUTUAL UNDERWRITING ASSOCIATION (BERMUDA)
P&I INSURER DATE (1) 20-02-2012
* * *

Морской спецназ Новороссийской ВМБ / Combat swimmers on the day of the Russian Navy, 2012

NAVY Photos / Ship Spotting © Igor Torgachkin
* * *
День Военно-Морского Флота России празднует город-герой Новороссийск, 29 июля 2012 год.
Новороссийская Военно-Морская База.
Краснознамённый Черноморский флот.
Морской спецназ Новороссийской ВМБ и Крейсер «Михаил Кутузов» на вечной стоянке у морского вокзала.
Новороссийский морской торговый порт (НМТП).
Бухта Цемесская (Новороссийская). Черное море.
* * *
Секреты морского спецназа. Отряд боевых пловцов «Дельфин» не имел равных среди себе подобных. О советских армейских подразделениях специального назначения (разведывательно-диверсионных и антидиверсионных отрядах и группах) и сегодня на Западе знают очень мало. А о спецформированиях советского ВМФ там вообще почти ничего не известно. Да и у нас тоже. Данная публикация приоткрывает некоторые страницы этой темы. Хотя принимать за "чистую монету" все сказанное – не стоит…
Такой сверхдефицит информации объясняется особой секретностью. Во-первых, в сфере подготовки, тактики действий, технического оснащения и спецвооружения морской спецназ СССР обогнал все страны НАТО (более подробно обо всем этом можно прочитать у Д. Корецкого в "Основной операции"). Во-вторых, в 70-е – начале 90-х годов наши "морские дьяволы" участвовали в боевых действиях во многих странах мира (например, в Анголе, Кувейте, Вьетнаме, Египте, Мозамбике, Никарагуа, Эфиопии и др.). Но ответственность за их операции взяли на себя вооруженные силы и спецслужбы дружественных СССР стран. Подобная схема обеспечивала режим строжайшей секретности. Предыстория создания советского морского спецназа такова. В октябре 1955 года в английский порт Портсмут прибыл советский крейсер "Орджоникидзе". На его борту находились тогдашние руководители СССР – Хрущёв и Булганин. Они отправились на переговоры с премьер-министром Великобритании в Лондон. А тем временем для изучения винтов крейсера в воды гавани опустился боевой пловец Флота Ее Величества капитан 2 ранга Лайонелл Крэбб. Британские военно-морские специалисты весьма интересовались винтами, так как предполагали, что благодаря их форме крейсера данного типа развивают высокую скорость хода (до 35 узлов) при экономичной работе турбин. Однако этот рейд Крэбба обнаружила советская агентура, и во время второго погружения корабельные винты крейсера как бы "случайно" провернулись. Крэбб погиб, советская сторона якобы выразила сожаление по поводу происшедшего и принесла свои извинения. Между тем сотрудники Министерства обороны СССР приступили к рассмотрению вопроса "о необходимости создания специальных подводных разведывательно-диверсионных формирований". Решался этот вопрос целых полтора года. Наконец в 1957 году министр обороны Г.К. Жуков издал приказ об организации специальных сил ВМФ. Однако после его смещения работы в этом направлении были остановлены. И только в 1967-м, то есть спустя еще 10 лет, приказом Главнокомандующего ВМФ был создан "Учебно-тренировочный отряд легких водолазов Краснознаменного Черноморского флота". Личный состав этого отряда испытывал различные модели водолазного снаряжения, проводил учебные погружения и плановые подводные работы в акватории военно-морских баз, изучал прибрежную зону... Короче, обычная рутинная работа специального подразделения флота. Однако в отряде собрались настоящие энтузиасты морских диверсий. Не ставя в известность высшее командование, они работали по своей собственной программе. На первых же больших учениях по высадке десанта они показали товар лицом. Не только разведали из-под воды наиболее подходящий плацдарм для высадки, но и захватили его! Выйдя на берег там, где их никто не ждал, они подавили все огневые точки "противника", уничтожили закопанные в землю танки, полностью прервали телефонную и радиосвязь. При этом "легкие водолазы" так грамотно и эффективно использовали взрывчатку и автоматическое оружие, что восхищению генералов и адмиралов, имевших за плечами опыт Великой Отечественной войны, не было предела. По итогам учений в Минобороне решили преобразовать Учебно-тренировочный отряд в Отряд по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (сокращенно: Отряд ПДСС).
В 1969 году отряды ПДСС были созданы в составе Балтийского, Северного, Тихоокеанского флотов. Противодиверсионные отряды имелись во всех сколько-нибудь крупных военно-морских базах, особенно тех, где находились подводные лодки, вооруженные ракетами и торпедами с ядерными боеголовками. (После вывода Российских Вооруженных Сил из ГДР, Польши, стран Балтии, после раздела Черноморского флота часть из них расформировали. Кроме того, практически все отряды подверглись сокращению личного состава.)
В 1970 году Главное разведывательное управление Генштаба (ГРУ) создало разведывательно-диверсионное формирование "Дельфин", предназначенное для тайных операций против военно-морских баз иностранных государств. Тактика подводных операций, приемы и методы обучения, снаряжение, вооружение, технические средства – все это разрабатывалось советскими военными специалистами почти с нуля, так как предшествующих разработок практически не существовало, за исключением отдельных инициативных проектов или экспериментов. Тем не менее за несколько лет по всем аспектам, связанным с подводной разведкой и диверсиями, удалось далеко обогнать аналогичные подразделения ВМС США, Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, Израиля. Сегодня российские "Дельфины" якобы вообще недосягаемы даже для 'Тюленей" ВМС США.
Существует мнение: личный состав отрядов ПДСС набирается в основном из числа морских пехотинцев-добровольцев. Кандидат должен быть эмоционально уравновешенным, способным сохранять спокойствие в экстремальных ситуациях, не бояться темноты, одиночества, замкнутого пространства. Он должен выдерживать большие физические нагрузки, хорошо переносить погружение на значительные глубины и перепады давления. Если психологические тесты и медицинская комиссия пройдены, кандидат становится курсантом. Дальше начинается базовая подготовка, которая длится полгода (26 недель) и делится на 3 этапа.
Первый этап занимает 7 недель. Учебный день рассчитан на 15 часов. Курсанты бегают кроссы на дальние дистанции, плавают, занимаются греблей, преодолевают полосу препятствий. С каждым днем нагрузки увеличиваются, а требования становятся все жестче. Кроме того, инструкторы, проводя занятия, систематически устраивают различные помехи в выполнении задания. Например, разливают на воде и поджигают нефть, или на проплывающем мимо бревне взрывают заряд взрывчатки... В последнюю (7-ю) неделю проверяют способность курсантов выдерживать предельные физические и психические нагрузки. В это время на сон отводится не более 3–4 часов в сутки. Курсанты совершают марш-бросок с полной выкладкой на 100 километров, а также заплыв в гидрокостюме на 10 миль (18,5 км), буксируя при этом груз весом до 40 кг. По оценке, в среднем данный этап проходит до конца лишь один из 15–20 курсантов.
Второй этап длится 11 недель. В ходе его курсанты изучают водолазное снаряжение, минно-взрывное дело, тактику боевых операций малых групп в воде и на земле, основы войсковой разведки, радиодело, овладевают холодным и огнестрельным оружием (как серийным, так и специальным). Затем идут парашютная подготовка, скалолазание, управление подводными, надводными и наземными транспортными средствами (например, электробуксировщиками). Разумеется, видное место отводится изучению и отработке различных действий под водой, способов проникновения из-под воды в заданный район...
Немало времени уделяется рукопашному бою на суше и особенно под водой с ножом (обычным и иглой). Парни тщательно отрабатывают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия на противника.
В ходе выполнения различных учебно-боевых заданий происходит подбор членов подразделений боевых пловцов. Смысл здесь в том, что каждое такое подразделение (пара, тройка, четверка и так далее) должно действовать точно и четко, как единый хорошо отлаженный механизм. А это требует взаимной "притирки" в процессе совместных занятий.
Закончив второй этап обучения, курсанты сдают зачет по обороне береговых объектов и кораблей от пловцов-диверсантов противника. Этот зачет, лучше сказать – экзамен, происходит во время учений, построенных как модель боевой операции. Здесь проверяется умение работать под водой на различных глубинах (ориентироваться, наблюдать в условиях плохой видимости, вести бой, преследовать врага, отрываться от преследования, маскироваться на грунте и т.д.). Успешно сдавших зачет отправляют в отдельную бригаду морской пехоты для закрепления приобретенных навыков. Это третий этап, он длится 8 недель. Опытные инструкторы ежедневно контролируют курсантов. Затем одни боевые пловцы остаются в бригаде, другие возвращаются в отряды ПДСС, где они проходили обучение. А наиболее способным предлагают пройти двухгодичное обучение в специальном разведывательно-диверсионном центре. Эту суперэлиту готовят для проведения самых трудных и ответственных операций. Все они – офицеры.
Этот учебный центр готовит кадры для отряда "Дельфин". До недавнего времени он находился на соленом озере Балхаш, в Казахстане (площадь более 17 тысяч кв. км, глубина до 226 метров). Здесь курсанты прыгают с парашютом по всей шкале высот (начиная с 200 метров и кончая затяжными из стратосферы), опускаясь при этом на воду, лес, горы, степь – в любую погоду днем и ночью. Высаживаются с вертолетов по канатам (за 28 секунд с высоты 40 метров) и без канатов, прыгая в воду с высоты пяти метров от поверхности. Осваивают выход из подводной лодки через торпедные аппараты. Учатся уничтожать корабли, шлюзы, дамбы, мосты, захватывать аэродромы, командные пункты, узлы связи. Еще их учат выживанию в любых климатических условиях, способам побега из плена, работе на всех типах радиостанций, применению ядов, использованию самых различных технических средств. Немало времени уходит на совершенствование навыков стрельбы из различных моделей огнестрельного оружия отечественного и иностранного производства. Среди них некоторые не имеют аналогов в мире, например, автомат для подводной (и надводной) стрельбы АПС-78. На глубине 40 метров (ниже в снаряжении на сжатом воздухе не погружаются) он может поражать водолазов противника на дистанции до десяти метров, либо пробивать обшивку миниатюрной подводной лодки, днище катера и т.д. На воздухе он убивает на расстояниях до 100 метров! Разумеется, есть и другие аналогичные виды оружия, гораздо современнее, но они засекречены. Но самое главное, в чем пловцы "Дельфина" превзошли пловцов всех других стран, это умение преодолевать любые рубежи подводной обороны и проходить там, где, казалось бы, пройти невозможно. Яркий пример: в штормовую ночь три пары пловцов высаживают с вертолета на воду за 15 миль от берега (то есть на удалении в 28 километров). Необходимо скрытно подойти к военно-морской базе "противника", проникнуть туда и взорвать некий объект. Первый рубеж обороны – донные мины, взрываемые с берега по сигналам гидроакустических станций. Второй рубеж – сигнальные тросы, натянутые под водой в разных направлениях. Третий – подводная взрывная сеть с установленными на ней зарядами, которую нельзя резать и под которую невозможно поднырнуть. А сверху светят прожекторы и установлены пулеметы береговых постов, станешь перелезать через сеть сверху, сразу заметят и "расстреляют". Однако пловцы "Дельфина" проходили все рубежи, затем форсировали почти отвесную скальную стену и бесшумно "снимали" часовых. Потом минировали объект и уходили назад в воду тем же путем, что и пришли на берег.
В отряде происходила специализация по регионам предстоящей боевой деятельности: Латинская Америка, США с Канадой, Западная Европа, Юго-Восточная Азия, Южная и Юго-Западная Африка, Ближний Восток, страны Средиземного моря и т.д. После обучения в Центре диверсантов отправляют в дельфинарии для изучения методов борьбы с морскими животными, натренированными для уничтожения боевых пловцов. Для борьбы с подводными диверсантами дельфинов тренировали на манекенах и даже настоящих пловцах. Дельфины оказались опасными противниками. Пытаясь сдернуть ласты, они могли утопить человека, а получив команду к атаке, пробивали насквозь манекены металлическим штырем, укрепленным на морде. Поскольку схожей программе работали лаборатории ВМС США, советские специалисты разработали свои методы борьбы с тренированными морскими животными. Данная программа осуществлялась в большой спешке. Дело в том, что во время одной из операций по подрыву американских транспортных кораблей с боеприпасами в бухте Камрань погибли двое пловцов "Дельфина". Их убили именно боевые дельфины, доставленные туда из США для охраны акватории бухты. Впоследствии попытки американцев применить своих дельфинов против наших боевых пловцов у побережья Никарагуа закончились уничтожением животных. Когда инструкторы приходят к выводу, что диверсант подготовлен полностью, его начинают использовать в боевых операциях. Однако раз в год диверсанты обязательно проходят курс переподготовки, где их знакомят с новинками снаряжения, вооружения, медицинского обеспечения, а также с опытом отечественных и зарубежных боевых пловцов по операциям за прошедший год. Аналогичную подготовку проходят и знаменитые американские "Тюлени", "Касатки", перенявшие в том числе и наш опыт.
Проведение любой операции боевых пловцов невозможно без помощи специальных научных подразделений. Они дают точную информацию о гидрографических условиях в районе высадки (о подводных течениях, рельефе береговой линии, удобных подходах к берегу, естественных укрытиях, опасных для людей морских обитателях, о температуре и прозрачности воды, о времени и силе приливов и отливов и многом другом). Они же осуществляют звукоподводную связь с пловцами, обеспечивают их гидроакустическими маяками, ориентируют по местоположению, осуществляют скрытую заброску и прием на борт. Чаще всего подразделения технического обеспечения находятся на борту "научно-исследовательских" кораблей (раньше – Академии наук СССР, ныне – Российской АН) или в секретных отсеках плавучих заводов по переработке рыбы, крабов, креветок, кальмаров и т.д.
Своими успехами советские боевые пловцы в значительной степени были обязаны военным конструкторам, создающим оружие и снаряжение. Бесшумное сверхскорострельное оружие, инфракрасные, оптические и лазерные прицелы и целеуказатели, фугасы объемного взрыва, вакуумные боеприпасы, буксируемые ядерные фугасы (малые – весом около 27 кг и большие, весящие примерно 70 кг), реактивные гранатометы, огнеметы, средства подавления гидроакустических и электронных приборов – все это было и есть на вооружении боевых пловцов, все это отечественного производства, по качеству не хуже западных образцов, а зачастую и лучше. Дыхательные аппараты замкнутого цикла позволяют находиться под водой в течение нескольких часов, и людей не выдает выдыхаемый воздух. Костюмы с теплоизоляцией сохраняют пловцов от переохлаждения, а приборы подводного ориентирования обеспечивают боеспособность даже в условиях нулевой видимости. Обезвредить такого диверсанта сможет только подготовленный пловец из группы ПДСС.
В настоящее время в диверсионной работе используют небольшие подводные суда. В конце 1980-х годов советские специалисты разработали сверхмалую подводную лодку "Пиранья". Она могла подойти к объекту, взяв на борт 6 диверсантов, контейнеры и дополнительные средства движения. Одной из вершин конструкторской мысли стало приспособление "Сирена" – своеобразная оборудованная торпеда. Внутри нее размещались два диверсанта со всем необходимым снаряжением, и "Сирена" выстреливалась из торпедного аппарата подводной лодки. Скрытную высадку на территорию другого государства легче всего осуществить водным путем. Исходя из таких соображений, в 1971 году в составе секретного отряда "Вымпел" 1-го Главного управления КГБ СССР создали особое подразделение боевых пловцов. Готовили их инструкторы из "Дельфина", но людей подбирали, естественно, не среди морских пехотинцев, а из числа оперативных сотрудников КГБ. В отличие от диверсантов "Дельфина", важное место в их подготовке занимала работа с агентурой в приморских населенных пунктах стран вероятного противника. Цель – во взаимодействии с агентами захватить и уничтожить в день "Икс" стратегические объекты. Либо удержать их до прибытия основных сил десанта с воздуха и с моря. Насколько известно, масштаб боевых задач, стоявших перед боевыми пловцами отрядов ПДСС всех флотов, "Дельфина" и "Вымпела", был огромен. В случае начала войны советский морской спецназ должен был вывести из строя систему противолодочной обороны в Атлантике, Тихом океане и Средиземном море, осуществить диверсии в центрах управления и связи основных морских соединений стран НАТО, заблокировать передовые операционные базы легких сил (катеров, десантно-амфибийных соединений, спецсредств, противолодочных сил и т.д.), высаживаясь для этого с транспортных подводных лодок, с коммерческих и промысловых кораблей под чужими флагами, с самолетов и вертолетов, или будучи заброшенными на подходящие места еще до начала войны. Короче говоря, морской спецназ должен был нанести удар на всех морских театрах, там, где не предусматривалось использование ядерного оружия...
Статья с Интернет-портала «Флот –XXI век» по ссылке:
Секреты морского спецназа. Отряд боевых пловцов «Дельфин» не имел равных среди себе подобных
* * *

Большой гидрографический катер БГК-890 / Large hydrographic boat BGK-890 / July 29, 2012

Большой гидрографический катер БГК-890
Большой гидрографический катер БГК-890
Большой гидрографический катер БГК-890
Большой гидрографический катер БГК-890
Большой гидрографический катер БГК-890
ФОТО-ВМФ / ShipSpotting © Igor Torgachkin
* * *
Большой гидрографический катер БГК-890
55-й отдельный дивизион гидрографических судов
80-го района гидрографической службы.
Новороссийская Военно-Морская База.
Краснознамённый Черноморский флот.
Морской порт Новороссийск, 29 июля 2012
Черноморское побережье Кавказа,
Новороссийская (Цемесская) бухта.
Краснодарский край,
Южный ФО, Россия..
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *

Корабли Новороссийской ВМБ в парадном строю 29 июля 2012

NAVY Photos / Ship Spotting © Igor Torgachkin
* * *
День 
Военно-Морского Флота России 
празднует город-герой Новороссийск
29 июля 2012 год.
Краснознамённый Черноморский флот.
В парадном строю корабли 184-ой бригады 
охраны водного района Новороссийской базы ЧФ РФ.
181-й дивизион малых противолодочных кораблей 
(Новороссийск) представляют:
Два малых противолодочный 
корабля проекта 1124М
"ПОВОРИНО" (МПК-207), 
бортовой номер 053
"ЕЙСК", бортовой номер 054
170-й дивизион тральщиков 
(Новороссийск) представляют:
Базовый тральщик (БТЩ) проекта 1265 
"МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ" (БТ-241), 
бортовой номер 426
Морской тральщик (МТЩ) проекта 12660 
"ЖЕЛЕЗНЯКОВ", бортовой номер 901
и замыкает парадный строй 
Малое гидрографическое судно 
проекта 872 "ГС-402" 
* * *
Добро пожаловать!
Вас приветствует
• TORGACHKIN •
Торгачкин Игорь Петрович
* * *

03 августа, 2012

NAVY / RUSSIA / Firefighting boat PZHK-58

NAVY Photos / Ship Spotting © Igor Torgachkin
* * *
Противопожарный катер ПЖК-58
Проект 364
Firefighting boat PDK-58 (from 31.12.1977 - PZHK-58)
Russian firefighting boat - Project 364
NATO: Pozharny-I Class
183-й дивизион СПАСР Новороссийской базы ЧФ РФ, войсковая часть 76044
День Военно-Морского Флота России празднует город-герой Новороссийск, 29 июля 2012 год.
Новороссийский морской торговый порт (НМТП).
Бухта Цемесская (Новороссийская). Черное море.
* * *  
Противопожарный катер ПЖК-58
Водоизмещение: 180,8 т.
Размеры: длина - 34,9 м, ширина - 6,5 м, осадка - 1,85 м.
Скорость полного хода : 15,7 узлов.
Дальность плавания: 1050 миль на 10 уз.
Силовая установка: дизельная, мощность полного хода 2500 л.с., 3 вала.
Вооружение: не несет.
Спец. снаряжение: 4 ствола для пожаротушения производительностью по 200 м.куб./ч.
Экипаж: 26 чел.
Противопожарный катер, проект 364
Катера этого класса изначально проектировались с акцентом на обеспечение радиоактивной и химической безопасности кораблей при ведении боевых действий. В 70-х годах военные корабли ВМФ СССР были оснащены штатными средствами защиты от оружия массового поражения, и дезактивационные катера утратили свою актуальность, поэтому были переоборудованы с акцентом на противопожарные задачи - тушение пожаров на кораблях и судах флота, а также береговых объектах портовой инфраструктуры. Кроме того, наличие мощных насосов, способных откачивать воду из отсеков затопленного судна, а также нагнетать воздух в понтоны, позволяет ПЖК успешно решать задачи судоподъема.
Всего с 1953 по 1967 год было построено 84 катера на ССЗ в г. Рыбинске и Хабаровске. На вооружении этого катера находилось четыре лафетных ствола, так же были зарезервированы места для 12,7-мм пулемётов.
Противопожарный катер "ПЖК-58" был построен и вступил в строй в 1962 году. До 1977 г. имел название "ПДК-58" (противопожарный дезактивационный катер). Судно входило в 823-й группы аварийно-спасательной службы (АСС) ЧФ с базированием на Керчь. В 1975 году в районе Крымского полуострова экипаж осуществил судоподъем баржи с боезапасом, затопленной в годы Великой Отечественной войны. В 1980 году в Азовском море в районе города Геническ катер принимал участие в ликвидации пожара на загоревшейся нефтяной вышке. После расформирования Керченско-Феодосийской военно-морской базы Черноморского флота в начале 90-х годов "ПЖК-58" прибыл на новое место службы - Новороссийскую военно-морскую базу. В 2005 году в районе Анапы, где на глубине 20 метров затонул сухогруз "Джарвис", катер участвовал в судоподъемных работах. В течение полутора месяцев "ПЖК-58" и "СБ-5" откачали порядка 40 тысяч тонн воды из отсеков затонувшего судна. В августе 2002 года "ПЖК-58" в течение двух недель производил спасательные работы в районе Широкой балки близ Новороссийска по локализации последствий стихийного бедствия, вызванного выходом смерча на берег. Неоднократно в составе спасателей Новороссийской ВМБ принимал участие в международной выставке "Гидроавиашоу" в Геленджике. "ПЖК-58" отдельным элементом программы осуществлял тушение пожара и спасение экипажа экстренно приводнившегося летательного аппарата, который был представлен самолетом-амфибией Бе-200. На настоящий момент "ПЖК-58" входит в состав дивизиона СПАСР с базированием на Новороссийск.
Этим противопожарным катером в разное время комадовали:
- капитан судна Н. Абусеридзе.
* * *
Мал, да удал
Военные спасатели Новороссийской военно-морской базы отметили 50-летний юбилей противопожарного катера ПЖК-58. Это спасательное судно-ветеран ВМФ и «пионер» Новороссийской ВМБ, в состав которой он прибыл в начале 1990-х годов после расформирования Керченско-Феодосийской военно-морской базы Черноморского флота.
Ветеран Новороссийской ВМБ противопожарный катер ПЖК-58 без работы не стоит. Изначально катера такого класса проектировались с акцентом на обеспечение радиоактивной и химической безопасности кораблей при ведении боевых действий. В 50-х годах минувшего столетия в связи с возрастающей угрозой применения вероятным противником оружия массового поражения (ОМП) со стапелей судостроительных заводов для ВМФ СССР сошла серия катеров противохимической защиты (противопожарные дезактивационные катера – ПДК) проекта 364, главная задача которых – проведение дезактивации кораблей и морских объектов, подвергшихся воздействию ОМП. В 1970-х годах корабли ВМФ были оснащены штатными средствами защиты от ОМП, и дезактивационные катера утратили актуальность, поэтому были переоборудованы для решения противопожарных задач – тушение пожаров на кораблях и судах, а также на береговых объектах портовой инфраструктуры. Кроме того, наличие мощных насосов, способных откачивать воду из отсеков затопленного судна, а также нагнетать воздух в понтоны, позволяет ПЖК успешно решать задачи судоподъема. За время службы на Черноморском флоте ПЖК-58 выполнил немало ответственных задач. В 1975 году в районе Крымского полуострова экипаж осуществил судоподъем баржи с боезапасом, затопленной в годы Великой Отечественной войны. В 1980-м – в Азовском море в районе города Геническ его моряки потушили пожар на загоревшейся нефтяной вышке. В 1982-м – в районе Сухуми ПЖК-58 осуществил уникальный подъем затонувшего учебно-тренировочного комплекса для подготовки водолазных специалистов – объект весом более 400 тонн. Уже в составе Новороссийской ВМБ экипаж противопожарного катера обеспечил судоподъем более десяти судов, затонувших в Цемесской бухте в разное время. Одна из последних операций по судоподъему была проведена в 2005 году в районе Анапы, где на глубине двадцати метров затонул сухогруз «Джарвис». В течение полутора месяцев экипажи ПЖК-58 и СБ-5 откачали порядка 40 тысяч тонн воды из отсеков затонувшего судна. Неоднократно спасатели Новороссийской ВМБ участвовали в международной выставке «Гидроавиашоу» в Геленджике. ПЖК-58 отдельным элементом программы осуществлял тушение пожара и спасание экипажа экстренно приводнившегося летательного аппарата, который обычно представлял самолет-амфибия Бе-200. Выслужив двойной срок эксплуатации, ПЖК-58 по-прежнему в строю ВМФ и, по мнению специалистов, способен прослужить еще не менее десяти лет. По оценке командования, противопожарный катер, которым руководит капитан судна Нияз Абусеридзе, всегда был и остается лучшим в части спасательных судов НВМБ. Содержание энергетических отсеков, жилых и служебных помещений, техническое состояние электромеханической части и средств спасания не раз удивляли проверяющих инспекторов своей ухоженностью. По словам заместителя командира части спасательных судов по воспитательной работе капитана 2 ранга Алексея Османова, в образцовом содержании судна прежде всего заслуга экипажа ПЖК-58. Все, начиная от капитана катера и заканчивая рядовым матросом, считают «Пыжик» (так моряки между собой любовно называют ПЖК) своим вторым домом, и порядок в нем они поддерживают согласно флотским традициям. В экипаже ПЖК гармонично сочетается многолетний опыт моряков военного и торгового флотов. Капитан судна Нияз Абусеридзе много лет посвятил работе на танкерах Новороссийского морского пароходства, а последние 5 лет возглавляет экипаж ПЖК-58. Боцман Анатолий Кудрявцев на спасательных судах ВМФ работает около 20 лет, половину из них – на ПЖК-58. Матрос Леонид Мельник – прошлом военный моряк. Выслужив установленный срок военной службы, он в звании мичмана уволился с морского тральщика «Железняков», но остался в НВМБ гражданским специалистом на противопожарном катере. В части «Пыжик» давно называют семейным катером. Старший механик Сергей Табунщик в 1985 году принял электромеханическую часть ПЖК у своего отца Александра Кузьмича, который проработал на катере двадцать лет. Поэтому в общей сложности более сорока лет механическое сердце «Пыжика» исправно бьется благодаря надежной опеке морской династии Табунщиков.
Аналогов таким характеристикам ПЖК, проекта 364, в ВМФ России пока нет. Но востребованность в таких возможностях легла в основу предложений флотских спасателей по проектированию современных спасательных судов подобного класса. В морских проектных институтах в настоящее время уже ведутся разработки новых спасательных катеров. Вероятно, в недалеком будущем они сменят ветеранов и продолжат вахту морских пожарных спасателей, которую вот уже полвека исправно несут «Пыжики» из состава ВМФ России.
Источник: "Красная звезда", автор: Виктор ПЯТКОВ
* * *