ФОТО-ВМФ / ShipSpotting © Igor Torgachkin
* * *
Судно контроля физических полей СФП-183 /
Physical fields control vessel SFP-183
Новороссийская Военно-Морская База, 14 марта 2014
Краснознамённый Черноморский флот.
Россия, Краснодарский край,
побережье Черного моря,
Новороссийская (Цемесская) бухта.
* * *
Судно контроля физических полей СФП-183Водоизмещение: 1460 т.
Размеры: длина - 80 м, ширина - 11,4 м, осадка - 3,25 м.
Скорость хода максимальная: 14 узлов.
Дальность плавания: 2500 миль при 10 узлах.
Силовая установка: дизельная, 2800 л.с., 2 винта.
Экипаж: 61 чел.
История судна: Судно контроля физических полей пр.18061
Потребности ВМФ в маневренных средствах по размагничиванию кораблей, по изменению и регулировке размагничивающих устройств, по контролю гидроакустического поля кораблей удовлетворялись за счет создания плавучих станций специального назначения - судов контроля физических полей (СФП). Концепция рассредоточенного базирования потребовала дальнейшего значительного развития судов контроля за физическими полями кораблей для выполнения работ в любых пунктах базирования. Опыт эксплуатации первых плавучих станций показал, что возможно создание универсального СФП, приспособленного для контроля как гидроакустического, так и электромагнитного полей. Вначале было модернизировано судно пр.513 по пр.513М с установкой аппаратуры для контроля электромагнитного поля, затем в 1966 году было выдано тактико-техническое задание в Зеленодольское ПКБ на создание универсального СФП пр.1806. Главным конструктором этого судна был Л.С. Цвирко, а главным наблюдающим - капитан 2 ранга Ю.Д. Макшанчиков.
Судно оснащалось всеми видами аппаратуры для замеров и контроля физических полей. Для ее питания в режиме "Тишина" впервые стали использоваться дизель-генераторы, размещенные в звукоизолирующих кабинах. Полное водоизмещение достигало уже 1 460 тонн, скорость полного хода 14 узлов, дальность плавания 1 000 миль, автономность 15 суток. На судне имелась взлетно-посадочная площадка для временного базирования легкого сухопутного вертолета типа Ка-26. Головное судно было построено на ССЗ им. Горького в Зеленодольске в 1971 году. Дальнейшим его развитием стало судно пр.18061, спроектированное в том же ПКБ коллективом, возглавлявшимся главным конструктором А.П Мышакиным, главным наблюдающим от ВМФ был капитан 3 ранга Е.С.Кузнецов. На этом судне при одинаковом водоизмещении удалось разместить более совершенную аппаратуру для измерения полей и для решения специальных задач установить ЭВМ. Судно этого проекта предназначено для проведения измерений следующих физических полей: акустического, электромагнитного, электрического, магнитного, теплового полей надводных кораблей и субмарин. Вооружения на борту судно не несет. Так же судно оборудовано специальными устройствами для постановки и выборки забортных тел измерительных систем. Головное судно этого проекта также было построено на ССЗ им. Горького в г.Зеленодольске в 1983 году. Последний корабль этого проекта был сдан ВМФ в 2005 году (СФП "Виктор Субботин"). Судно контроля физических полей "СФП-183" было построено в Зеленодольске на ССЗ им. А.М. Горького (заводской №309). Вступило в строй 15.08.1991 г., вошло в состав Черноморского флота. По разделу Черноморского флота 1997 г. отошло российской стороне. В настоящее время входит в состав 2-й группы 205-го отряда управления вспомогательного флота, с базированием на Южную бухту, Севастополь. Судно активно используется для решения специальных задач.
* * *