Показано по 5 материалов на страницу.

16 августа, 2023

Топонимика улиц Краснодара: Фелицына / Krasnodar, Felitsyna Street

Краснодар, улица Фелицына
Краснодар, улица Фелицына
 ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. Фелицына
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица им. Е. Д. Фелицына проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара, протяжённость улицы с юга на север составляет 0,009 километра, с запада на восток - 0,617 км. Улица названа в честь выдающегося краеведа и войскового старшины Кубанского казачьего войска Евгения Дмитриевича Фелицына (1848-1903). 
* Ошибка в написании фамилии (и вместо ы) на адресной табличке: ул. Фелицина, 16
* * *
Евгений Дмитриевич Фелицын родился 5 марта 1848 года в Ставрополе в семье офицера. В 1864 году окончил местную гимназию и сразу поступил на службу в 74-й пехотный Ставропольский полк. Гимназическое образование позволило шестнадцатилетнему юноше сразу получить унтер-офицерский чин. После военного похода против горцев при покорении Западного Кавказа уходил в отставку, но в 1867 году вернулся на службу, поступив в 76-ой пехотный Кубанский полк. В 1868 году Фелицына отправляют на курсы в Тифлисское пехотное юнкерское училище. По окончании училища в 1871 году ему присваивают звание портупей-юнкера, а с 1872 года — прапорщика. В 1875 году Фелицын по собственному желанию переводится в Екатеринодарский конный полк, а затем зачисляется в штаб Кубанского казачьего войска. Карьера образованного и организованного офицера развивается медленно, но неуклонно. С 1877 года Фелицын — старший адъютант Управления Баталпашинского военного отдела, позже — в Хоперско-Кубанском полку. Участвовал в походе против турок к Сухуму. В 1880 году Евгения Дмитриевича зачислили в казачье сословие и приписали к станице Северской Кубанского казачьего войска. 6 мая 1884 года Фелицын получает чин есаула, а к 1896 году дослуживается и до звания войскового старшины. Но военная служба мало прельщала Е. Д. Фелицына. Еще будучи портупей-юнкером, Евгений Дмитриевич участвует в общественной деятельности: в Майкопе он произносит речь о голоде и неурожае в Самаре и собирает пожертвования, которые были отправлены голодающим самарцам. Тогда же в нем проявилось желание посвятить себя изучению истории и археологии Кубани. Его заметки печатались в газетах «Кавказ», «Тифлисский вестник», «Кубанские областные ведомости». В первый этап своей публицистической карьеры он писал об общественной жизни и житейских проблемах станичников и майкопчан. В 1876 году вышли три публикации, посвященные метеорологическим наблюдениям в Майкопе и его окрестностях. В 1879 году в жизни Фелицына начинается новый период — он исполняет обязанности секретаря Кубанского областного статистического комитета и занимается редакторством в «Кубанских областных ведомостях». В 1882 году Императорское Московское археологическое общество доверило Фелицыну найти, изучить и собрать сохранившихся на Кавказе «каменных баб». Через газеты Фелицын подключил к делу энтузиастов на местах. Также по просьбе профессора К. Э. Линдемана Евгений Дмитриевич собирал сведения о кубанской саранче и распространял по станицам информацию о способах борьбы с ней. Нужно заметить, что «Кубанские областные ведомости» Фелицына — газета для того времени оппозиционная, раскрывающая все недочеты и проблемы административных властей на местах. В итоге Евгений Дмитриевич предстал перед судом по обвинению в клевете и дезинформации. Подкупленный противниками Фелицына суд вынес решение — оштрафовать редактора. После этого Евгений Дмитриевич сменил тематику газеты. Она стала больше документальной и научной. Ее публикации можно было разделить на следующие тематики: археология, хозяйственное развитие Кубани, историческая этнография, взаимоотношения с горскими народами, история казачества. В 1892 году Фелицын оставил пост редактора газеты в связи с назначением на должность председателя Кавказской археологической комиссии. Когда в 1879 году Фелицын стал секретарем областного статистического комитета, при комитете организовали небольшой музей, который располагался по ул. Рашпилевской, 3. Фелицын, будучи любителем археологии, истории и краеведения, начал с энтузиазмом коллекционировать предметы старины. Изначально в основу фондов музея легли личные собрания и коллекции Фелицына по археологии, этнографии и нумизматике. Когда фонд увеличился, часть предметов начали размещать во дворе Областной типографии на улице Красной. Впоследствии музей приобрел специальные витрины и организовал экспозиции по всем музейным правилам, разделив их по направлениям: история, этнография, археология, нумизматика, зоология, ботаника, минералогия. Самой ценной экспозицией была коллекция половецких каменных статуй, которые свозили в музей со всей Кубани с 1879 года. Достойно и солидно выглядела экспозиция этнографии, посвященная культуре и быту горских народов. Единственный серьезный пробел музея тех лет — быт и культура казачества. Сегодня не понятно, почему Фелицын не собирал предметы старины кубанских казаков. Может быть, они тогда казались ему обыденными. Фонды увеличивались и росли не только благодаря Евгению Дмитриевичу. Было много пожертвований частных лиц, на местах работали и собирали предметы местные любители старины. С 1892 года, в связи с назначением Фелицына в Тифлис, в Кавказскую археологическую комиссию, активная работа по сбору предметов закончилась. Музей стал приходить в запустение и стал никому не нужным. Все изменилось, когда им занялся Ф. А. Щербина. Именно при Щербине началась активная работа по сбору предметов быта и культуры кубанского казачества. Позже к активной музейной деятельности подключился и К. Т. Живило, который официально стал первым заведующим музея, и краевед И. Е. Гладкий. В период музейной и статистической деятельности Фелицын продолжал и общественную работу. Участвовал в комиссии по обсуждению строительства Новороссийской железнодорожной ветки, участвовал в комиссии по обсуждению быта иногородних переселенцев, присутствовал на съезде губернаторов Юга России в Одессе, являлся активным участником мероприятий по борьбе с вредными насекомыми, был секретарем правления Екатеринодарского женского благотворительного общества, четыре года был в должности правителя канцелярии начальника Кубанской области и наказного атамана. Состоял наблюдателем за екатеринодарскими типографиями, литографиями, библиотеками и книжной торговлей. Участвовал в сборе средств на памятники к 200-летию Кубанского казачьего войска, Екатерине II, и М. Ю. Лермонтову. Помимо сбора половецких «каменных баб», Фелицын организовал на постоянной основе раскопки курганов и могильников, издал подробную карту Кубанской области. Дольмены, или как их тогда называли «богатырские хаты», тоже попали в сферу интересов Евгения Дмитриевича. Всего за свою жизнь Фелицын изучил и описал около 700 дольменов. И по итогам изучения вышел большой материал под названием «Западно-кавказские дольмены». Весной 1888 года подробно описал и изучил большую гробницу меотского вождя в окрестностях станицы Крымской, которую обнаружили местные жители. В 1898 году Фелицын совершает археологическую экспедицию по Черноморскому побережью. Еще ранее, заинтересовавшись историей подвига Архипа Осипова, он внимательно изучает Михайловское укрепление и выкупает у местных жителей археологические находки. Произведя раскопки на месте порохового склада, где совершил свой подвиг Архип Осипов, он находит складень и предполагает, что складень мог принадлежать Осипову. Будучи страстным любителем археологии, Фелицын соглашается оставить Екатеринодар ради переезда в Тифлис на должность председателя Кавказской археологической комиссии. Заключительный этап научной и общественной жизнедеятельности Евгения Дмитриевича пришелся на его пребывание в Тифлисе. С 1892 года он собрал и опубликовал материалы «Актов Кавказской археографической комиссии». Еще одним серьезным увлечением на протяжении большой части жизни у Евгения Дмитриевича было фотографирование. После него остался большой фонд фотографий разных уголков Кубани и Кавказа. Он фотографировал города, природу, дольмены, царские знамена, казачьи регалии. Многие фотографии Фелицына сохранились до наших дней. В 1896 году Фелицын вернулся на Кубань. Жил то в Екатеринодаре, то в Северской, где у него была дача с парком, садом, розарием, тополиной аллеей, виноградником. Землю под дачу администрация станицы выделила Фелицыну в благодарность за благоустройство железнодорожной станции, но в конце концов дачу ему пришлось продать, чтобы погасить долги. После Фелицын переехал в Екатеринодар. Последние годы своей жизни Евгений Дмитриевич посвятил подготовке к публикации ранее неизданных трудов и приведением в порядок личного архива. Бурная общественная жизнь сменилась кабинетным затворничеством. К тому же здоровье ученого было подорвано плохим питанием в многочисленных поездках по Кавказу и нервной общественной деятельностью. 10 декабря 1903 года Евгений Дмитриевич * умер в войсковой больнице Екатеринодара в возрасте 55 лет. Сегодня имя его увековечено в названии основанного им главного музея Кубани.
* Похоронили Фелицына на Всесвятском кладбище в офицерской его части. На погребение историку пришлось сбрасываться местным жителям. Однако со временем могила была потеряна. По словам исследователей, она ориентировочно находилась на территории, где сегодня стоят жилые дома по улице Бабушкина.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Плотниченко / Krasnodar, Plotnichenko Street

Краснодар, улица им. Плотниченко
Краснодар, улица им. Плотниченко
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. Плотниченко
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица имени Плотниченко Г. М. проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара с запада на восток от ул. Ростовское Шоссе до ул. Бульварной. Длина дороги составляет порядка 1 километра. Наименование присвоено 21 декабря 1995 года: улица названа в честь кубанского композитора, хормейстера и педагога Григория Максимовича Плотниченко (1918‑1975).
* * *
18 августа 2023 года исполняется 105 лет со дня рождения 
кубанского композитора, фольклориста, хормейстера, педагога, 
председателя правления Краснодарской организации Союза 
композиторов РСФСР и краевого отделения Всероссийского 
хорового общества, заслуженного деятеля искусств РСФСР
Григория Максимовича Плотниченко.
Григорий Максимович Плотниченко родился 18 августа 1918 года в Таганроге, в том же году родители мальчика переехали в Екатеринодар. К музыкальному искусству его приобщила мать, Ефросинья Степановна, хорошо знавшая народные песни Кубани. В школьные годы Гриша занимался музыкой, играл на нескольких музыкальных инструментах – гитаре, мандолине, балалайке, домре. В 1936 году Григорий записался в струнный оркестр Краснодарского Дома пионеров, где юные музыканты исполняли народную музыку, пьесы Чайковского, Глинки, Бетховена, Шуберта, Грига. В 1937 году поступил на дирижерско-хоровое отделение Краснодарского музыкального училища. Среди его педагогов были Г.М. Концевич, большой знаток певческого искусства, Н.А. Преображенский, один из видных деятелей школьного музыкального образования на Кубани, пианист В.П. Агарков и многие другие известные композиторы, и музыканты Кубани. В начале Великой Отечественной войны Григорий Максимович добровольцем ушел на фронт с последнего курса музыкального училища и был зачислен на службу в отряд морской пехоты на черноморский крейсер «Красный Кавказ». В сражении за город Феодосию Плотниченко получил боевое крещение. В 1942 году окончил краткосрочное артиллерийско-минометное училище, а в конце этого года в звании лейтенанта участвовал в окружении противника под Сталинградом, где, командуя батареей РС-13 «Катюша», показал себя мужественным воином. В 1943 году был тяжело ранен, ему ампутировали руку и демобилизовали из армии. За боевые заслуги перед Родиной был награжден орденом Красной Звезды и медалями. Григорий Максимович вернулся в Краснодар и в конце 1943 года получил диплом об окончании музыкального училища по дирижерско-хоровой специальности. Одна за другой появлялись его песни о подвигах советских солдат: «Гвардейцы-минометчики», «По Дону гуляет», «Севастопольская» и другие. Они исполнялись на концертах в госпиталях и позднее составили цикл «Фронтовые пути-дороги». Песни молодого композитора получают известность. После окончания войны в городском парке имени Горького была устроена торжественная встреча воинов-победителей, где прозвучала «Песня о кубанке» Г. Плотниченко на слова М. Пляма. По примеру своих предшественников, собиравших песенный фольклор – А.Д. Бигдая, Г.М. Концевича, Я.М. Тараненко, Григорий Плотниченко стремился к тому, чтобы кубанская песня не только сохранялась в памяти народной, но и успешно развивалась в новых условиях. В период хормейстерской работы в коллективе  Государственного ансамбля песни и пляски кубанских казаков знакомство с народными песнями Кубани помогло композитору глубже понять природу народного хорового пения, его художественные традиции. Ансамбль исполнял и произведения Плотниченко: «Летняя застольная», «Песня о Кубани», «В родном краю», «Кубанская станица». С 1949 по 1953 год Григорий Максимович работал художественным руководителем Ансамбля песни и пляски Северо-Кавказского военного округа. В это период он обращается к более крупным музыкальным формам. Создается героико-патриотическая сюита «Возвращение» для хора, солистов, оркестра и чтеца на слова К. Симонова, хоры «Кубань моя», «Ефрейтор в отпуске». Новый этап в творческой деятельности Плотниченко – работа в качестве художественного руководителя Краснодарской государственной филармонии и Краснодарского Дворца пионеров. В 1957 году Григорий Максимович приглашен заведовать кафедрой музыки и пения в Краснодарский государственный педагогический институт, с 1960 года он – декан музыкально-педагогического факультета, в 1964 году Г.М. Плотниченко присвоено звание доцента. Григорий Максимович стал инициатором и организатором многих начинаний, оставивших памятный след в духовной жизни Кубани. Он стоял у истоков открытия в крае отделения Всероссийского хорового общества. Под его руководством хоровое общество Краснодарского края стало самым массовым в Российской Федерации. Плотниченко – один из организаторов праздника «Кубанская музыкальная весна», ставшего впоследствии фестивалем искусств. Самодеятельные хоры в рамках фестиваля получили возможность выступать вместе с профессиональными коллективами. Григорий Максимович – инициатор открытия краевого отделения Союза композиторов России. Он был истинным деятелем искусств, беспокойным, разносторонним, творческим. Песни Г. М. Плотниченко рождаются из щедрой кубанской земли – «Огни Новороссийска», песенно-хоровой цикл «Маки на Малой Земле». Жемчужина творчества – «Кубанские синие ночи» – стала музыкальной эмблемой края, лирическим гимном Кубани. Впервые песня была напечатана в газете «Советская Кубань» 6 апреля 1958 года. Любимы исполнителями и слушателями его песни «Дуб», «Зеленая околица», «Облака», «Любимая песня», «У крыльца высокого», «От весны никуда не скрыться», «А любовь – на жизнь», «Песня про шофера», «На перекрестке», «Черемуха» и многие другие. Его привлекало высокое поэтическое слово, творчество таких известных поэтов, как А. Прокофьев, М. Исаковский, А. Твардовский, Н. Хикмет, Н. Рыленков, М. Лисянский. Многие вокально-хоровые сочинения создавались на стихи земляков, талантливых кубанских поэтов – В. Бакалдина, С. Хохлова, И.  Вараввы, В. Подкопаева, С. Ольгина. Помимо песен и хоров композитор сочинял баллады – «Я хлебороб», «Баллада Светланы» «У старого кургана», романсы – «Лунной ночью», «Березка», «Уронила луна молодая». Им написана музыка к 15 спектаклям кукольного театра – «Красная шапочка», «По щучьему велению», «Иван – крестьянский сын», «Зеленый праздник», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и другим. В последние дни жизни композитора в 1975 году была создана хоровая поэма «Вечной славы обелиски». У современников было ощущение, что он написал этот реквием о себе. Г. М. Плотниченко запомнился им как человек удивительно цельной, деятельной натуры, горячо преданный искусству. За что бы он ни брался, все выполнял страстно, с большим желанием довести до конца начатое дело. В нем всегда поражали способность общения с людьми, талант организатора, умение зажечь окружающих интересной идеей и отстоять хорошее общественное дело. Он принадлежал к плеяде творческих людей, искусство которых было неотделимо от земли, их взрастившей.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Грабина / Krasnodar, Grabina Street

Краснодар, улица Грабина
Краснодар, улица Грабина
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. Грабина
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица им. В. Г. Грабина проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара, протяжённость улицы с юга на север составляет 0,018 километра, с запада на восток - 0,611 км. Улица названа в честь легендарного советского конструктора Василия Гавриловича Грабина.
* * *
Из 140 тысяч советских пушек времен Великой Отечественной, более 120 тысяч были разработаны под руководством и по проектам легендарного советского конструктора Василия Гавриловича Грабина. Созданная им дивизионная пушка ЗиС-3 стала одним из лучших орудий Второй Мировой войны и самой массовой пушкой в истории мировой артиллерии. В общей сложности их было выпущено свыше 48 тысяч штук. Василий Гаврилович Грабин родился 28 декабря 1899 года в станице Старонижестеблиевская в Краснодарском крае. После трех лет школы одиннадцатилетнему Василию пришлось начать трудовую жизнь и сменить множество мест работы: он был рабочим в котельных мастерских, чернорабочим на мельнице, сортировщиком писем в почтово-телеграфной конторе. В начале 1920 года Василий уходит в армию и через год его определяют в 3-ю Петроградскую командную школу полевой тяжелой артиллерии. Успешное окончание школы позволило достаточно быстро продвинуться по службе: вначале Грабина направляют командиром взвода в тяжелый артиллерийский дивизион, вскоре назначают начальником связи дивизиона, а в 1924 году – командиром курса 2-й Ленинградской артиллерийской школы. Но Василий мечтал продолжить учебу и поступает в Военно-техническую академию РККА (впоследствии Артиллерийская академия имени Ф. Дзержинского). Окончив академию в 1930 году, Грабин начинает работать в конструкторском бюро завода «Красный путиловец». Вскоре Василий Гаврилович занимает должность заместителя начальника «Конструкторского бюро № 2 Всесоюзного орудийно-арсенального объединения». В декабре 1933 года Василий Грабин получил назначение на должность главного конструктора завода «Новое Сормово» № 92 и переезжает в Горький с небольшим коллективом конструкторов. Здесь в январе 1934 года им было создано артиллерийское конструкторское бюро. Уже через год спроектирована и запущена в серийное производство специальная дивизионная 76-мм пушка Ф-22, которая была быстро принята на вооружение и признана лучшей на тот момент. Во время Великой Отечественной войны завод № 92 под руководством главного конструктора Василия Гавриловича Грабина становится одним из основных поставщиков артиллерийского вооружения. В КБ Грабина создавались не только полевые артиллерийские системы, но и пушки для танков, в частности, для знаменитого Т-34. Война диктовала свои правила – стране нужно было как можно больше эффективного вооружения и в короткие сроки. Под руководством Грабина был разработан метод скоростного проектирования. Новые пушки стало возможно создавать в течение месяцев. В частности, при разработке пушки Ф-22 рабочие и конструкторские чертежи были выполнены всего за восемь месяцев. В последующем метод скоростного проектирования Грабина получил широкое применение в промышленности. Пожалуй, одним из ярких примеров применения метода скоростного проектирования стало создание самой знаменитой пушки Второй мировой войны – ЗИС-3, которую на фронте прозвали «пушкой Грабина». Сам Василий Гаврилович говорил так: «Какой-то художник на вопрос, сколько времени он писал картину, ответил: «Всю жизнь и еще два часа». Точно так же и мы могли бы сказать, что над пушкой ЗИС-3 работали шесть лет (с момента образования нашего КБ) и еще одну ночь». Действительно, первые испытания новой пушки прошли ночью на заводском полигоне. При создании ЗИС-3 активно использовались детали других орудий, которые уже выпускались на заводе в Горьком. Лафет – от противотанковой пушки ЗИС-2, ствол – от стоящей на вооружении дивизионной пушки Ф-22 УСВ. Принципиально новым был только дульный тормоз, который конструкторы КБ разработали всего за несколько дней. Примечательно, что первый опытный экземпляр ЗИС-3 был выпущен именно 22 июня 1941 года. Спустя месяц заводских испытаний пушка была представлена в Москве маршалу Григорию Кулику, который не одобрил новое производство. Грабину было приказано возвращаться на завод и «давать больше тех пушек, которые уже есть в производстве». Понимая значимость ЗИС-3 для армии, Василий Гаврилович решается на крайне рискованный шаг – запустить пушку в серию по собственной инициативе. Для «пушки Грабина» и самого конструктора все сложилось удачно: ЗИС-3 пошла в войска и скоро стала любимицей советских солдат. Официально же ЗИС-3 была принята на вооружение 12 февраля 1942 года под наименованием «76-мм дивизионная пушка обр. 1942 г.». К этому времени на полях Великой Отечественной уже воевало не менее тысячи опытных образцов пушки. По словам очевидцев впервые увидев ЗИС-3, Сталин сказал: «Эта пушка – шедевр в проектировании артиллерийских систем». Сам же конструктор позже писал: «ЗИС-3 сделала бесперспективными любые попытки создания какой-либо иной дивизионной пушки с калибром 76 миллиметров». Легендарная ЗИС-3 не раз во время войны демонстрировала исключительный «боевой характер». И доказательство этому ‒ один из экспонатов Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге, пушка образца 1942 года. Для нее война началась в июле 1943 года в Курской битве, а закончен боевой путь в Берлине. Пушка прошла с боями 6 204 км, произвела по врагу 3 969 выстрелов, уничтожив, в частности, 33 танка (в основном «Тигры» и «Пантеры»), 21 самоходных орудий и 74 автомашин. В 1950-е годы интерес к артиллерийским системам резко упал, страна взяла курс на ракетостроение. Василий Грабин тоже оказался в числе тех, кто разрабатывал ракетную технику. В 1957 году он назначен главным конструктором и директором ЦНИИ-58 Государственного комитета по оборонной технике при СМ СССР. Решено было, что институт займется работами по реактивной технике. В частности, на базе ЦНИИ-58 была образована головная организация по разработке управляемых снарядов и систем управления реактивного танкового и противотанкового вооружения. В те годы традиционная артиллерия не пользуется большой популярностью. В результате, на вооружение была принята лишь одна пушка разработки Грабина – зенитная С-60. Однако коллектив под руководством Василия Гавриловича продолжал работать и успел создать еще несколько систем артиллерийского вооружения, в частности, С-40, пробивавшее на дистанции в 500 м более 28 см брони, а также С-70 – орудие к танку ИС-7. В 1959 году ЦНИИ-58 присоединяют к расположенному поблизости ОКБ-1 Сергея Королева. Страна начала покорение космоса и бросила все силы на достижение новых космических высот. Грабин решает активно заняться преподавательской деятельностью. В 1960 году он возглавил кафедру в МВТУ им. Баумана и стал читать курс по артиллерийскому вооружению. Работы в области ствольной артиллерии возобновляются в 1970-х годах, но уже без ее гения – Василия Грабина. Он сильно болел и 18 апреля 1980 года скончался в городе Королев.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

15 августа, 2023

Топонимика улиц Краснодара: Ягодина / Krasnodar, Yagodina Street

Краснодар, улица Ягодина
Краснодар, улица Ягодина
Краснодар, улица Ягодина
Краснодар, улица Ягодина
Краснодар, улица Ягодина
Краснодар, улица Ягодина
Краснодар, улица Ягодина
 ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. Ягодина
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица им. М. Д. Ягодина проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара, протяжённость улицы с юга на север составляет 0,046 километра, с запада на восток - 1,420 км. Название предложено 10 августа 1979 (утверждено крайисполкомом позднее) в честь жившего и работавшего в Краснодаре участника Гражданской и Великой Отечественной войн, советского кавалерийского военачальника генерал-майора Михаила Даниловича Ягодина (1900-1976). Прежнее название улицы: ул. им. Фрунзе (Калинино) - присвоено в период 1929-1957 гг. в честь революционера-большевика, участника Гражданской войны, крупного советского военачальника Михаила Васильевича Фрунзе (1885-1925).
* * *
Михаил Данилович Ягодин 
Советский военачальник, 
генерал-майор (22.02.1943)
Родился 22 сентября 1900 года в м. Новая Прага, ныне в Александрийском районе, Кировоградская область, Украина. Окончил 3 класса церковно-приходской школы. В марте 1918 года в м. Новая Прага вступил в красногвардейский отряд. В его составе воевал против австро-венгерских оккупационных войск на юге Украины в районах Знаменка, Александрия, Александровск. В июне - августе 1918 года отряд влился в 1-й советский Александровский полк. В составе войск Южной группы отрядов завесы, затем Юго-Западного и Южного фронтов полк сражался с германскими оккупационными войсками, петлюровцами, войсками генерала А. И. Деникина на юге Украины. В мае - июне 1919 года участвовал в подавлении мятежа Н. А. Григорьева в Херсонской и Екатеринославской губерниях. В августе - октябре 1919 года курсантом и командиром взвода 12-х Киевских кавалерийских курсов в составе 3-маневренного полка Особой курсантской маневренной бригады участвовал боях с деникинскими войсками в районах Бахмач, Ягодин, Киев, Чернигов. В ноябре 1919 года для продолжения обучения был командирован на курсы красных командиров Западного фронта при 16-й армии в городе Смоленск, после которых в феврале 1920 года назначен адъютантом при помощнике начальника тыла 14-й армии. В 1919 году вступает в ВКП(б). В мае того же года командиром отряда Одесской губернской оперативной группы принимал участие в подавлении восстания в районе м. Широкое. В июле переведен в 36-й стрелковый полк 45-й стрелковой дивизии на должность командира батальона. В его составе сражался с вооруженными формированиями Н. И. Махно в Одесской губернии. С мая 1921 года - командир отряда по борьбе с бандитизмом в Александрийском уезде при уездной ЧК, участвовал в ликвидации банд Иванова, Гулый-Гуленко и других в районе Александрия и Кривой Рог. С декабря 1921 года - военком и инструктор Красногусарской бригады, затем с марта 1922 года - комиссар отдельного эскадрона связи 9-й Крымской кавалерийской дивизии им. СНК УССР. В апреле - августе 1922 года командиром отряда и членом ревтройки от этой дивизии участвовал в ликвидации бандитизма в Подольской губернии. Затем вплоть до ноября 1927 года проходил службу военкомом отдельного эскадрона связи 9-й Крымской кавалерийской дивизии и военкомом отдельного эскадрона связи 2-го кавалерийского корпуса. С ноября 1927 года по август 1928 года находился на кавалерийских КУКС PKКА в г. Новочеркасск. По их окончании был назначен командиром эскадрона 68-го кавалерийского полка 10-й кавалерийской дивизии (г. Новочеркасск), с марта 1931 года по декабрь 1932 года исполнял должность начальника полковой школы. С декабря 1932 года назначен помощником начальника 1-й части штаба 4-го кавалерийского корпуса СКВО в городе Армавир, с апреля 1933 года - командиром дивизиона курсантов Северо-Кавказской горских национальностей кавалерийской школы. С февраля 1935 года проходил службу на кавалерийских КУКС РККА в городе Новочеркасск, исполнял должность преподавателя тактики, помощника начальника и начальника учебного отделения. В декабре 1936 года майор Ягодин был назначен командиром 10-го запасного кавалерийского полка. С февраля 1938 года командовал 76-м Донским казачьим полком 12-й кавалерийской дивизии. В июле того же года переведен в ЗабВО командиром 44-го кавалерийского полка 5-й отдельной кавалерийской бригады (ст. Дивизионная). С ноября 1939 года командовал 2-м кавалерийским полком 8-й отдельной Дальневосточной кавалерийской дивизии (ст. Камень-Рыболов), в мае 1941 года назначен начальником штаба этой дивизии. В начале Великой Отечественной войны в той же должности. 8-я отдельная кавалерийская дивизия в составе 1-й Краснознамённой армии Дальневосточного фронта выполняла задачи по прикрытию государственной границы СССР на Дальнем Востоке. В январе 1942 года полковник Ягодин убыл в распоряжение командующего кавалерией Красной армии, затем 12 февраля того же года был назначен командиром 3-й гвардейской кавалерийской дивизии. До июля 1942 года дивизия находилась в резерве главного командования в районе с. Язвище Волоколамского района Московской области, затем в составе 2-го гвардейского кавалерийского корпуса под командованием генерала В. В. Крюкова была подчинена Западному фронту. С 11 августа 1942 года дивизия на в составе 20-й армии участвовала в Ржевско-Сычевской наступательной операции, в ходе которой, наступая на сычевском направлении, форсировала реку Гжать и захватила плацдарм на ее западном берегу. С 29 сентября она была выведена в резерв Западного фронта, где находилась до конца года. В феврале 1943 года ее части вели наступательные бои в направлении Дмитриев-Льговский, Льгов. С 24 марта она вошла в состав 65-й армии Центрального фронта и вела бои за город Севск. После тяжелых боев части дивизии вынуждены были оставить город и перейти к обороне. С 30 апреля 1943 года дивизия была выведена в резерв Ставки ВГК и до середины июля находилась в Степном ВО. С 18 июля 1943 года дивизия в составе 11-й гвардейской армии Западного, затем Брянского фронтов участвовала в Курской битве, в Орловской наступательной операции. С 18 августа 1943 года входила в состав 50-й армии, а с 20 сентября - конно-механизированной группы Брянского фронта и участвовала в Брянской наступательной операции, действовала в тылу противника. С 20 октября 1943 года ее части в составе 65-й и 61-й армий Белорусского фронта принимали участие в битвы за Днепр, в Гомельско-Речицкой наступательной операции. В январе 1944 года в ходе Калинковичско-Мозырской операции дивизия под его командованием в составе 2-го гвардейского кавалерийского корпуса действовала в стыке Белорусского и 1-го Украинского фронтов. Успешные действия дивизии по коммуникациям мозырской группировки противника, смелый маневр ее частей по его тылам способствовали овладению крупными опорными пунктами врага - городами Мозырь и Калинковичи. Приказом ВГК от 15 января 1944 года ей было присвоено наименование "Мозырская". В конце февраля 1944 года дивизия в составе 61-й армии вошла в подчинение 2-му Белорусскому фронту и участвовала в Полесской наступательной операции. С 16 апреля того же года она была подчинена 1-му Белорусскому фронту и в его составе воевала до конца войны. Участвовала в Белорусской, Люблин-Брестской, Висло-Одерской, Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях. За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение городами Лодзь, Кутно, Томашув (Томашов), Гостынин, Ленцица она была награждена орденом Красного Знамени (19.2.1945), а за овладение городами Штаргард, Наугард, Польцин - орденом Суворова 2-й ст. (26.4.1945). В мае 1945 года командир 3-й гвардейской кавалерийской Кубанско-Мозырской Краснознаменной, ордена Суворова дивизии генерал-майор Ягодин был представлен к званию Герой Советского Союза, но был награждён орденом Суворова I степени, став одним из четырех командиров дивизии в Советской Армии награждённых в виде исключения 1-й степенью этого ордена. За время войны комдив Ягодин был пять раз персонально упомянут в благодарственных в приказах Верховного Главнокомандующего. С декабря 1945 года в распоряжении главнокомандующего кавалерии. С марта 1946 года слушатель Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова. С января 1947 года в распоряжении главнокомандующего кавалерии, Сухопутных войск Советской Армии. С марта 1947 года - командир 7-й Отдельной кавалерийской дивизии ЗабВО. С июля 1950 года - командир 86-го стрелкового Хинганского корпуса. С мая 1952 года - старший военный советник командующего войсками военного округа Румынской Народной Армии. С июня 1956 года - генерал-майор Ягодин в отставке, жил и работал в Краснодаре. Умер в 1974 году.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Арбатский переулок / Krasnodar, Arbatskiy lane

Краснодар, Арбатский переулок
Краснодар, Арбатский переулок
Краснодар, Арбатский переулок
Краснодар, Арбатский переулок
Краснодар, Арбатский переулок
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
Арбатский переулок
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: Арбатский переулок проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара, протяжённость переулка с юга на север составляет 0,355 километра, с запада на восток - 0,021 км. Название присвоено по улице Арбатской
* Арбат - исторический и административный район Москвы. 
* * *
Песенка об Арбате
Ты течешь, как река. Странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат,
                    ты — мое призвание.
Ты — и радость моя, и моя беда.

Пешеходы твои — люди невеликие,
каблуками стучат — по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат,
                    ты — моя религия,
мостовые твои подо мной лежат.

От любови твоей вовсе не излечишься,
сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат,
                    ты — мое отечество,
никогда до конца не пройти тебя.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *