Город-порт, город-труженик, город-герой Новороссийск
Город-порт, город-труженик, город-герой Новороссийск
Город-порт, город-труженик, город-герой Новороссийск
Город-порт, город-труженик, город-герой Новороссийск
Город-порт, город-труженик, город-герой Новороссийск
Город-порт, город-труженик, город-герой Новороссийск
Город-порт, город-труженик, город-герой Новороссийск
Город-порт, город-труженик, город-герой Новороссийск
Город-порт, город-труженик, город-герой Новороссийск
НОВОРОССИЙСК © Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Якорь Адмиралтейский / Anchor of the Admiralty
Крейсер-музей МИХАИЛ КУТУЗОВ
Набережная Адмирала Серебрякова.
Морской порт Новороссийск,
Черноморское побережье Кавказа,
Новороссийская (Цемесская) бухта.
Краснодарский край, Россия.
* * *
Якорь, приспособление для удержания судна на месте стоянки в свободной воде, соединяется с судном канатом или якорной цепью. Устроен якорь так, что после отдачи зарывается лапами в грунт. Держащая сила якоря выражается через отношение его веса к тому весу, который он способен удерживать. Простейший якорь в виде камня, обвязанного канатом, удерживает вес меньше собственного. Якорь Адмиралтейский (со штоком и неподвижными лапами) малых размеров удерживает (в зависимости от особенностей его конструкции) вес в 3-12 раз больше собственного, а больших габаритов - в 5 раз больше своего веса. Якоря, не имеющие штока, удерживают: малые - в 2-3 раза больше своего веса, большие (корабельные) - в 5 раз больше своего веса; держащая сила таких якорей через некоторое время после заглубления лап в грунт возрастает по сравнению со значением ее величины сразу после отдачи.
Якорь Адмиралтейский (англ. common anchor, anchor of the Admiralty, admiralty pattern anchor) - классический тип якоря. Якорь состоит из веретена, заканчивающегося внизу утолщённой частью - трендом. Нижняя грань тренда называется пяткой. От тренда отходят два неподвижных рога, заканчивающихся треугольными лапами с остриями - носками. На утолщение в верхней части веретена насажен анкершток, перпендикулярный плоскости лап. Выше штока веретено соединено со скобой якоря посредством болта, проходящего через отверстие в веретене. По своей конструкции адмиралтейский якорь относится к группе якорей с неподвижными лапами и штоком. Шток якоря может быть деревянным, закрепленным постоянно, или металлическим. Деревянный шток используется на больших якорях. Он постоянно закреплен на якоре, менее долговечен, чем сам якорь, и требует бережного обращения. Металлический шток позволяет складывать якорь. В рабочем положении такой шток фиксируется чекой, а в походном - сдвигается и укладывается вдоль веретена, для чего один из концов штока, остающийся в веретене, выполняется изогнутым. Чтобы металлический шток ни при каких условиях не выпал, на концах его сделаны утолщения.
Классическая конструкция такого якоря уходит корнями в древность. Двурогий якорь со штоком, стоящим поперек, известен у древних народов, в частности, древних греков и римлян. Такой якорь мог изготавливаться из крепкого дерева (шток в таком случае делался тяжелым, из камня или даже свинца) или из металла. Якоря были весьма дороги, особенно металлические. Позднее якоря делались кованными из железа. Изготовление железного якоря, особенно крупного, всегда представляло серъёзную задачу и требовало большого мастерства кузнеца, так как рога и веретено ковались отдельно, а затем соединялись кузнечной сваркой. Облом рога у некачественного якоря был совершенно обычным делом. Предпринимались разные технологические ухищрения для повышения прочности (в частности, сборка ковкой из набора фигурных пластин). Разные мастера и фабриканты по-разному определяли пропорции якоря, угол развала рогов, форму лап и тому подобное. Заметный прогресс был достигнут в середине XIX века с появлением парового молота и установлением адмиралтейского стандарта. Название "адмиралтейский якорь" появилось после больших натурных испытаний якорей различных конструкций, проведённых Британским адмиралтейством. Потребность в испытаниях была вызвана серьёзными проблемами с надёжностью и качеством у существовавших тогда якорей, и, как результат, ростом числа аварий. В результате проведенных испытаний и исследований в 1852 году Адмиралтейством был принят стандарт на такие якоря. Собственно, адмиралтейским якорем изначально назывался якорь, изготовленный по британскому адмиралтейскому стандарту 1852 года.
* * *
Чтобы сделать настоящий якорь сто лет назад требовался адский труд! И якорные мастера были виртуозами своего дела. Откованный якорь подвергался нескольким испытаниям. Чистота отделки проверялась нагревом до темно-вишневого цвета, когда проступают все недостатки поковки. Потом якорь пробовали на удар - сбрасывали на железную плиту с высоты 12 футов. Если он выдерживал это испытание, его подвешивали и били семифунтовыми молотами. При этом чистый, звонкий звук свидетельствовал, что поковка плотна и в ней нет раковин и трещин. Если якорь выдерживал испытания, на нем выбивали клеймо. Теперь предстояло доставить изготовленный и выдержавший пробу якорь к месту его службы - Черноморский флот. Потом надо было распределить якоря по кораблям. Ведь одному судну нужен якорь одного веса, а другому - другого. Помимо различных простых формул чисто эмпирического характера, о которых уже рассказывалось, в середине прошлого века в русском военном флоте применяли правило, выведенное из сравнения веса якорей с размерениями кораблей русского, английского и французского флотов. Длину корабля между перпендикулярами умножали на наибольшую его ширину с обшивкой, и полученное произведение делили на определенное число. Оно составляло: для трехдечных кораблей - 40, двухдечных - 41, фрегатов - 42, корветов - 45, бригов - 50, тендеров и шхун - 55, больших транспортов - 45, средних и малых транспортов - 50. Полученное частное показывало вес якоря в пудах. Так, например, длина трехдечного линейного корабля "Двенадцать апостолов"- одного из самых больших линейных кораблей русского флота - по гон-деку составляла 211 футов и 9 дюймов, ширина с обшивкой - 58 футов и 6 дюймов. Произведение равнялось 12599,125. Это число, разделенное на 40, показывало вес якоря в пудах - 314. Длина корабля "Ростислав" по гон-деку равнялась 197 футам и 4 дюймам, ширина с обшивкой - 57 футам. Произведение 11 246, разделенное на 41, показывало вес якоря - 274 пуда. Каков же вес самого большого адмиралтейского якоря, изготовленного России? Самые тяжелые русские якоря этого типа в настоящее время украшают здание Адмиралтейства в Ленинграде. Они были откованы в 1863 году кузнецами Невского судостроительного завода для броненосцев "Адмирал Свиридов", "Адмирал Чичагов" и "Генерал-адмирал". Учитывая огромные трудности, связанные с изготовлением больших якорей, можно утверждать, что стоимость "символов надежды" еще каких-нибудь сто лет назад была непомерно высокой. Интересны названия частей якоря установившиеся еще во времена Петра I и частично забытые или искаженные в наше время. Это: веретено (цевье), рог, лапа, носок рога, ворот (лоб), пятка, мышка, орехи (заплечики), шток, бугель, шейма, рым, ухо - таковы исконно русские морские названия. Ими пользовались как кузнецы, так и моряки. Правда, в конце прошлого века в русские книги по морской практике попало такое "усовершенствованное" название части якоря, как "тренд" (ворот или лоб). Это название попало в наш морской язык из английского языка (trend - изгибать, гнуть). Но тем не менее этот термин у нас прижился.
* * *
Якорь - символ надежды моряка. Когда кораблю грозила гибель на прибрежных рифах или скалах, мореплаватели издавна вверяли якоря свою судьбу, как последней надежде на спасение. У народов с развитым мореплаванием Якорь символизирует: надежда, спасение, конечность, безопасность, прочность, устойчивость, стабильность, спокойствие, мир, терпеливость, надежность, верность, преданность и осторожность, мужественность, тормоз, ограничение, море, парус, флот, победу в морской битве, вечный конфликт между телом твердым и телом текучим, жидким; земля и вода, опора, надежность, удача, доверие, вера.
* * *
Якорь, хорошо известный всем как морская эмблема, в первые века новой эры был теснейшим образом связан с христианской религией. Для ранних христиан, усматривавших в нем скрытую форму креста, якорь олицетворял надежду на спасение и осторожность, безопасность и прочность. Эта символика нашла отражение в Новом Завете. Говоря о надежде на спасение, апостол Павел заявлял, что она "...для души есть как бы якорь безопасный и крепкий". Таким образом, в якореобразном (якорном) кресте, изображавшемся ранними христианами на стенах римских катакомб, воплощалась их сокровенная надежда на спасение души и мечта о прекрасном Царствии Небесном. В христианской иконографии якорь, как эмблема безопасности, является главным атрибутом св. Николая Мирликийского - покровителя моряков. Иное значение следует приписать якорю полулегендарного папы Климента (88?—97?). Согласно церковному преданию, в период гонений на христиан безбожные язычники навесили папе якорь на шею и утопили первосвященника в море. Однако морские волны вскоре расступились, обнажив на дне храм Божий. В этом мифическом подводном храме якобы и было обнаружено тело святого поборника веры. В изобразительном искусстве Ренессанса якорь - атрибут персонифицированной Надежды. Особой популярностью в ренессансной живописи пользовалась аллегорическая эмблема, изображавшая дельфина с якорем. В этой композиции дельфин символизировал скорость, а якорь - сдержанность. Эмблему сопровождал латинский девиз: "Festina lente" ("Поспешай медленно"). В мантике, а именно в индийских гадальных картах, якорь символизирует неожиданное препятствие, вызывающее остановку в делах. Эмблематика Нового и Новейшего времени связывает якорь исключительно с мореплаванием. Превратившись в эмблему матросов и речников, якорь украшает кокарды и униформу военных и торговых моряков всех стран. Так, например, на латунной бляхе российского лоцмана XIX века был изображен большой адмиралтейский якорь с надписью по овалу знака: "СП. Бургской Лоцманской Команды". Иногда эмблема якоря встречается на знаках не только военно-морских, но даже и сухопутных подразделений русской армии. 102-й пехотный Вятский полк имел отличительный знак якоря, украшенный императорской короной и вензелем Николая II. В этом нет ничего удивительного, поскольку данный полк был сформирован еще в 1803 году из 4-го морского полка. Вятский полк, участвовавший в нескольких военных кампаниях, особенно прославился в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов, за что и был награжден Георгиевскими серебряными трубами. Эмблему якоря можно видеть и на военно-морских наградах многих государств. В СССР, например, большой якорь обрамлял орден Ушакова, а пять маленьких якорьков располагались на лучах звезды ордена Нахимова. В наше время на всех географических картах якорь служит всемирным знаком портов. В российской городской геральдике эмблему портовых городов представляют обычно два скрещенных якоря и третий дополнительный элемент, указывающий на назначение порта. Так, в гербе Таганрога два перекрещенных золотых якоря пересекает вертикально возложенный кадуцей, что квалифицирует данный город как крупный южный торговый порт, а два серебряных якоря (морской и речной) в гербе Санкт-Петербурга скрещены под золотым скипетром - символ исключительного государственного значения северной морской столицы. Слава великих побед российского военно-морского флота обрела визуальное воплощение в личных и родовых гербах Апраксиных (якорь, перевитый канатом), Чичаговых (якорь с лавровым венком), Головиных и Вязьмитиновых (скрещенные серебряные якоря). Эмблема якоря присутствует и в гербах Варварциев, Исленьевых, Кашкиных, Критских, Купреяновых, Скобельцыных и других российских дворян. В отличие от российских гербов, возникших позднее, в европейских родовых гербах эмблема якоря несла на себе древнюю символику надежды. Якорь, лежащий на донном грунте, изображен даже в личном гербе римского папы Пия X (1903-1914). Этот великий понтифик, конечно, никогда не служил ни в военном, ни в торговом флоте, поэтому эмблеме якоря в его гербе можно было бы приписать все ту же раннехристианскую символику. Но дело здесь в другом: в бытность свою кардиналом, Джузеппе Сарто являлся патриархом Венеции. Отсюда и якорь, и лев св. Марка в гербе будущего папы. В современной государственной геральдике эмблема якоря используется очень редко и играет роль второстепенного элемента. Так, в гербе ЮАР на якорь опирается аллегорическая женская фигура, олицетворяющая развитое судоходство и морскую торговлю этого южно-африканского государства.
* * *
Добро пожаловать!
Вас приветствует
• TORGACHKIN •
Торгачкин Игорь Петрович
* * *