ФОТОЗАРИСОВКИ
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Крышки люков Краснодара,
история и география под ногами.
Город Краснодар, июнь 2021
Краснодарский край,
Южный ФО, Россия.
* * *
* В данное время (июнь 2021) ищу и фотографирую крышки люков города Краснодара, систематизировать и отбирать лучшие фото буду после достаточного накопления материала.
Информация (расшифровка надписей) на люках:
* * *
120; 121 - Люк Артель им. Кирова,
Каменка-Днепровская
Люк "Артель им. Кирова" Каменка-Днепровская, Украинская ССР. Надпись на клейме (товарном знаке) по-украински: "Артіль Кiрова Запорізька Обл Метал м. Кам'янка-Дніпровська". Каменка-Днепровская (укр. Кам'янка-Дніпровська) - город в Запорожской области Украины. Найдены эти люки во дворе жилого дома с пристройками 1951-55 годов.* * *
122; 123 - Люки Завод Ворошилова и
Мех. завод №5, Ростов-на-Дону
Люк З-Д им ВОРОШИЛОВА РОСТОВ ДОН
Люк Механический завод №5, город Ростов-на-Дону
ГОСТ 3634-47 ГК (городская канализация)
Завод имени Ворошилова и Механический завод №5, город Ростов-на-Дону. До революции назывался "Товарищество чугунолитейного и механического завода Ф.В. Нитнер с сыном". Был одним из крупнейших в отрасли, специализировался на оборудовании для мельниц - но единичные артефакты чугунного литья с клеймом той эпохи, в том числе люки, можно до сих пор обнаружить в некоторых уголках Ростова. Завод был основан в 1902 году - в переулке Журавлева (до революции Покровский) был выстроен дом №41, где помещалась администрация, сам завод находился позади, числясь на соседней Малой Садовой улице под номером 125. В справочнике "Весь Ростов-на-Дону" за 1925 год он уже упоминается как "Чугунно-литейный и механический завод имени тов. Ворошилова", кол-во рабочих - 76 человек, тел. 2-88, заведующий - С. И. Свирский. В 1927-28 годах он упоминается как завод им. Ворошилова треста "Дон[мель]машстрой", рабочих 169, правление осталось в старом здании - Покровский пер. 41, сам завод также числится по прежнему адресу - Мало-Садовая улица, 125. В справочнике "Весь СССР" 1930 года назван "заводом №3 Севкавметалтреста". Покровский переулок был вскоре переименован в Магнитогорский, а после войны - в Журавлева. Во время войны завод был разрушен фашистами. В 1957 году товарищ К. Е. Ворошилов попался на деле "антипартийной группы", его фамилия была удалена из названий (правда, не всех) городов и предприятий. Ростовский завод, который в то время уже был известен под переходным наименованием "мехзавод №5 им. Ворошилова", остался только с номером, что было отражено на выпускавшихся в конце 1950-х годов люках. Ассортимент продукции сдвинулся в сторону машиностроения, завод выпускал дорожную, строительную технику, редукторы. В 1970-е годы его и соседний поршневый завод (бывший "Джон Мартын") планировали по генплану вывести из центра города, но только в 2004 году здания на исторической территории на улице Суворова (до революции - Малая Садовая), как и корпуса его давнего конкурента, завода братьев Мартын, были снесены (ныне здесь дом №91). В это время завод №5 был народным предприятием, на котором работало 87 чел. Он продолжал еще числиться в пер. Журавлева, 47, пока не был окончательно переведен на окраину города, на территорию з-да "Электроаппарат".* * *
124 - Люк СЕВКАВСНАБ, Краснодар
ДоГОСТовский люк с надписью по центру: "СЕВКАВСНАБ, КР-ДАР"
(более точных данных нет)* * *
125 - Люк Л.ЧЛЗ ГОСТ 3634-47
Л.ЧЛЗ ГОСТ 3634-47 ГВ (городской водопровод) Л.? ЧЛЗ -Чугунолитейный завод?
(более точных данных нет)* * *
126 - Люк ЗЛМЗ ГОСТ 3634-47
Люк ЗЛМЗ ГОСТ 3634-47 ГК (городская канализация), Аббревиатура ЗЛМЗ, возможно, это Запорожский литейно-механический завод (более точных данных нет)* * *
127 - Люк ЗАПОРОЖЬЕ ДНЕПРОСТРОЙ
1952 года выпуска
Механический завод Днепростроя (г. Запорожье) Украинская ССР. Золотой фонд советских крышек - механический завод "Днепростроя", одно из немногих старых украинских предприятий, чья история хорошо прослеживается. Сам Днепрострой был организован в Запорожье в 1927 году для подготовки к сооружению Днепровского каскада и ДнепроГЭС. Через год при нем были созданы Центральные механические мастерские (ЦММ), постепенно разраставшиеся и с 1937 года ставшие механическим заводом. Здесь ремонтировались паровозы, краны, производилась арматура. С началом войны предприятие эвакуировано в Ростов-на-Дону, перешло на выпуск военной продукции - мин и шасси для самолетов, в 1944 году возвращено домой (нужно было восстанавливать ДнепроГЭС, разрушенный при отступлении сначала советских, а потом немецких войск). В пятидесятых годах после реконструкции запущен цех металлоконструкций, начато серийное производство мостовых кранов. Тогда же выпускались основные партии люков - часть имеет дату 1946-й год, большинство же - 1952 или 1955 год. В 1956 году завод переименован в Днепровский механический, а с 1977 года - в Запорожский энергомеханический завод (ЗЭМЗ) Министерства энергетики и электрификации СССР. Ежегодно он выпускал по 250-300 мостовых и козловых кранов и тысячи тонн сложных металлоконструкций, грузоподъемную технику для строек, в том числе зарубежных. С 2005 года принадлежит финской компании Konecranes и носит название "Запорожкран". Во все эти периоды продолжал выпускать люки. * * *
128 - Люк СЗМ, ГОСТ 3634-61
СЗМ, ГОСТ 3634-61 ГК (городская канализация)
(более точных данных нет)* * *
129 - Люк VDA, Литва
Иностранный люк (литовский) с надписью "VDA". Внизу наименование стандарта "LST EN 124" - литовская реплика европейского стандарта по люкам EN124, на основе которого создан и наш ГОСТ.* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!
Вас приветствует
Автор ФотоБлога
* * *