Показано по 5 материалов на страницу.

08 июня, 2023

Топонимика улиц Краснодара: Цезаря Куникова / Krasnodar, Tsezarya Kunikova Street

Краснодар, улица Цезаря Куникова
Краснодар, улица Цезаря Куникова
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. 
Цезаря Куникова
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица им. Цезаря Куникова - улица в Краснодаре рядом с улицами: Ивана Кожедуба, Безкровного, Ивана Рослого, Бахчиванджи и Защитников Отечества.
* * *
(1909-1943)
Цезарь Львович Куников родился 23 июня 1909 года в городе Ростове-на-Дону. Его отец, Лев Моисеевич, окончивший Харьковский машиностроительный институт, работал механиком в отделениях фирмы «Сименс-Шукарт» в Харькове, в Ростове-на-Дону, на Донбассе, поэтому семья часто меняла место жительства. В девять лет Цезарь Львович начал свою трудовую деятельность - курьером в штабе Северо-Кавказской Красной Армии, затем учеником в сапожной мастерской штаба. В начале 1919 года семья переехала в Ростов. С 1920 года Цезаря Львовича определили учеником в художественную мастерскую политотдела Кавказского фронта. Затем переезд в Баку. Работал учеником слесаря в мастерской по ремонту пишущих машинок. Работал и учился, затем только учился в школе до 1924 года. И вновь семья переезжает. На Донбассе отец работал на Макеевском металлургическом заводе, а Цезарь в заводской химлаборатории осваивал профессию лаборанта, одновременно учился в вечерней школе рабочей молодежи, принимал активное участие во всех делах молодежной организации завода. В 1925 году вступил в комсомол. Новое место жительства -  Москва. Цезарь Львович поступил работать на карандашную фабрику «Союз» имени Красина, где трудился около четырех лет - сперва разметчиком, затем резчиком, а в двадцатилетнем возрасте уже начальником цеха. Его способность выслушать и помочь привлекала к нему людей, поэтому на фабрике «Союз» его избрали секретарем комсомольской ячейки и председателем производственного собрания. Общаясь с товарищами, коллективами цехов фабрики, ведя дискуссии о новых подходах к жизни, быту, отношению к труду, Цезарь  Львович начал остро ощущать недостаток как гуманитарных, так и технических знаний, который невозможно было возместить никакой природной смекалкой. По путевке Московского горкома ВЛКСМ он поступает на подготовительное отделение Ленинградского Военно-Морского училища им. Дзержинского. После шести месяцев учебы последовала срочная операция, длительное лечение и отчисление из училища. Возвратившись в Москву в конце 1930 года, Цезарь Куников получил направление на тормозной завод, где сначала встал за токарный станок, а вскоре был избран секретарем комитета комсомола завода. Успешно работал, усиленно занимаясь самообразованием. Осенью 1931 года сдал вступительные экзамены и начал учиться в Московском механико-машиностроительном институте им. Баумана. Через полгода его сняли с учебы и назначили заведующим сектором военной промышленности Московского горкома комсомола. В 1933-35 годах Куников учился в Промышленной академии и одновременно на вечернем отделении Московского машиностроительного института. Защитил два диплома: инженера-организатора машиностроительного производства и инженера-механика. По распределению был направлен на Московский завод шлифовальных станков. Начал работать мастером токарного отделения, затем начальником токарного отделения, начальником пролета, начальником цеха и главным технологом завода. Проработал на заводе около 4-х лет, в 1939 году был награжден медалью «За трудовое отличие». В октябре 1938 года Цезарь Львович был назначен начальником технического отдела Наркомата тяжелого машиностроения, в ведении которого была оборонная промышленность страны. Одновременно ему поручили руководство редакционным коллективом ведомственного журнала «Машиностроитель». В мае 1939 года Куникова назначили директором организовываемого научно-исследовательского института технологии машиностроения. Получив новое назначение, Цезарь Львович продолжал возглавлять редакционный коллектив журнала «Машиностроитель». В августе 1939 года его утвердили ответственным редактором общесоюзной газеты «Машиностроение» - печатного органа восьми наркоматов машиностроительной и оборонной промышленности. Позднее, в 1942 году, в интервью военному журналисту Куников так говорил о себе: «За свой недолгий век я приобрел немало профессий. Был учеником слесаря, хотел стать художником, работал токарем, потом мастером. Получив образование инженера, трудился на ответственных должностях, а на фронт пришел из газеты. Считаю себя журналистом, горжусь этим». Известие о начале Великой Отечественной войны застало Цезаря Львовича в Ленинграде, где он проводил встречу с сотрудниками филиала газеты, рабкорами оборонных заводов, активом городского Дома инженеров. С первых дней войны добивался, чтобы с него сняли «бронь» и отпустили на фронт. Через несколько недель добился своего и получил задание - сформировать 14 отряд водных заграждений (ОВЗ). Отряд формировался полтора месяца. Было получено двадцать осводовских полуглиссеров типов НКЛ и ЗИС с деревянными корпусами. Их вооружили пулеметами и ротными минометами. Укомплектовали экипажи работниками ОСВОДа. Весь август 1941 года ушел на испытания материальной части и усовершенствование практических навыков экипажей в походах по Химкинскому водохранилищу и Москве реке. 11.09.1941 года личный состав 14 ОВЗ (командир - старший политрук Куников, комиссар - старший политрук В.П. Никитин, начштаба лейтенант Б.С. Богословский) произвели погрузку материальной части на железнодорожные платформы в тупике Химкинского речного вокзала, на следующее утро эшелон отправился к фронту и поступил в распоряжение командования Азовской военной флотилии. Пунктом базирования отряда на год стал порт города Азова. С октября 1941 года 14 ОВЗ в составе Отдельного Донского отряда кораблей Азовской флотилии принимал участие в боевых действиях - перебрасывал части сухопутных войск вверх по Дону, а также с берега на берег, эвакуировал население и перевозил госимущество с северного на южное побережье Таганрогского залива. С началом ледостава катера отряда Куникова с их деревянными корпусами уже не могли совершать походы по реке и в дельте Дона. Катера отправили на ремонт в г. Краснодар, а из личного состава 14 ОВЗ сформировали отряд морской пехоты под командованием Куникова. Отряду было поручено совместно с неклиновскими партизанами вести разведку и диверсии в тылу противника на северном побережье Таганрогского залива и нести патрульную службу на его южном побережье. Постоянно проникали в тыл противника, сеяли панику, совершали дерзкие налеты на малые вражеские гарнизоны и полицейские участки, захватывали «языков» и ожидали прибытия из ремонта своих катеров. 22 апреля 1942 года они прибыли из Краснодара. На 13 дивизион сторожевых кораблей Азовской военной флотилии под командованием Куникова была возложена защита акватории Таганрогского залива. После оставления нашими войсками Ростова-на-Дону, находившийся в Азове 13 дивизион (13 катеров и 2 сейнера) оказались почти в полном окружении с суши и по приказу командующего флотилией отходили к Ейску, забрав с собой личный состав неклиновского партизанского отряда. В дальнейшем принимали участие в эвакуации гарнизона Ейска сначала в ст. Приморско-Ахтарскую, а оттуда  в Темрюк. Для обороны Темрюка на базе 13 дивизиона был создан Азовский отдельный батальон морской пехоты под командованием Ц.Л. Куникова. Доукомплектовывался батальон за счет моряков Темрюкской военно-морской базы. Вооружался снятыми с поврежденных кораблей пулеметами и минометами. Пушки на станинах устанавливали на автомобильные платформы из-под прожекторных установок, обзаводясь «эрзац-танками». 24 августа после нескольких дней упорных боев противник овладел г. Темрюк. Азовский батальон отходил из города последним. Многие участники обороны Таманского полуострова были представлены к наградам, командир Азовского батальона Цезарь Куников – к ордену Александра Невского. 5 сентября основной состав частей, защищавших Таманский полуостров был снят с плацдарма кораблями Новороссийской военно-морской базы и эвакуирован в г. Геленджик. 305 батальон  (созданный на базе Азовского батальона) прикрывал эвакуацию и сам в эту ночь не смог эвакуироваться, в течение суток вел бои с противником и вывезен был последним. Куников был назначен командиром формируемой 2-ой сводной морской бригады. В состав бригады включались 15 и 16-й отдельные батальоны, сформированные из моряков добровольцев кораблей эскадры и испытанный в боях 305-й отдельный батальон морской пехоты. Бригада была срочно направлена на оборону города Новороссийска. По дороге к Новороссийску Цезарь Львович получил травму позвоночника и был направлен в госпиталь г. Сочи. По возвращении из госпиталя был назначен командиром 3-го боевого участка Новороссийской военно-морской базы. В начале января 1943 г. ему было поручено сформировать отряд для выполнения особого задания. Командир отряда получил полномочия на подбор добровольцев как на своем боевом участке, так и на других, а также в полуэкипаже и подразделениях частей базы. Майор лично беседовал с каждым бойцом и командиром, которые участвовали уже в десантных операциях под Одессой и в Крыму, в обороне Новороссийска. В отряд вошла почти в полном составе разведрота НВМБ и его командование. К 10 января 1943 г. отряд был окончательно сформирован. Он насчитывал 276 человек. Заместителем по политчасти назначен старший лейтенант Николай Васильевич Старшинов (политрук базовой разведроты), начальником штаба капитан Федор Евгеньевич Котанов. Отряд три недели готовился к десанту. Трижды  в полном составе с оружием и снаряжением высаживался с катеров на необорудованный берег в обжигающе холодную воду в ночной темноте, ведя огонь, кидая гранаты. Этому предшествовали дневные и ночные тренировки боевых групп, отделений и расчетов. Большое внимание уделялось изучению и применению трофейного вооружения противника, от легкого оружия до минометов и орудий. В ночь с 3 на 4 февраля дивизион катеров «морских охотников» под командованием старшего лейтенанта  Николая Ивановича Сипягина с куниковцами на борту в назначенное время пришел в намеченный район Цемесской бухты. С началом артиллерийской и авиационной подготовки по обработке района порта и места высадки десанта на южной окраине города Новороссийска два торпедных катера направились к западному побережью бухты, поставили дымовую завесу, а катера с десантом устремились к берегу на высадку. Десантники прыгали в ледяную воду и, ведя на ходу огонь из всех видов вооружения, преодолевая сопротивление фашистов и ряды проволочных заграждений, стремительно продвигались вперед, тесня врага, отвоевывая плацдарм. Высадив первый эшелон, экипажи катеров отправились к девятому километру Сухумского шоссе приняли на борт десантников второго эшелона, а позднее и третьего и доставили их в помощь штурмовому отряду. К 7 часам утра 4 февраля штурмовой отряд под командованием Ц. Куникова уже насчитывал около 870 человек. Потери личного состава во всех группах при высадке были минимальными, они увеличивались по мере продвижения вглубь плацдарма, как при преодолении нараставшего сопротивления фашистов, так и в результате беспрерывного обстрела дальними батареями врага. В первую ночь боевые группы отряда успешно справились с выполнением боевого приказа командира по захвату  плацдарма. Утром 4 февраля фашисты начали атаки одновременно на северном и южном флангах отвоеванного десантниками плацдарма с целью отрезать отряд от побережья бухты, окружить и уничтожить. Во второй половине дня положение на плацдарме стало критическим. Заканчивались боеприпасы, потери в личном составе составили около ста человек погибшими и тяжело ранеными. Атаки гитлеровцев отражали, используя вражеские пушки, пулеметы и автоматы. В ночь на 5 февраля усилились порывы ветра с мокрым снегом. В такую погоду несколько катеров смогли прорваться к причалам рыбзавода и доставить боеприпасы и около 200 человек пополнения. Перед рассветом 5 февраля противник начал методичный обстрел плацдарма из крупнокалиберной артиллерии, затем и другие артиллерийские и минометные батареи врага открыли огонь. С наступлением утра нанесла штурмовые и бомбовые удары авиация противника. К оборонительным рубежам двинулись танки, за ними в полный рост шла пехота. В тяжелейших боях десантники и во второй день отстояли завоеванный плацдарм. В ночь на 6 февраля прибыло подкрепление, и наращивание сил продолжалось. Куников был назначен старшим морским начальником на плацдарме. На него возлагались обязанности – охранять побережье плацдарма, обеспечивать прием и разгрузку судов, эвакуацию раненных. Исполняя обязанности старморнача плацдарма - Куников в ночь на 12 февраля направлялся к причалам у основания Суджукской косы, для организации приема с плавсредств танков. Тропинка к берегу пролегала через минное поле. От разорвавшегося недалеко снаряда  сдетанировало несколько мин, их осколками Цезарь Львович был тяжело ранен. На торпедном катере был доставлен в геленджикский госпиталь. Двое суток врачи военно-морского госпиталя № 43 боролись за его жизнь, но безуспешно. Не приходя в сознание 14 февраля Куников умер. Хоронили Героя Малой земли 16 февраля на военном кладбище госпиталя с воинскими почестями.  9 мая 1946 года его прах был торжественно перезахоронен в Новороссийске на площади Героев. Президиум Верховного Совета СССР Указом от 17 апреля 1943 года присвоил Цезарю Львовичу Куникову звание Героя Советского Союза (посмертно).
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Евгении Жигуленко / Krasnodar, Yevgenii Zhigulenko Street

Краснодар, улица Евгении Жигуленко
Краснодар, улица Евгении Жигуленко
Краснодар, улица Евгении Жигуленко
Краснодар, улица Евгении Жигуленко
 ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. 
Евгении Жигуленко
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица им. Евгении Жигуленко проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара с юга на север от ул. им. Петра Метальникова до ул. им. Ягодина М.Д. Длина дороги составляет порядка 1,6 километра. Улица официально зарегистрирована 18 мая 1995 года и названа в честь летчицы женского авиационного полка ночных бомбардировщиков времен Великой Отечественной войны (1941‑1945) Евгении Андреевны Жигуленко (1920‑1994).
* * *
Евгения Жигуленко - командир «Ночных ведьм» (так немцы называли женский бомбардировочный авиационный полк). Фронтовая жизнь не огрубила душу летчицы. А по воспоминаниям боевых подруг, на вылеты она всегда брала с собой охапки цветов. Евгения родилась на Кубани, в Краснодаре, 1 декабря 1920 года. Но детство прошло в Тихорецке. Ее родители - обычные рабочие. Вера Федоровна старательно пыталась отговорить дочь от мечты, связанной с небом. Но та с малых лет демонстрировала стойкость и бескомпромиссность и благодаря упорству и желанию летать достигла задуманного. Отец Андрей Ильич Жигуленко на самом деле Михаил Афанасьевич Азаров. Сам он, как и его жена, вышел из детдома. О предках ничего не знал. А во время Гражданской войны решил использовать чужой паспорт. Это позволило ему избежать мобилизации. Впоследствии Михаил вернул настоящие имя и фамилию, а вот дочь решила остаться Жигуленко. Школьные годы будущая летчица провела в Тихорецке. На местном стадионе она часто видела парашютистов, но, поделившись с матерью планами на прыжки, получила резкий отказ. Тогда семиклассница накопила денег и пришла в группу, чтобы тренироваться. Ученица решила экстерном перейти в 9-й класс. Все лето с раннего утра до позднего вечера она читала книги и самостоятельно изучала школьную программу. Осенью Женя досрочно сдала экзамены и тогда пришла к директору, изъявив желание о зачислении в аэроклуб. И вновь получила отказ. Руководство посчитало, что юная девушка не справится, но упорную школьницу трудно было переубедить. Втайне она отправила заявление о приеме в военную академию. Оттуда вскоре пришел отрицательный ответ - женщин не принимали. Евгения не отчаивалась. Старшеклассница написала письму народному комиссару обороны Ворошилову Клименту Ефремовичу. В секретариате заявительнице пояснили: если та желает учиться в Военно-воздушной академии, то ей следует получить авиационно-техническое образование. Женя узнала о московском дирижаблестроительном институте, но Вера Федоровна вновь отказалась отпускать дочь в столицу. Мать не скрывала, что не хотела, чтобы молодая девушка связала жизнь с авиацией. Жигуленко снова поступила по-своему и, скопив денег, отправилась в Москву, даже не предупредив об этом родных. Благодаря оценкам в школе ее приняли без экзаменов. В студенческие годы Женя сдружилась с Екатериной Тимченко. Вместе они покоряли небо в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова. Первую половину дня занимали лекции и семинары, вторую - прыжки уже с самолета. Также Евгения ходила на лыжах, участвовала в художественных смотрах, каталась на мотоцикле. 22 июня 1941 года студентка узнала о начале войны. Но и в аэроклубе, и в райкоме комсомола отказались посылать молодых летчиц на фронт. В стремлении защищать родину девушки дошли до полковника управления Военно-воздушных сил Красной армии. Он и сообщил активисткам, что под командованием Марины Расковой формируется женская авиационная часть. 16 октября 1941 года Женя и Катя отправились в Энгельскую военную авиационную школу для переподготовки. А оттуда  на фронт. Летчица, совершившая 968 ночных боевых вылетов и получившая звание Героя Советского Союза, в личной жизни оказалась несчастной. Так сложилось, что единственный сын (1948 года рождения) оказался психически больным человеком. Как это часто бывает, муж не сумел вынести эту ношу, бросив жену с ребенком. А еще через некоторое время женщина похоронила сына Виктора Горковцева. Больше детей у нее не было. Оставшись одна, все больше смотрела назад и хотела увековечить память о подвигах своего полка. Для Евгении кино стало любимым ребенком. На экране она смогла показать зрителям воинственных женщин и обычных девчонок. Тех, кто без страха вылетал сражаться с немцами и не переставал мечтать о семье и спокойной жизни. Воспоминания о войне у Жигуленко - это истории о боевых подругах. О ней самой - той отважной летчице, которая брала в кабину самолета охапку подснежников. Войдя в киноискусство уже в зрелом возрасте, режиссер без штампов и стереотипов отдала дань памяти настоящим героям войны. Евгения попала на фронт в мае 1942 года. Заступив на службу в качестве штурмана, она вскоре стала командиром 558-го ночного бомбардировочного авиационного полка. География подвигов Жигуленко обширна - она бомбила врагов в Южном, Северо-Кавказском составе войск Закавказского фронта. С ноября 1943-го числилась в Отдельной Приморской армии. А к концу войны летала на 2-м Белорусском фронте. Вступив в ряды Красной армии, сразу стала бить рекорды по боевым вылетам. Причем выгода ее заключалась в длинных ногах: летчица быстрее остальных добегала до биплана. Никогда не брала с собой ни пулемет, ни парашют. Самолет мог поднять очень ограниченный вес, и Жигуленко предпочитала взять лишнюю бомбу. Впрочем, иногда летчица брала с собой боеприпасы и еду - сбрасывала их попавшим в окружение советским солдатам. И обязательно выкрикивала что-нибудь подбадривающее с неба. 23 февраля 1945 года Евгения, находясь в звании гвардии лейтенанта, получила звание Героя Советского Союза. Ей вручили «Золотую Звезду» и орден Ленина. Победа над фашистскими захватчиками не заставила летчицу покинуть Вооруженные силы Советского Союза. Некоторое время она служила штурманом на Дальнем Востоке. И только в 1955 году ушла в запас и уехала жить в Сочи. Там занялась политикой в качестве начальницы управления культурой. Когда от власти поступило предложение войти в Министерство культуры РСФСР, Жигуленко отказалась: ее влекло кино. Поэтому она поступила во ВГИК. Вскоре новоявленный режиссер выпустила короткометражку «Одни сутки из тысячи ста». В 1981 году вышел полнометражный фильм «В небе “Ночные ведьмы”», где Евгения Андреевна рассказала историю женского бомбардировочного полка, прототипом которого был ее собственный. А в 1984 году фильмография пополнилась еще одной картиной «Без права на провал». В ней режиссер даже попробовала себя в роли актрисы - в эпизодической роли в качестве матери главного героя. В старости летчица оказалась за чертой бедности. Ее режиссерские идеи не находили воплощения. Лихие 90-е совпали с попытками новой власти стереть прошлые подвиги. Для настоящей патриотки такое отношение к заслугам боевых подруг и ее собственным оказалось настоящим ударом. Возможно, это и стало причиной смерти великой участницы войны. Евгения Андреевна скончалась 27 февраля 1994 года. Ее похоронили на Троекуровском кладбище.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Безкровного / Krasnodar, Bezkrovnogo Street

Краснодар, улица Безкровного
Краснодар, улица Безкровного
Краснодар, улица Безкровного
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. Безкровного
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица им. Безкровного - улица в Краснодаре рядом с улицами: Цезаря Куникова, Ивана Рослого, Ивана Кожедуба, Защитников Отечества и Бахчиванджи. 
Слова с приставками, которые заканчиваются на спорную букву «з/с», пишутся согласно принятым правилам орфографии. Следует заметить, что приставка «бес-» вошла в русский язык только в начале прошлого века. До этого времени существовала только приставка «без-»Правила написания этих приставок таковы: если за ними стоит гласная или звонкая согласная (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р), то пишется «без-». Например: «безалкогольный», «бездомный», «безрадостный». Если же стоит глухая согласная (К, П, С, Т, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ), - то пишется приставка «бес-». Например: «бесплатный», «бесчувственный», «бескрайний».
В нашем прилагательном - за приставкой следует глухая согласная «к», что требует постановки приставки «бес-». - «бескровный». Точно так же пишется и наречие, образованное от этого прилагательного - «бескровно».
* * *
Безкровный 
Алексей Данилович
атаман Черноморского 
казачьего войска, с 1827 по 1830 гг.
(предшественник Кубанского казачьего войска)
Алексей Безкровный родился в 1785 году. Потомок запорожских казаков. В 1792 году в составе Черноморского Войска Безкровные переселились на Кубань. Отец - обер-офицер этого войска, родовой дом имел в куренном селении Щербиновском. Получил домашнее образование. Был обучен русской грамоте и знал «часть российской арифметики». В 1800 году поступил на воинскую службу. Был зачислен в Черноморское войско простым казаком. Принимал участие в Закубанских походах против горцев. С 1803 года стал сотенным есаулом. В 1808 году за храбрость и отличия произведен в хорунжие. В сражении с горцами на реке Ильедерке 11 марта 1810 года был тяжело ранен пулей в левое плечо с повреждением костей. В 1811 году был переведен во вновь созданную Отдельную Черноморскую сотню, вошедшую в состав лейб-гвардии Казачьего полка. Безкровынй является участником Отечественной войны 1812 года. В составе гвардии Безкровный участвует в тяжелых и почти беспрерывных арьергардных боях. Командуя Черноморской гвардейской офицерской сотней, в 1812 году Безкровный отличился в Бородинском сражении, где с двумя взводами своей сотни, невзирая на сильный картечный огонь, врубился во французскую батарею и взял в плен двух офицеров и девять солдат. Во время этой отчаянной атаки под ним убили лошадь, а сам он получил ранение картечью в левую ногу.  Безкровный с черноморской сотней, в составе стрелковой цепи 28 августа 1812 года с 3 часов дня и до 7 вечера отбивал атаки неприятеля. Успешно сражался также и в других сражениях при преследовании отступающих наполеоновских войск. Был награжден золотым оружием «за храбрость». В сражениях конца 1812 года Безкровный показал себя не только человеком беззаветной отваги, идущим в атаку впереди всех, но и умным, инициативным и находчивым командиром, тактически грамотным военачальником. В 1813 году А. Безкровный, за проявленную выдающуюся храбрость, был назначен в конвой императора Александра I. Состоя в конвое императора, Безкровный 8 и 9 мая участвует в сражениях под городом Бауценом, в августе-октябре - еще в пяти крупных сражениях. За военные успехи получил чины штаб-ротмистра, а затем ротмистра, его сотня заслужила серебряные трубы. Во время заграничных походов русской армии 1813-1815 годов получил ранения в сражениях под Кульмом и Лейпциге. Высочайшим Указом переведен из Лейб-Гвардии в Черноморское войско в чине подполковника. В 1818 году 20 апреля за храбрость и отвагу, проявленные в Битве народов, А. Безкровный получил чин полковника и орден Св. Владимира 4 степени с бантом. Вернувшись на Кубань, полковник Бескровный командовал 9 казачьим полком в составе отряда генерала Власова и принял участие в нескольких закубанских экспедициях против горцев. За усердие в службе и храбрость награжден суммой в 5 тыс. рублей и бриллиантовым перстнем. В 1823 году 6 мая назначен комиссаром вновь сформированного 3 конного полка, с которым по ноябрь 1826 года находился в Царстве Польском на охране границы с Пруссией. За усердие в службе и решительные действия по пресечению пожара, вспыхнувшего 4 апреля 1826 года в городе Млаве, получил благодарность от великого князя Константина Павловича и орден Св. Анны. В 1827 году 21 марта его полк возвратился в Черноморию. Безкровный был назначен войсковым атаманом Черноморского Войска с командованием Черноморской кордонной линией 27 сентября 1827 года. В этом же году переименован в наказного атамана. Во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов - командир отдельного Таманского отряда, состоявшего из казаков и регулярных частей. Отличился при взятии турецкой крепости Анапы, где командовал передовыми отрядами, осаждавшими крепость. При этом получил ранение картечью в левую руку. За удачные действия был произведен в генерал-майоры и награжден орденом Святого Георгия 4 степени. Находившимся под его начальством полкам Черноморского войска были пожалованы знамена. В 1829-1830 годах провел ряд удачных экспедиций против враждебных России горцев, за что в награду получил золотую саблю, украшенную алмазами и с надписью «За храбрость». В начале 1830 года успешно отразил набег 5-тысячного отряда горцев, возглавляемого шапсугским предводителем Казбичем. А 30 января 1830 года отряд Безкровного сам вошел в земли шапсугов, атаман лично участвовал в рукопашной схватке, в которой получил три тяжелые сабельные раны. В том же году по его приказу были построены три укрепления на Кубани, одно из которых было названо в его честь Алексеевским. Но вскоре наместником на Кавказе И.Ф. Паскевичем был обвинен в злоупотреблениях, попал в опалу и в ноябре 1830 года отставлен от должности атамана Черноморского войска. Последние годы жизни находился под судом. Алексей Данилович Бескровный скончался 9 июня 1833 года в возрасте 48 лет от последствий тяжелой болезни. Умирая, Безкровный завещал значительный капитал на постройку Екатеринодарской богадельни для казаков своего войска, а также городу Екатеринодару - принадлежавший ему лес по левой стороне реки Карасун. В Кондуитном списке атамана, составленном на 1 января 1829 года, указано, что за 30 лет службы он участвовал в 14 кампаниях и более чем в 100 сражениях. Портрета Безкровного не сохранилось. По воспоминаниям современников, он обладал огромной физической силой, был высокий, статный, с красивым и мужественным лицом. Обладал уникальными воинскими способностями, ловкостью, храбростью и проницательным умом.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Ивана Кожедуба / Krasnodar, Ivana Kozheduba Street

Краснодар, улица Ивана Кожедуба
Краснодар, улица Ивана Кожедуба
Краснодар, улица Ивана Кожедуба
Краснодар, улица Ивана Кожедуба
Краснодар, улица Ивана Кожедуба
Краснодар, улица Ивана Кожедуба
Краснодар, улица Ивана Кожедуба
Краснодар, улица Ивана Кожедуба
Краснодар, улица Ивана Кожедуба
 ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. 
Ивана Кожедуба
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица им. Ивана Кожедуба - улица в Краснодаре рядом с улицами: Цезаря Куникова, Ивана Рослого, Бахчиванджи, Аршинцева и Защитников Отечества.
* * *
Иван Никитович Кожедуб
Военный, летчик, маршал авиации, 
депутат Верховного Совета СССР
Иван Кожедуб - прославленный летчик-ас, военачальник. В 1985 году стал маршалом авиации, три раза удостоился звания Герой Советского Союза. С 1946-го по 1961 годы избирался депутатом Верховного Совета, в 1989-1991-м годах был народным депутатом СССР. Каждый настоящий летчик-ас обладает собственным, непохожим на других почерком в небе. Имелся он и у Ивана Кожедуба, человека мужественного, отважного, хладнокровного. Его умение быстро разобраться в сложившейся ситуации, оценить риск и найти единственно верное решение, поражало всех, кому приходилось иметь с ним дело. Он настолько виртуозно владел машиной, что казалось, поведет ее, даже закрыв глаза. Во время полетов летчик использовал разнообразные маневры - змейки, развороты, горки, пикирования. Кожедуб всегда первым находил противника, и при этом ни разу не «подставился» под вражеские удары. Его не сбили ни разу, даже в самых критических ситуациях этот героический летчик всегда садил машину. Родина Ивана Кожедуба - Украина, а если точнее, то небольшая деревушка Ображиевка в Глуховском уезде Черниговской губернии. Именно там, в семье церковного старосты Никиты Кожедуба и его жены-домохозяйки Стефаниды Кожедуб родился будущий прославленный летчик, герой войны. С раннего детства Иван начал рисовать, получалось у него неплохо, он даже хотел после школы продолжить учебу в художественном техникуме. Однако после получения аттестата стал студентом Шосткинского химико-технологического техникума. В студенческие годы часто посещал занятия местного аэроклуба. В начале 1940 года Ивана призвали в Красную армию. В том же году, осенью, молодой человек окончил обучение в Чугуевской военной авиационной школе летчиков, и остался в ней инструктором. В 1941 году преподавательский состав и все курсанты авиашколы были эвакуированы в Казахстан, город Чимкент. В 1942-м Кожедуб выполнял тренировочный полет, во время которого чуть не погиб. После взлета у машины отказал мотор, и только выдержка пилота, его умение быстро оценивать ситуацию и мгновенно принимать решение, спасла и самолет, и самого летчика. Он сумел приземлиться на поле. Кожедуб никак не мог осилить огневую подготовку, но после упорных тренировок опережал остальных летчиков по всем видам стрельбы. 23 февраля 1942 года он получил очередное звание - старший сержант. В ноябре того же года его направили в Иваново, где формировался 240-й истребительный полк 302-й истребительной дивизии. Спустя год Ивана Кожедуба перекинули на Воронежский фронт. Ивану выделили самолет Ла-5, на борту которого красовалась надпись «Имени Валерия Чкалова», бортовой №75. В первом бою летчик прикрывал аэродром и во время атаки немецких бомбардировщиков попал не только под их удар, но и под залпы зенитной артиллерии Красной армии. Самолет Кожедуба был сильно поврежден, но летчик все же сумел посадить его. Пилот спасся только благодаря спинке из прочного материала, но машина восстановлению не подлежала. Некоторое время Ивану пришлось летать на свободных самолетах эскадрильи, своей машины у него не было. Командование приняло решение перевести Кожедуба на пост оповещения, но благодаря заступничеству командира полка, его оставили в эскадрилье. Летом 1943 года Кожедуба повысили в звании, теперь он младший лейтенант. Его назначили командовать эскадрильей. Свой первый вражеский самолет - бомбардировщик Юнкерс Ю-87 Иван сбил 6 июля 1943 года во время боя за Курскую дугу. 7 июля сбил еще один, а 9-го уничтожил сразу два вражеских истребителя Bf-109. 4 февраля 1944 года старший лейтенант Иван Кожедуб получил свою первую звезду Героя Советского Союза. На тот момент на его счету уже были 146 боевых вылетов и 20 сбитых машин врага. В мае 1944-го Кожедуб пересел на машину Ла-5ФН с бортовым номером 14. На ее создание выделил средства простой колхозник-пчеловод Василий Конев из Сталинградской области. В августе 1944-го Ивану дали капитанское звание и назначили на должность заместителя командира 176-го гвардейского полка.  Того же времени он пересел на новый истребитель Ла-7. 19 августа 1944 года летчик второй раз стал Героем Советского Союза. К тому времени на его счету уже было 256 вылетов и 48 уничтоженных фашистских самолетов. В конце войны гвардии майор Иван Кожедуб провел 120 воздушных боев, уничтожил 64 самолета противника, среди которых были пикирующие бомбардировщики, истребители, штурмовики и даже один реактивный истребитель. За все годы летчик 330 раз поднимался в небо, отлично стрелял, предпочитал не сближаться с противником, и открывать огонь на расстоянии от двухсот до трехсот метров от вражеского самолета. Свой последний бой прославленный летчик провел в небе над столицей фашистской Германии 17 апреля 1945 года. В этом сражении он сбил два истребителя FW-190. По итогу Великой Отечественной войны Кожедуба признали самым результативным летчиком-истребителем. 18 августа 1945 года Иван Никитович третий раз удостоен самой высокой правительственной награды - медали «Золотая Звезда» и звания Герой Советского Союза. Иван летал только на самолетах, выпущенных в СССР. Так случилось, что в конце войны Кожедуб поразил две машины союзников, к которым направлялся на помощь. В апреле 45-го он увидел, что несколько «мессеров» устремились к тяжелому бомбардировщику американцев В-17 «Фортресс», и кинулся ему на помощь. Американские летчики не поняли, что Иван хотел им помочь, приняли его за фашиста и открыли по его самолету огонь. Кожедуб выполнил мастерский переворот, увернулся от их выстрелов и сам пошел в атаку. Летчик одного из подбитых самолетов сумел катапультироваться, второй погиб в воздухе. Моменты этой схватки зафиксировал фотокинопулемет, установленный на машине Кожедуба. Если бы не эта съемка, летчика ждали бы большие неприятности. По сути дела Ивана Никитича спас командир полка – полковник Чупиков, передавший ему проявленную пленку, и посоветовавший не распространяться о происшествии. Сколько раз Кожедуб оказывался в сложных ситуациях, трудно даже представить. Но его мужество и героизм, помноженные на исключительное хладнокровие помогали ему выбираться из самых сложных переделок. Каждый раз летчик сажал свой самолет, даже если тот получил серьезные повреждения, и сам выходил сухим из воды. Биография прославленного летчика навсегда связана с небом, поэтому после победы он продолжил служить в ВВС. Он умел хорошо воевать, но в мирное время от него требовались теоретические знания, и Кожедуб решил продолжить учебу. Он становится студентом Краснознаменной Военно-воздушной академии. С каждым годом советское авиастроение осваивало выпуск новых машин, Кожедуб стал летчиком-испытателем уникальных разработок советских ученых, в том числе и реактивного истребителя МиГ-15. Начиная с апреля 1951-го по январь 1952-го, Кожедуб во главе 324-й истребительной дивизии воевал в Корее. За этот период летчики дивизии 216 раз побеждали противника в воздухе. Наши потери исчислялись 27 самолетами и 9-ю пилотами. В 1956-м Кожедуб получил диплом Военной академии Генштаба. В июне 1962 года получил назначение на должность командующего 76-й воздушной армии. Спустя два года стал заместителем командующего ВВС в Московском военном округе. На этом поприще служил вплоть до перевода его в центральный аппарат ВВС в 1971-м. В 1978-м новое назначение - Группа генеральных инспекторов Минобороны Советского Союза. В 1970-м стал генерал-полковником авиации, в 1985-м Кожедуб удостоился воинского звания Маршал авиации. Последние годы жизни летчика-героя были связаны с политической и общественной деятельностью.  Долгие годы он был депутатом Верховного Совета, в 1989-м его избрали народным депутатом СССР. Свою будущую жену прославленный летчик встретил в ноябре 1945 года. Он возвращался из Москвы в свою часть, расположенную в Монино на электричке. Напротив него сидела красивая девушка, которая сразу понравилась бравому майору, но познакомиться он не решился. Позже начал искать ее по всем электричкам, проходящим в том направлении. Однажды Ивану повезло, он снова встретил эту девушку. На этот раз не растерялся, и пригласил красавицу на танцы в гарнизонный Дом культуры. Вероника обратила внимание, что все офицеры, которые попадались им на пути, первыми отдавали честь ее кавалеру, даже те, кто были старше по званию. После того, как Иван снял верхнюю одежду, девушка увидела на его груди три Золотых Звезды героя, и только тогда вспомнила, где она видела этого молодого человека. Конечно, в газетных публикациях, подробно описывающих подвиги Кожедуба в годы войны. Они поженились сразу после встречи Нового года, 2 января 1946-го. В 1947 году Вероника подарила мужу единственную дочь Наталью. В 1970-м Кожедуб стал дедом - у Натальи родился сын Василий. Впоследствии выучился на медика, живет и работает в Москве. В 1952 году у Ивана и Вероники родился сын Никита. Он пошел по стопам отца, стал военным, только не летчиком, а моряком. Женился, в 1982-м порадовал Ивана Никитича внучкой Анной. Сын прославленного летчика, капитан 3-го ранга Никита Кожеуб умер в 2002 году. Пока Иван Кожедуб летал, он никогда не жаловался на здоровье. Когда с небом пришлось поневоле расстаться, летчика начали одолевать болезни. В 1976 году он перенес инсульт. Благо рядом находилась жена, которая вызвала скорую, потом сама поднимала его на ноги. Тогда Иван выздоровел, а вот инфаркт, случившийся в 1991-м, он уже не перенес. Вероники не было дома, и вызвать неотложку было некому. Прославленный летчик умер 8 августа 1991 года, его похоронили на столичном Новодевичьем кладбище.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Бахчиванджи / Krasnodar, Bakhchivandzhi Street

Краснодар, улица Бахчиванджи
Краснодар, улица Бахчиванджи
Краснодар, улица Бахчиванджи
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. Бахчиванджи
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица им. Бахчиванджи - улица в Краснодаре рядом с улицами: Защитников Отечества, Аршинцева, Ивана Рослого, Безкровного и Ивана Кожедуба.
* * *
Юрий Гагарин скажет о нем: «Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года». Григорий Бахчиванджи родился 20 февраля 1909 года в кубанской станице Бриньковской (Приморско-Ахтарский район). Его отец Яков - грек по национальности - приехал в станицу по приглашению местного купца ремонтировать паровую мельницу, женился на местной казачке Марии Ефимовне Гречаной и остался. К сожалению, женщина умерла, когда Григорию - второму сыну в семье Бахчиванджи - было всего шесть лет… В родной станице мальчик окончил семилетку и помогал отцу на мельнице, регулировал работу парового двигателя, трансмиссии и других механизмов. С 1925 года работал в литейной мастерской, затем был помощником машиниста паровоза в Приморско-Ахтарском локомотивном депо, позже строил завод в Мариуполе, работал слесарем. Когда в 1931 году парня призывали в армию, Григорий попросил направить его в авиацию. В военкомате технически грамотному пареньку пошли навстречу. Бахчиванджи стал техником по вооружению самолетов, но мечтал выучиться на летчика. Это стремление привело его в Оренбургскую летную военную школу, где он вскоре вошел в число лучших курсантов. В 1935 году он заканчивает училище, прибывает в полк, но надолго в войсках не задерживается. Младшего лейтенанта, продемонстрировавшего отличную технику пилотирования и глубокие знания самолета вскоре переводят в отряд летчиков – испытателей при Научно-исследовательском институте Военно-воздушных сил. Данная молодому летчику характеристика представляла его, как принципиального и решительного командира. Подчеркивалось, что у Г.Я. Бахчиванджи пытливый ум, есть склонность к анализу и исследованиям. Это подтвердилось на деле: заключения Григория Яковлевича о самолетах и моторах всегда были компетентными и высококвалифицированными. Еще до войны Григорий Яковлевич принял участие в целом ряде испытаний боевой техники, а его имя в советской авиации стало синонимом слова «ас». В первый же день Великой Отечественной войны Г.Я. Бахчиванджи ушел на фронт. Он - участник обороны Москвы. Служил в составе 402-го истребительного авиаполка специального назначения, сформированного из летчиков – испытателей. На фронте Григорий Яковлевич во всем блеске проявил свой летный талант. Воевал на истребителе МиГ-3, который сам же «опробовал» накануне войны. Среди первых воздушных побед - уничтожение двух вражеских самолетов разведчиков Do-215. В тот день весь авиаполк под командованием П.М. Стефановского вылетел на боевое задание, а Бахчиванджи был оставлен на «базе» для прикрытия возвращающихся истребителей. Не прошло и 10 минут, как над аэродромом появился немецкий Do-215. Бахчиванджи, прямо со стоянки, устремился к противнику, зашел ему в хвост и метров с 50 открыл огонь. Объятая пламенем вражеская машина упала на окраине аэродрома. В это время из облаков вывалился еще один «Дорнье». Бахчиванджи, сделав боевой разворот и форсировав режим мотора, быстро настиг противника и вновь открыл огонь. Перевернувшись через крыло, вражеский самолет устремился к земле… Дальнейшие события подробно описаны командиром полка Стефановским: «…нашу радость как рукой сняло. Даже с земли было видно, что винт «МиГа» остановился. Сейчас последует штопор и… Но этого не случилось - мастерский разворот. И самолет с неработающим мотором стал заходить на посадку. Выпущены шасси, закрылки, машина планирует и классически садится. Все, кто находились на аэродроме, бегут к самолету. …Еще издали вижу разгоряченное лицо летчика, его белое шелковое кашне продырявлено пулей, на шее - ожог. Григория сжимают в дружеских объятиях - не каждому суждено в первом же боевом полете одержать две блестящие победы. Затем осматриваем его самолет. Мотор, оба радиатора, лонжероны крыльев, даже пневматика колес изрешечены пулями. Действительно, посадить такую «мертвую» машину был способен только испытатель…» За первый месяц войны Григорий Бахчиванджи сбил два вражеских самолета лично и три, действуя в группе, а в августе 1941 года его, в составе группы летчиков-испытателей по указанию Ставки Верховного Главнокомандующего отзывают с фронта. Капитана Бахчиванджи снова прикрепляют к НИИ ВВС для испытаний новой авиатехники. Тогда в конструкторском бюро шла разработка самолета-перехватчика БИ–1 с жидкостным реактивным двигателем. Работа над новой машиной оказалась трудной и опасной, поскольку и летчики, и инженеры ступили на «неизведанную» территорию. Случалось всякое. Так, в феврале 1942 года при запуске двигателя на испытательном стенде произошел взрыв, во время которого головка двигателя сорвалась с креплений, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассек лоб. Но вместе с инженерами он продолжал активно работать. 15 Мая 1942 года Григорий Бахчиванджи выполнил первый полет на этой машине, открыв тем самым эру реактивной авиации. Со знаменательным событием его поздравили друзья и коллеги. По словам очевидца Василия Павловича Мишина: «все понимали, что присутствуют при рождении новой ракетной эры авиации. Впервые прозвучала команда не «от винта» а «от хвоста». В послеполетном донесении летчик - испытатель Григорий Бахчиванджи отмечал, что полет на самолете БИ-1 в сравнении с обычными типами самолетов исключительно приятен: перед летчиком нет винта и мотора, не слышно шума, выхлопные газы в кабину не попадают. Сидя в передней части самолета, пилот имеет полный обзор передней полусферы и значительно лучший, чем на обычном самолете, обзор задней полусферы. Расположение рычагов и приборов управления удачное, видимость их хорошая, кабина не загромождена. По легкости управления самолет превосходит современные истребители. За этот полет Григорий Бахчиванджи был награжден вторым орденом Ленина (первым ранее были отмечены его заслуги на фронте). Бахчиванджи отлично понимал, насколько опасна его работа и какие трудности она таит. Современники вспоминали, что однажды он сказал: «Я знаю, что разобьюсь на этом самолете. Я нахожусь в трезвом уме и отдаю отчет своим словам. Мы находимся на передовом краю технической битвы, и без жертв, все равно не обойтись. Я иду на это с полным сознанием долга». К сожалению, в предчувствиях испытатель не ошибся. 27 марта 1943 года, тестируя скоростные характеристики истребителя, Григорий Бахчиванджи разогнал машину до 800 километров в час. Это была первая встреча человека со звуковым барьером. И первая жертва на пути к его преодолению. При выполнении задания на достижение максимальной скорости полета в 800 километров в час, на высоте около 2000 метров самолет неожиданно перешел в пикирование, и под углом в 50 градусов, вместе с пилотом упал в 6 километрах южнее аэродрома. Поначалу специальная комиссия решила, что при остановке двигателя на режиме полной тяги, Бахчиванджи ударился головой об оптический прицел, и потерял сознание. Другой версией стала возможность самопроизвольного выпуска в полете одной из лыж, нарушившей управляемость машины. Настоящая причина оказалась в другом. Но обнаружить ее сумели лишь через несколько лет, после постройки новой аэродинамической трубы, позволявшей проводить исследования в воздушных потоках больших скоростей. Оказалось, что на самолете с прямым крылом, какое было у БИ-1, на околозвуковых скоростях возникает огромный пикирующий момент, с которым летчику справиться практически невозможно… Через много лет после смерти Бахчиванджи - в 1962 году - его полеты были изучены более подробно и встал вопрос о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Но этого решения пришлось ждать долгие годы. Советская бюрократия утверждала, что за испытания первого в мире боевого истребителя с реактивным двигателем Г.Я. Бахчиванджи уже был награжден орденом Ленина… Однако, многие видные государственные деятели и военные начальники продолжали настаивать на том, что необходимо самым достойным образом отметить вклад этого удивительного человека в развитие советской авиации. 28 апреля 1973 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР: «За героизм и самоотверженность, проявленные при испытаниях первых советских самолетов с реактивными двигателями и в боях с врагами в период Великой Отечественной войны, присвоить звание Героя Советского Союза летчику - испытателю капитану Григорию Яковлевичу Бахчиванджи». Имя летчика носят улица и школа на родине героя - в станице Бриньковской. Там же стоит памятник пилоту, работы краснодарского скульптора Жданова. А в год 50–летия Великой победы имя летчика - испытателя Григория Яковлевича Бахчиванджи было присвоено и одной из новых улиц кубанской столицы.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *