Я, Журид Федор Федорович, родился 1 января 1922 года в крестьянской семье в деревне Костеши Узденского района Минской области БССР. Жил в этой деревне до 1935 года. С 1929 года обучался в деревенской начальной школе, окончил ее в 1933 году. В семилетнюю школу ходил за 10 км в деревню Могильно. Как во всех крестьянских семьях дети рано привлекались к труду. Помнятся события, связанные с образованием колхоза в нашей деревне. С образованием колхоза в деревне (а назвали его незнакомым тогда словом - «Авангард») стали поступать орудия труда, которых ранее в деревне не видели. Например, конные грабли. И первые из них доверяли мальчишкам-пионерам, в том числе и мне. Затем появились жатки крылатки. В них впрягались три лошади. Управлять впереди идущей лошадью нужно было сидящему на ней верхом. Это опять доверили нам, пионерам. Приходилось пасти колхозных телят, собирать колоски, зачищая поля после жатвы. Так жизнь вовлекала нас 10-12-летних мальчишек в трудовую крестьянскую деятельность. В 1935 году наша семья была переселена в Архангельскую область, в поселок Пантый Ленского района. На новом месте предстояло мне продолжить образование. Оказалось на этом пути одно препятствие: я не владел русским языком, и поэтому мне пришлось поступить не в 7 класс, (в Белоруссии я окончил шесть классов) а даже в пятый. Практически отступить на два класса назад. Неприятно было, но впоследствии я был благодарен этому обстоятельству. Эти два года я посвятил овладению русским языком, а также углублению знаний по всем другим предметам учебного плана. Это позволило мне добиваться высоких успехов в дальнейшей учебе. В 1938 году, после окончания семилетней школы, я поступил в лесотехнический рабфак в гор. Сыктывкаре Коми АССР. Рабфак в то время уже за три года давал общее среднее образование. Но в рабфаке мне не удалось завершить среднее образование, так как он в 1940 году был закрыт. Мне, как отличнику учебы, было предложено поступить в учительский институт. Учительские институты тогда были двухгодичные учебные заведения, которые давали неполное высшее образование и готовили учителей- предметников для семилетних школ. Предложение о поступлении в учительский институт я принял, избрав факультет русского языка и литературы, в 1942 году окончил этот институт с отличием. Не могу не упомянуть о событии в моей жизни, связанном с началом Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года я сдал последний экзамен за первый курс учительского института (Это был экзамен по теории литературы) и переведен на второй (выпускной) курс. Радость моя была омрачена правительственным сообщением о начале войны. Ребята из педагогического института, перешедшие на второй и третий курсы, сразу были призваны в Красную Армию, а выпускников, то есть студентов выпускных (2-го в учительском и 4-го в педагогическом институтах) курсов в армию не взяли, написав в удостоверениях призывника: «Пользуется отсрочкой на основании Постановления СНК СССР как выпускник вуза». Это я оценивал всегда как высокую уверенность в победе Советского правительства и строжайшее исполнение им принятых законов. 25 июня 1942 года я завершил выпускные экзамены, получил диплом и присвоение профессии учителя, а 27 июля был призван в армию и направлен в Архангельское военно-пулемётное училище. Однако окончить училище мне не пришлось: в октябре 1942 года весь состав училища был направлен в район Мичуринска на пополнение формировавшейся там 2-й Гвардейской армии. Я был зачислен в батарею 45 миллиметровых противотанковых пушек 1271 стрелкового полка 387 стрелковой дивизии. В 1944 году после освобождения Крыма она получила наименование «Перекопской». В составе этой батареи участвовал в боях под Сталинградом. За участие в боях по отражению танковой армии
Манштейна, шедшей на выручку окруженной в районе Сталинграда армии фельдмаршала Паулюса, в качестве наводчика, а затем командира орудия был награжден орденом Красного знамени. После разгрома фашистов в Сталинградской битве наша дивизия участвовала в освобождении Донского казачьего края, станиц Манычской, Цымлянской, Семикорокорской, города Новочеркасска и других населенных пунктов. В бою под станицей Богаевской был ранен. В госпиталь идти отказался, в течение двух недель подлечил раны в санитарном батальоне своей дивизии и вернулся в свою батарею в феврале 1943 года. В это время наша дивизия вела тяжелые бои на рубеже реки Миус в районе села Матвеев Курган. Батарея наша понесла большие потери. Погиб и командир нашего второго взвода лейтенант Давиденко. Меня, тогда старшего сержанта, назначают командиром взвода. В этой должности я прослужил до конца войны. Дивизия освобождала Донбасс, Мелитополь, Крым. В апреле 1944 года взвод, которым я командовал, был придан 2-му батальону нашего полка, который готовился к десантной операции в Крым через Каркинитский залив в тыл Ишуньским позициям немцев. Во время боя в тылу у немцев наш взвод разгромил автоколонну противника, захватив исправными 4 автомашины, две 75-миллиметровые пушки, подбили два немецких танка и одну легковую машину. Однако и сами потеряли оба орудия, одного солдата убитым и двух ранеными. На захваченных автомашинах, с немецкими пушками наш взвод и отделение батальонных разведчиков прошли по западному берегу Крыма до Севастополя, участвовали в его освобождении, которое завершилось 9 мая 1944 года. За эти бои все бойцы нашего взвода были награждены орденами и медалями. Я получил орден Отечественной войны II степени. После освобождения Севастополя наша дивизия была оставлена в Крыму и участвовала в охране Ялтинской конференции трех держав в январе-феврале 1945 года, затем была переброшена в Румынию, где и встретила День Победы 9 мая 1945 года. В июле 1945 года наша дивизия была переведена в Болгарию и расформирована. Я был направлен в 604 стрелковый полк 193 Ново-Московской стрелковой дивизии, а 16 октября 1945 года был демобилизован по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1945 года как учитель, имеющий незаконченное высшее образование. В апреле 1943 года я был принят кандидатом в члены ВКП (б), а в 1943г. 3 сентября по завершению штурма высоты, называемой Саур-Могила на подступах к Донбассу был принят в члены ВКП (б) и сразу назначен парторгом батареи. Исполнял это партийное поручение до конца своей службы в армии. После демобилизации избрал себе местом жительства Краснодарский край. Краевым отделом народного образования 1 февраля 1946 года был направлен в Варениковский районный отдел народного образования, назначен в среднюю школу № 1 преподавателем военного дела и истории. С сентября 1946 года перешел на должность в этой же школе по специальности — учителем русского языка и литературы. В октябре 1947 года был избран вторым секретарём Варениковского РК ВЛКСМ, в январе 1950 года в связи с поступлением на заочное отделение Ростовского - на -Дону Государственного университета возвратился на работу учителем В СШ № 1 станицы Варениковской. В 1955 году окончил историко-филологический факультет университета. В октябре 1956 года назначен директором средней школы № 62 хутора Павловского Крымского района. В январе 1961 года утвержден заведующим отделом пропаганды и агитации Крымского РК КПСС. В апреле 1962 года переведен на должность инструктора крайкома КПСС по Крымскому производственному колхозно-совхозному управлению. В 1963 году возвратился на педагогическую работу заместителем директора СШ № 6 города Крымска по учебно-воспитательной работе, а в январе 1964 года назначен
директором СШ № 3 города Крымска, где проработал до ухода на пенсию в 1982 году.
Биография Фёдора Фёдоровича Журид,
ветерана Великой Отечественной войны и
бывшего директора МОУ СОШ № 3 города Крымска
Журид Фёдор Фёдорович родился 1 января 1922 года. В январе 1964 года назначен директором Крымской СШ № 3, где проработал до ухода на пенсию в 1982 году. Фёдор Фёдорович всю жизнь активно участвовал в общественной работе. Фёдор Фёдорович был агитатором, затем парторгом батареи и член партбюро полка в армии во время Великой Отечественной войны, секретарём парторганизации школы № 1, затем № 41 в ст. Варениковской, пропагандистом партийной учёбы в школах, депутатом Крымского районного совета народных депутатов 8-ми созывов подряд, депутат Крымского горсовета. Будучи на пенсии он продолжал активную деятельность в должности председателя районного Совета ветеранов, был членом горкома КПРФ. Из воспоминаний Ф.Ф. Журид: «В многодетных семьях дети рано включались в трудовую жизнь. В десятилетнем возрасте мне было доверено пасти небольшое стадо колхозных телят, в 11 лет я уже работал на впервые появившихся в колхозе конных граблях. Это доверие взрослых поднимало дух и гордость. Это передавалось и на школьные дела – стыдно было плохо учиться. В 1932 г. в деревне Костеши, на берегу реки Неман в Минской области, где я жил была построена новая школа. Приехали новые молодые учителя. Закипела работа с молодёжью. За активную работу в отряде председателем совета отряда избрали меня. Среди разных пионерских дел мы организовывали пеший поход за 10 км. в семилетнюю школу, в которой нам ещё предстояло учиться. Главной целью похода было посещение книжного магазина, чтобы взять для чтения книги по талонам. Талон стоил один рубль. Нелегко было отобрать книги в пределах одного рубля. Конечно это были небольшие брошюры. Однажды я взял брошюру с силуэтом В.И. Ленина на обложке, называлась она «Речь В.И. Ленина на III съезде комсомола». Разумеется все приобретённые книги были коллективно прочитаны в семье. Отец мой неоднократно просил повторить чтение для всех. Теперь эти воспоминания об этих семейных чтениях осознаются мною как
символическое предзнаменование. Дело в том, что вся последующая моя жизнь, служебная и общественная деятельность всегда тем или иным образом связывалась и обосновывалась теоретическими положениями этой речи В.И. Ленина. Комсомольская, профсоюзная, партийная работа, политико-просветительская, педагогическая деятельность – всё это составляло воспитание людей и опиралось во многом на положения этой ленинской работы». В 1940 году Фёдор Фёдорович поступил в Коми государственный учительский институт. Профсоюзное собрание избирает его председателем профкома института. Когда началась Великая Отечественная война (1941 г.), из студентов педагогического института были созданы две бригады для работы на сплаве леса. Одну из бригад возглавлял секретарь комитета комсомола института, а другую Фёдор Журид – председатель профкома. На 85% бригаду составляли девушки. За три месяца бригада сплотила и отправила по рекам Вычегде и Северной Двине на лесозаводы Котласа и Архангельска более 400 тысяч кубометров леса. 25 июля 1942 года Ф.Ф. Журид окончил учительский институт с отличием и сразу же был призван в Красную Армию и направлен в Архангельское военно-пулемётное училище. Однако окончить его не удалось. В ноябре 1942 года личный состав училища был направлен в формирующиеся части 2-ой Гвардейской армии с последующим направлением под Сталинград. Он стал наводчиком противотанковой батареи 1271 стрелкового полка 387 стрелковой Перекопской дивизии и в её составе прибыл в район Сталинграда во время завершения окружения 6-й немецкой армии фельдмаршала фон-Паулюса. В апреле 1944 года при освобождении Крыма участвовал в десантной операции через
Каркинитский залив в тыл Ишуньским позициям немцев и в освобождении Севастополя в мае 1944 года. По завершению освобождения Крыма дивизия была оставлена в Крыму для выполнения особого задания, связанного с охраной Ялтинской конференции руководителей трёх держав Сталина, Рузвельта и Черчилля в январе – феврале 1945 года. Затем дивизия была переброшена в Румынию, где встретила день Победы. В октябре 1945 года Фёдор Фёдорович Журид был демобилизован из рядов Красной Армии. Избрал местом постоянного жительства станицу Варениковскую. В то время она была районным центром. В 1950 году в связи с поступлением в университет на заочное обучение возвратился на работу в школу. В 1955 году по окончанию университета был назначен директором СШ № 62 хутора Павловского. В 1960 г. утверждён заведующим отделом пропаганды и агитации Крымского РК КПС. С 1964 года по 1982 год Фёдор Фёдорович Журид работал в СОШ № 3 в должности директора школы. В 2001 году Фёдора Фёдоровича не стало.
* * *