Показано по 5 материалов на страницу.

15 сентября, 2021

Краснодар, Мадьяр в плен не брать! / A magyar megszálló csapatok a Szovjetunióban

КРАСНОДАР
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
"В память о венгерских военнопленных, 
погибших во Второй мировой войне" 
Город Краснодар, 14 сентября 2021
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *
Память с другой стороны / 
Монумент-скиталец / Затерянные захоронения
У дороги, там, где в Краснодаре заканчивается улица Рашпилевская, на фоне огромного плаката, рекламирующего мусороуборочную компанию, стоит скромный обелиск. «В память о венгерских военнопленных, погибших во Второй мировой войне» - высечено на небольшой черной плите на русском и венгерском языках. Почему этот монумент находится в краевом центре Кубани, что делает на том месте, где городская застройка появилась намного позже тех страшных времен? Корреспондент «Кубанских Новостей» Максим Куликов попытался разобраться в вопросе, ответ на который не смогли дать те, кто занимается сохранением памятников города. Во Вторую мировую войну Королевство Венгрия воевало на стороне гитлеровской коалиции. Основные части венгерской армии были задействованы в направлениях Воронежа и Ростова-на-Дону. На Кубани вместе с немецко-фашистскими захватчиками воевали в основном хорватские и румынские солдаты. Но после войны венгерские военнопленные содержались в Краснодарском крае. Например, в станице Пашковской находился военный эвакуационный госпиталь. Пленные восстанавливали на Кубани разрушенное хозяйство, многие из них здесь же и скончались. Историки насчитывают около 15 захоронений венгерских военнопленных на территории края. Монумент венгерским военнопленным был установлен на улице Рашпилевской в 2002 году по инициативе Ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы». Соучредителем этой организации выступает Министерство обороны России. Одним из направлений деятельности ассоциации является содержание иностранных воинских захоронений в России. За рубежом, в свою очередь, обеспечивают сохранность могил бойцов Красной армии. В 2006 году обелиск решили демонтировать в связи с тем, что, как говорится в официальном документе мэрии Краснодара, он «неоднократно подвергался разрушению вандалами». Монумент два года хранился на территории Всесвятского кладбища, пока в 2008-м по просьбе краевого управления по работе с военнослужащими и воспитанию допризывной молодежи его не решили установить там же, на погосте. Но многие ветераны сочли недопустимым нахождение памятного знака военнопленным рядом с мемориалом советским воинам, поэтому в ноябре того же года обелиск был перенесен на первоначальное место. Но почему именно на улице Рашпилевской? Как это место связано с венгерскими военнопленными? Ответить на этот вопрос помог инициатор создания Культурного общества венгров Кубани «Турул», этнолингвист, исследователь поселения чехов, венгров, словаков и русин на Кубани Владимир Пукиш. - На сайтах, посвященных захоронениям венгерских военнопленных, можно найти описания погребений, - говорит исследователь. - Как правило, указания мест очень условны. Одна из таких записей гласит: Краснодар, Ленинский район (бывшее название Западного округа. - Прим. «КН»), улица Шаумяна (бывшее название улицы Рашпилевская. - Прим. «КН»), автохозяйство. Количество - 14/101 (захоронений/человек. - Прим. «КН»). Тип захоронения - военнопленные. Состояние - разрушено полностью. Возможно, на месте, где сейчас стоит памятный знак, и были похоронены венгерские пленные солдаты.
Стоит отметить, что среди военных, сражавшихся на стороне врага, были не только «идейные». Кое-кто пошел на войну против своей воли. Таким был украинский писатель Марко Бараболя (настоящее имя - Иван Рознийчук), житель Закарпатья, входившего на тот момент в состав Королевства Венгрия. Попав в 1944 году в советский плен, он, как больной туберкулезом, был отправлен на Кубань. Рознийчук умер в военном госпитале в Пашковской и был похоронен в братской могиле центрального парка станицы, в том числе вместе с красноармейцами, погибшими при освобождении этих мест. Памятники, установленные захватчикам, всегда вызывают неоднозначное отношение. С другой стороны, это дань памяти таким же воинам и выражение победы человечности над безумием и жестокостью.
* * *
Ссылки на злодеяния 
Венгерских оккупационных войск 
в Советском Союзе:
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *

14 сентября, 2021

Кото-Фото, Краснодар, 14 сентября 2021 / Krasnodar Cats Photo

ФАУНА 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Кото-Фото
Город Краснодар, 
14 сентября 2021
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Люки Краснодара-34 / Krasnodar manhole covers

 ФОТОЗАРИСОВКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Крышки люков Краснодара, 
история и география под ногами.
Город Краснодар, сентябрь 2021
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * *
* В данное время (сентябрь 2021) ищу и фотографирую крышки люков города Краснодара, систематизировать и отбирать лучшие фото буду после достаточного накопления материала.
Информация (расшифровка надписей) на люках:
* * *
340; 341 - Люк ЗИП 
*фотофиксация в Краснодаре
Клеймо / товарный знак: ЗИП, предположительно ЗИП - Завод Измерительных Приборов, но какой и оттуда? (более точных данных нет)
* * *
342 - Люк МЗ-32 
*фотофиксация в Краснодаре
Клеймо / товарный знак: МЗ-32, предположительно 32-ой Механический завод. (более точных данных нет)
* * *
343 - Люк КСРМ, город Краснодар?
Люк конца 20-х, начала 30-х годов XX века, предположительно КРСМ - Краснодарские Слесарно-Ремонтные Мастерские (более точных данных нет)
* * *
344 - Люк РМЗ-4, город Краснодар
Клеймо / товарный знак: РМЗ-4 это Краснодарский ремонтно-механический завод №4 треста "Транстехмонтаж" (позже "Южтранстехмонтаж") Минтрансстроя СССР (название в 1954-79 годах). В 1979 году он был переименован в завод санитарно-технических заготовок и электротехнических изделий.
* * *
345; 346 - Люк БСРЗ, город Балаклава?
Люк БСРЗ, ГОСТ 3634-61. Одна из многозначных аббревиатур, над разгадкой которой безуспешно ломают головы краеведы всей страны. Наиболее предпочтительные варианты - Балтийский судоремонтный завод, или Балаковский - оба они имели развитые литейные мощности и выпускали большие объемы чугунного литья. Крышки широко распространены во многих городах бывшего СССР - в Петербурге и Москве, Новокузнецке и Пятигорске, Киеве и Архангельске, видели их даже в Хабаровске. Существует несколько вариантов текста и оформления. Можно предположить, что завод "БСРЗ" находился где-то на юге. Например, это мог быть Балаклавский судоремонтный завод.
* * *
347 - Люк АЛМЗ, город Армавир
Клеймо / товарный знак: АЛМЗ, Армавирский литейно-механический завод. ГОСТ 3634-61, 1978 года выпуска. Армавирский литейно-механический завод был основан в 1925 году на базе мастерских по ремонту хозяйственного инвентаря, и находился в системе коммунального хозяйства РСФСР. В послевоенные годы чугунно-литейный механический завод выпускал запасные части для дизелей, электростанций, а также коммунальной системы РСФСР. В 1950-1960 годах силами работников завода производственные помещения были были реконструированы. В это же время расширился ассортимент выпускаемой продукции, увеличена материально-техническая база. Ещё более активный рост происходил в период 1960-1970 годов. К перечню продукции завода добавились кусторезы и предохранительные клапаны для газового хозяйства (ПКН-200), запасные части для лифтов, водопроводно-канализационное оборудование для коммунального хозяйства. 
* * *
348 - Люк КрКЗ, город Краснодар
Клеймо / товарный знак: КрКЗ, Краснодарский Компессорный Завод, ГОСТ 3634-61, 1980 года выпуска. История Краснодарского Компрессорного Завода - 14 ноября 1947 года горисполком Краснодара принял решение об отводе площадки для строительства Краснодарского компрессорного завода. Начиная с 1950 года на строительную площадку начало поступать технологическое, энергетическое, грузоподъёмное оборудование, в том числе из Германии в счёт репараций. В октябре 1952 года началась производственно-хозяйственная деятельность на производственных площадях блока вспомогательных цехов. А в феврале 1953 года ККЗ выпустил свой первый компрессор - воздушный В300-2К. В 1954 году, выполняя Постановление ЦК ВКП(б) и Совета министров СССР об увеличении производства и переработки молока и мяса, завод по специальному заданию Главкислородмаша освоил выпуск двух моделей аммиачных и фреоновых холодильных агрегатов. К началу 1956 года было подготовлено к работе плавильное отделение строящегося литейного цеха, а в 1958 году литейный цех сдан в эксплуатацию. В цехе разместились формовочно-стержневой и обрубочный участки – был создан замкнутый цикл литейного производства, благодаря чему завод освоил серийный выпуск воздушных поршневых компрессоров ВП-20/8 и ВП-50/8. В 1959 году завод освоил производство гидроцилиндров для мачт пускового комплекса космических ракет на полигоне Байконур. Так началось сотрудничество завода с оборонной отраслью. 1963 году за создание воздушного компрессора ВП-20/8М Краснодарский компрессорный завод награждён Дипломом 1-й степени Выставки Достижений Народного Хозяйства (ВДНХ). 1965 году освоен выпуск передвижных воздушных компрессорных станций для растущей нефтегазовой отрасли страны, а также разработаны компрессоры 7ВП-20/220, 2ГП-2/200 - для установок разделения воздуха. Параллельно с этим осваивалось производство компрессоров 2УП для установок получения жидкой углекислоты и «сухого льда» - УВЖС. В июне 1967 года продукции завода присвоен Государственный знак качества СССР - в числе первых 11 изделий Министерства машиностроения СССР. 1974 год ознаменовался выпуском юбилейного 10-тысячного компрессора. В 1982 году обновляется станочный парк завода, вводится в эксплуатацию участок станков с ЧПУ. В середине 1980-х годов ЛЕННИИХИММАШ разработал для завода параметрический ряд компрессоров на оппозитной базе с усилением по штоку 2,5т. Были освоены компрессоры 2ВМ2,5-5/221, 2ВМ2,5-9/101, 2ВМ2,5-9/220. В 1993 году ККЗ преобразован в ОАО «Компрессорный завод», а предприятие с фирменным наименованием «Краснодарский компрессорный завод» перестало существовать. Новейшая история по ссылке: ОАО "Компрессорный завод"
* * *
349 - Люк KASI, Чехия
Люк KASI, EN 124 (европейский стандарт), ГОСТ 3634-99. Компания KASI была основана в 1992 году в небольшом чешском городке Прелоуч. На сегодняшний день KASI - специализированный концерн, крупнейший в Европе производитель канализационного литья и железобетонных изделий для строительства инженерных сетей. Все предприятия концерна оборудованы самым современным высокотехнологичным оборудованием, позволяющим стабильно производить продукцию только самого высокого уровня качества. 
* * *
* Пришел к выводу, что если нет точной информации (видимой или читаемой) о производителе люка на внешней стороне, тогда не буду люк идентифицировать, хотел по аналогии сравнивать с другими люками уже опубликованными в сети, но тогда информация будет предположительная. Считаю, что на данном этапе мой вклад в Люкофилию это только фотофиксация люка в Краснодаре, возможно это будет интересно для энтузиастов-люковедов.
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!  
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

13 сентября, 2021

Люки Краснодара-33 / Krasnodar manhole covers

 ФОТОЗАРИСОВКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Крышки люков Краснодара, 
история и география под ногами.
Город Краснодар, сентябрь 2021
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * *
* В данное время (сентябрь 2021) ищу и фотографирую крышки люков города Краснодара, систематизировать и отбирать лучшие фото буду после достаточного накопления материала.
Информация (расшифровка надписей) на люках:
* * *
330; 331 - Люк ТРУДКОЛОНИЯ, 
город Новочеркасск
Очередная фотофиксация в Краснодаре (в разных местах) двух люков из темного Советского прошлого с клеймом: "Трудколония. СТК. Г. Новочеркасск" В советском довоенном Новочеркасске было немало трудовых колоний, как для мальчиков, так и для девочек. Это была одна из форм принудительного воспитания несовершеннолетних беспризорников. Одна из таких промышленных трудовых колоний, пополняющаяся подростками из Детприемника (детского приемника, работавшего в здании бывшего архиерейского дома, а ныне Дома офицеров), выросла со временем в школу-завод НКВД (на спуске Ермака). С годами эти мастерские стали называться школой-заводом НКВД (Народного Комиссариата Внутренних Дел), в ведомстве которого было это исправительное учреждение. В данной трудколонии имелось собственное производство чугуна, из которого изготавливали крышки для канализационных люков. В этой же колонии изготавливали крышки с сокращенной надписью "ТВК г. Новочеркасск" и "ТВК СТК г. Новочеркасск". В подчинение Народного Коммисариата Внутренних Дел колония перешла в 1934 году, появляются люки с надписью "Трудколония НКВД город Новочеркасск". С 1-го января 1941 г. на материально-технической базе расформированной трудовой колонии создали Станкостроительный завод, который стал выпускать токарные станки. Сохранились крышки с названием: "НКТ СССР. Новочеркасский станкозавод", которые подчеркивают преемственность в изготовлении крышек для водоканализационных люков на данном предприятии.
* * *
332; 333 - Люки РМЗ и ТЛЗ, город Керчь 
Редкий люк с надписью РМЗ, г. КЕРЧЬ, ГОСТ 3634-47. Варианты с надписью: ТЛЗ, КЕРЧЬ (без даты и ГОСТа) и с указанием ГОСТ 3634-61. Керченский труболитейный завод (ТЛЗ) город Керчь, Украинская ССР. Завод был основан в феврале 1961 года на базе небольшого литейного цеха Керченского горпромкомбината - как передовое предприятие, крупнейший производитель труб и канализационных люков советского времени. В ранние годы принадлежал Министерству местной промышленности, в 1965 году на нем работало 498 человек. Но в середине 1980-х годов профиль предприятия неожиданно решили изменить на приборостроение для нужд обороны: налаженное производство остановили, завод переименовали в "Витязь" и передали Министерству судостроительной промышленности СССР. Коллективу пришлось срочно осваивать новые профессии, а затем распался Советский Союз, и в декабре 1991 г. бывший завод был присоединен к Керченскому металлургическому комбинату им. Войкова (КМК), а его огромная старая территория, оказавшись в составе независимой Украины, в 90-е годы была заброшена, частично застроена либо превращена в склады и магазины. Люки выпускались заводом в огромных количествах, они встречаются почти в каждом городе бывшего Союза вплоть до Владивостока, чем ближе к Керчи, тем больше. И если поздние имеют достаточно стандартный вид по ГОСТу, то среди ранних существует несколько вариантов оформления. В конце 80-х годов производство люков на ТЛЗ было остановлено и затем перенесено на КМК, уже имевший историю их выпуска.
* * *
334; 335 - Люк Завод имени Ворошилова, 
город Ростов-на-Дону
Редкий доГОСТовский вариант люка! Два люка обнаружены мною во дворе дома 50-ых годов постройки: надпись выполнена на овальной плашке, характерной для многих дореволюционных ростовских, и особенно новочеркасских люков. Клеймо / товарный знак: "з-д Ворошилова г. Ростов Дон"
* * *
336; 337 - Люк завод Гормаш, 
город Новочеркасск 
Люк Новочеркасский завод "Гормаш". В газете "Молот" от 31 июля 1946 г. написано: "...началось строительство завода горного машиностроения. Он будет выпускать для шахт местной топливной промышленности вагонетки, лебедки, вентиляторы, бурильный инструмент и другое оборудование." Завод не сохранился до нашего времени, но два люка найденные мною в Краснодаре до сих пор служат людям. 
* * *
339 -Люк ЗИН, город Новочеркасск 
Люк ЗИН, Новочеркасск ГОСТ 3634-47. Машиностроительный завод имени А. А. Никольского, город Новочеркасск. Знаменитый завод имени Никольского в Новочеркасске - один из крупнейших как до революции, так и в советское время. Его основал в 1884 году Фома (Фридрих) Христианович Фаслер в качестве слесарной мастерской - через пару лет она вступила в действие на Платовском проспекте. Постепенно она превратилась в крупный чугунно-медно-литейный завод, который производил печные плиты, колосники и разные виды литья, а в особенности решетки оград, лестницы и канализационные люки, образцы которых еще сохранились в городе. При советской власти получил название "2-й Государственный [слесарно-]механический завод", затем в 1925 году ему было присвоено имя большевика А. А. Никольского. В то время имелся 1 двигатель в 5 л.с., основные кузнечные работы выполнялись вручную. В 1930-х годах упоминается как рудоремонтный завод треста "Шахтантрацит" НКТП, рабочих 780. В 1937 году передан в систему горного машиностроения. В начале войны был эвакуирован в город Карпинск. В послевоенные годы завод имел три отдельные площадки - главный корпус (на Комитетской улице), верхняя (старая) и нижняя (присоединенный завод горно-бурового оборудования, ассортимент которого был сохранен). Продукция экспортировалась в 25 стран мира. Но в годы "вставания с колен" завод имени Никольского был окончательно развален - официально закрыт в 2005 г. Часть территории ушла под торговые комплексы, остальное заброшено либо полуразрушено.
* * *
* Пришел к выводу, что если нет точной информации (видимой или читаемой) о производителе люка на внешней стороне, тогда не буду люк идентифицировать, хотел по аналогии сравнивать с другими люками уже опубликованными в сети, но тогда информация будет предположительная. Считаю, что на данном этапе мой вклад в Люкофилию это только фотофиксация люка в Краснодаре, возможно это будет интересно для энтузиастов-люковедов.
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!  
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Люки Краснодара-32 / Krasnodar manhole covers

 ФОТОЗАРИСОВКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Крышки люков Краснодара, 
история и география под ногами.
Город Краснодар, сентябрь 2021
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * *
* В данное время (сентябрь 2021) ищу и фотографирую крышки люков города Краснодара, систематизировать и отбирать лучшие фото буду после достаточного накопления материала.
Информация (расшифровка надписей) на люках:
* * *
320; 321 - Люк НТКРЗ, город Нижний Тагил
Клеймо / товарный знак: Нижнетагильский котельно-радиаторный завод. Свердловская область, город Нижний Тагил. Д (дренаж / дождевая канализация), ГОСТ 3634-89, 1995 года выпуска. Нижнетагильский котельно-радиаторный завод / "НТКРЗ" - одно из крупнейших чугунолитейных предприятий России. До 2017 года "НТКРЗ" являлся ведущим производителем чугунной локомотивной тормозной колодки и единственным в России производителем чугунных радиаторов отопления пока его не обанкротили эффективные менеджеры в своих корыстных целях.
* * *
322; 323 - Люк ТМЗ, город Туапсе
Клеймо / товарный знак: Туапсинский механический завод треста "Новороссийскморстрой", город Туапсе. ГОСТ 3634-79, 1990 года выпуска. В (водопровод). 
* * *
324 - Люк СРМЗ, город Славянск-на-Кубани, 
Краснодарский край
Клеймо / товарный знак: "СРМЗ", Славянский ремонтно-механический завод , город Славянск-на-Кубани, Краснодарский край. Логотип с середины 1980-х. ГОСТ 3634-79, 1994 года выпуска. К (канализация).
* * *
325; 326 - Люк Д, неизвестного производителя 
*фотофиксация в Краснодаре
Клеймо / товарный знак: Неизвестного производителя. Д (дождевая канализация). На люке отсутствует ГОСТ и другая информация которая помогла бы правильно идентифицировать.
* * *
327; 328; 329 - Люки ЛМЗ и О.Э.М.З. город Балахна
Люки из Балахны с подписью "ЛМЗ - литейно-механический завод (название в 1963-1973 годы) и "ОЭМЗ" - опытно-экспериментальный механический завод, созданный приказом Главснабсбыта РСФСР (название в 1973-1988 годы). Также указана дата "1980" и несуществующий ГОСТ 3634-64. Балахнинский литейно-механический завод некогда был крупным предприятием в городе Балахна Горьковской (Нижегородской) области, за свою историю он настолько часто менял названия, что может обставить многие другие заводы. На протяжении лет он назывался вот как:
- в 1945-1953 годах - Балахнинский ремонтно-механический завод (РМЗ).
- в 1953-1957 годах - Балахнинский обозостроительный завод.
- в 1957 году - Балахнинская строительная база строительного управления №6 треста "Горьковоблстрой".
- в 1959 году база превратилась в Балахнинский завод строительных деталей и конструкций (СДК).
- в 1963 году на базе завода СДК организован Балахнинский литейно-механический завод.
- в 1973 году он переименован в Балахнинский опытно-экспериментальный механический завод (ОЭМЗ).
- в декабре 1988 года приказом Госснаба РСФСР реорганизован в Балахнинский опытный завод по производству нестандартизированного оборудования (БОЗПНО).
- в 1992 году завод преобразован в АО открытого типа "Росскладоборудование".
- 29 июня 1993 года переименован в АООТ "Механический завод". Производил спецмашины, мусоровозы, арочные склады, стеллажи, металлопродукцию по заказам. Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 23 августа 2001 года завод признан банкротом.

* * *
* Пришел к выводу, что если нет точной информации (видимой или читаемой) о производителе люка на внешней стороне, тогда не буду люк идентифицировать, хотел по аналогии сравнивать с другими люками уже опубликованными в сети, но тогда информация будет предположительная. Считаю, что на данном этапе мой вклад в Люкофилию это только фотофиксация люка в Краснодаре, возможно это будет интересно для энтузиастов-люковедов.
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!  
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

12 сентября, 2021

Уличные надписи, 10 сентября 2021 / Krasnodar, clever thoughts

ФОТОЗАРИСОВКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Уличные надписи (из увиденного...)
Город Краснодар, 10 сентября 2021
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *