Показано по 5 материалов на страницу.

08 июня, 2023

Топонимика улиц Краснодара: Ивана Кожедуба / Krasnodar, Ivana Kozheduba Street

Краснодар, улица Ивана Кожедуба
Краснодар, улица Ивана Кожедуба
Краснодар, улица Ивана Кожедуба
Краснодар, улица Ивана Кожедуба
Краснодар, улица Ивана Кожедуба
Краснодар, улица Ивана Кожедуба
Краснодар, улица Ивана Кожедуба
Краснодар, улица Ивана Кожедуба
Краснодар, улица Ивана Кожедуба
 ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. 
Ивана Кожедуба
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица им. Ивана Кожедуба - улица в Краснодаре рядом с улицами: Цезаря Куникова, Ивана Рослого, Бахчиванджи, Аршинцева и Защитников Отечества.
* * *
Иван Никитович Кожедуб
Военный, летчик, маршал авиации, 
депутат Верховного Совета СССР
Иван Кожедуб - прославленный летчик-ас, военачальник. В 1985 году стал маршалом авиации, три раза удостоился звания Герой Советского Союза. С 1946-го по 1961 годы избирался депутатом Верховного Совета, в 1989-1991-м годах был народным депутатом СССР. Каждый настоящий летчик-ас обладает собственным, непохожим на других почерком в небе. Имелся он и у Ивана Кожедуба, человека мужественного, отважного, хладнокровного. Его умение быстро разобраться в сложившейся ситуации, оценить риск и найти единственно верное решение, поражало всех, кому приходилось иметь с ним дело. Он настолько виртуозно владел машиной, что казалось, поведет ее, даже закрыв глаза. Во время полетов летчик использовал разнообразные маневры - змейки, развороты, горки, пикирования. Кожедуб всегда первым находил противника, и при этом ни разу не «подставился» под вражеские удары. Его не сбили ни разу, даже в самых критических ситуациях этот героический летчик всегда садил машину. Родина Ивана Кожедуба - Украина, а если точнее, то небольшая деревушка Ображиевка в Глуховском уезде Черниговской губернии. Именно там, в семье церковного старосты Никиты Кожедуба и его жены-домохозяйки Стефаниды Кожедуб родился будущий прославленный летчик, герой войны. С раннего детства Иван начал рисовать, получалось у него неплохо, он даже хотел после школы продолжить учебу в художественном техникуме. Однако после получения аттестата стал студентом Шосткинского химико-технологического техникума. В студенческие годы часто посещал занятия местного аэроклуба. В начале 1940 года Ивана призвали в Красную армию. В том же году, осенью, молодой человек окончил обучение в Чугуевской военной авиационной школе летчиков, и остался в ней инструктором. В 1941 году преподавательский состав и все курсанты авиашколы были эвакуированы в Казахстан, город Чимкент. В 1942-м Кожедуб выполнял тренировочный полет, во время которого чуть не погиб. После взлета у машины отказал мотор, и только выдержка пилота, его умение быстро оценивать ситуацию и мгновенно принимать решение, спасла и самолет, и самого летчика. Он сумел приземлиться на поле. Кожедуб никак не мог осилить огневую подготовку, но после упорных тренировок опережал остальных летчиков по всем видам стрельбы. 23 февраля 1942 года он получил очередное звание - старший сержант. В ноябре того же года его направили в Иваново, где формировался 240-й истребительный полк 302-й истребительной дивизии. Спустя год Ивана Кожедуба перекинули на Воронежский фронт. Ивану выделили самолет Ла-5, на борту которого красовалась надпись «Имени Валерия Чкалова», бортовой №75. В первом бою летчик прикрывал аэродром и во время атаки немецких бомбардировщиков попал не только под их удар, но и под залпы зенитной артиллерии Красной армии. Самолет Кожедуба был сильно поврежден, но летчик все же сумел посадить его. Пилот спасся только благодаря спинке из прочного материала, но машина восстановлению не подлежала. Некоторое время Ивану пришлось летать на свободных самолетах эскадрильи, своей машины у него не было. Командование приняло решение перевести Кожедуба на пост оповещения, но благодаря заступничеству командира полка, его оставили в эскадрилье. Летом 1943 года Кожедуба повысили в звании, теперь он младший лейтенант. Его назначили командовать эскадрильей. Свой первый вражеский самолет - бомбардировщик Юнкерс Ю-87 Иван сбил 6 июля 1943 года во время боя за Курскую дугу. 7 июля сбил еще один, а 9-го уничтожил сразу два вражеских истребителя Bf-109. 4 февраля 1944 года старший лейтенант Иван Кожедуб получил свою первую звезду Героя Советского Союза. На тот момент на его счету уже были 146 боевых вылетов и 20 сбитых машин врага. В мае 1944-го Кожедуб пересел на машину Ла-5ФН с бортовым номером 14. На ее создание выделил средства простой колхозник-пчеловод Василий Конев из Сталинградской области. В августе 1944-го Ивану дали капитанское звание и назначили на должность заместителя командира 176-го гвардейского полка.  Того же времени он пересел на новый истребитель Ла-7. 19 августа 1944 года летчик второй раз стал Героем Советского Союза. К тому времени на его счету уже было 256 вылетов и 48 уничтоженных фашистских самолетов. В конце войны гвардии майор Иван Кожедуб провел 120 воздушных боев, уничтожил 64 самолета противника, среди которых были пикирующие бомбардировщики, истребители, штурмовики и даже один реактивный истребитель. За все годы летчик 330 раз поднимался в небо, отлично стрелял, предпочитал не сближаться с противником, и открывать огонь на расстоянии от двухсот до трехсот метров от вражеского самолета. Свой последний бой прославленный летчик провел в небе над столицей фашистской Германии 17 апреля 1945 года. В этом сражении он сбил два истребителя FW-190. По итогу Великой Отечественной войны Кожедуба признали самым результативным летчиком-истребителем. 18 августа 1945 года Иван Никитович третий раз удостоен самой высокой правительственной награды - медали «Золотая Звезда» и звания Герой Советского Союза. Иван летал только на самолетах, выпущенных в СССР. Так случилось, что в конце войны Кожедуб поразил две машины союзников, к которым направлялся на помощь. В апреле 45-го он увидел, что несколько «мессеров» устремились к тяжелому бомбардировщику американцев В-17 «Фортресс», и кинулся ему на помощь. Американские летчики не поняли, что Иван хотел им помочь, приняли его за фашиста и открыли по его самолету огонь. Кожедуб выполнил мастерский переворот, увернулся от их выстрелов и сам пошел в атаку. Летчик одного из подбитых самолетов сумел катапультироваться, второй погиб в воздухе. Моменты этой схватки зафиксировал фотокинопулемет, установленный на машине Кожедуба. Если бы не эта съемка, летчика ждали бы большие неприятности. По сути дела Ивана Никитича спас командир полка – полковник Чупиков, передавший ему проявленную пленку, и посоветовавший не распространяться о происшествии. Сколько раз Кожедуб оказывался в сложных ситуациях, трудно даже представить. Но его мужество и героизм, помноженные на исключительное хладнокровие помогали ему выбираться из самых сложных переделок. Каждый раз летчик сажал свой самолет, даже если тот получил серьезные повреждения, и сам выходил сухим из воды. Биография прославленного летчика навсегда связана с небом, поэтому после победы он продолжил служить в ВВС. Он умел хорошо воевать, но в мирное время от него требовались теоретические знания, и Кожедуб решил продолжить учебу. Он становится студентом Краснознаменной Военно-воздушной академии. С каждым годом советское авиастроение осваивало выпуск новых машин, Кожедуб стал летчиком-испытателем уникальных разработок советских ученых, в том числе и реактивного истребителя МиГ-15. Начиная с апреля 1951-го по январь 1952-го, Кожедуб во главе 324-й истребительной дивизии воевал в Корее. За этот период летчики дивизии 216 раз побеждали противника в воздухе. Наши потери исчислялись 27 самолетами и 9-ю пилотами. В 1956-м Кожедуб получил диплом Военной академии Генштаба. В июне 1962 года получил назначение на должность командующего 76-й воздушной армии. Спустя два года стал заместителем командующего ВВС в Московском военном округе. На этом поприще служил вплоть до перевода его в центральный аппарат ВВС в 1971-м. В 1978-м новое назначение - Группа генеральных инспекторов Минобороны Советского Союза. В 1970-м стал генерал-полковником авиации, в 1985-м Кожедуб удостоился воинского звания Маршал авиации. Последние годы жизни летчика-героя были связаны с политической и общественной деятельностью.  Долгие годы он был депутатом Верховного Совета, в 1989-м его избрали народным депутатом СССР. Свою будущую жену прославленный летчик встретил в ноябре 1945 года. Он возвращался из Москвы в свою часть, расположенную в Монино на электричке. Напротив него сидела красивая девушка, которая сразу понравилась бравому майору, но познакомиться он не решился. Позже начал искать ее по всем электричкам, проходящим в том направлении. Однажды Ивану повезло, он снова встретил эту девушку. На этот раз не растерялся, и пригласил красавицу на танцы в гарнизонный Дом культуры. Вероника обратила внимание, что все офицеры, которые попадались им на пути, первыми отдавали честь ее кавалеру, даже те, кто были старше по званию. После того, как Иван снял верхнюю одежду, девушка увидела на его груди три Золотых Звезды героя, и только тогда вспомнила, где она видела этого молодого человека. Конечно, в газетных публикациях, подробно описывающих подвиги Кожедуба в годы войны. Они поженились сразу после встречи Нового года, 2 января 1946-го. В 1947 году Вероника подарила мужу единственную дочь Наталью. В 1970-м Кожедуб стал дедом - у Натальи родился сын Василий. Впоследствии выучился на медика, живет и работает в Москве. В 1952 году у Ивана и Вероники родился сын Никита. Он пошел по стопам отца, стал военным, только не летчиком, а моряком. Женился, в 1982-м порадовал Ивана Никитича внучкой Анной. Сын прославленного летчика, капитан 3-го ранга Никита Кожеуб умер в 2002 году. Пока Иван Кожедуб летал, он никогда не жаловался на здоровье. Когда с небом пришлось поневоле расстаться, летчика начали одолевать болезни. В 1976 году он перенес инсульт. Благо рядом находилась жена, которая вызвала скорую, потом сама поднимала его на ноги. Тогда Иван выздоровел, а вот инфаркт, случившийся в 1991-м, он уже не перенес. Вероники не было дома, и вызвать неотложку было некому. Прославленный летчик умер 8 августа 1991 года, его похоронили на столичном Новодевичьем кладбище.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Бахчиванджи / Krasnodar, Bakhchivandzhi Street

Краснодар, улица Бахчиванджи
Краснодар, улица Бахчиванджи
Краснодар, улица Бахчиванджи
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. Бахчиванджи
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица им. Бахчиванджи - улица в Краснодаре рядом с улицами: Защитников Отечества, Аршинцева, Ивана Рослого, Безкровного и Ивана Кожедуба.
* * *
Юрий Гагарин скажет о нем: «Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года». Григорий Бахчиванджи родился 20 февраля 1909 года в кубанской станице Бриньковской (Приморско-Ахтарский район). Его отец Яков - грек по национальности - приехал в станицу по приглашению местного купца ремонтировать паровую мельницу, женился на местной казачке Марии Ефимовне Гречаной и остался. К сожалению, женщина умерла, когда Григорию - второму сыну в семье Бахчиванджи - было всего шесть лет… В родной станице мальчик окончил семилетку и помогал отцу на мельнице, регулировал работу парового двигателя, трансмиссии и других механизмов. С 1925 года работал в литейной мастерской, затем был помощником машиниста паровоза в Приморско-Ахтарском локомотивном депо, позже строил завод в Мариуполе, работал слесарем. Когда в 1931 году парня призывали в армию, Григорий попросил направить его в авиацию. В военкомате технически грамотному пареньку пошли навстречу. Бахчиванджи стал техником по вооружению самолетов, но мечтал выучиться на летчика. Это стремление привело его в Оренбургскую летную военную школу, где он вскоре вошел в число лучших курсантов. В 1935 году он заканчивает училище, прибывает в полк, но надолго в войсках не задерживается. Младшего лейтенанта, продемонстрировавшего отличную технику пилотирования и глубокие знания самолета вскоре переводят в отряд летчиков – испытателей при Научно-исследовательском институте Военно-воздушных сил. Данная молодому летчику характеристика представляла его, как принципиального и решительного командира. Подчеркивалось, что у Г.Я. Бахчиванджи пытливый ум, есть склонность к анализу и исследованиям. Это подтвердилось на деле: заключения Григория Яковлевича о самолетах и моторах всегда были компетентными и высококвалифицированными. Еще до войны Григорий Яковлевич принял участие в целом ряде испытаний боевой техники, а его имя в советской авиации стало синонимом слова «ас». В первый же день Великой Отечественной войны Г.Я. Бахчиванджи ушел на фронт. Он - участник обороны Москвы. Служил в составе 402-го истребительного авиаполка специального назначения, сформированного из летчиков – испытателей. На фронте Григорий Яковлевич во всем блеске проявил свой летный талант. Воевал на истребителе МиГ-3, который сам же «опробовал» накануне войны. Среди первых воздушных побед - уничтожение двух вражеских самолетов разведчиков Do-215. В тот день весь авиаполк под командованием П.М. Стефановского вылетел на боевое задание, а Бахчиванджи был оставлен на «базе» для прикрытия возвращающихся истребителей. Не прошло и 10 минут, как над аэродромом появился немецкий Do-215. Бахчиванджи, прямо со стоянки, устремился к противнику, зашел ему в хвост и метров с 50 открыл огонь. Объятая пламенем вражеская машина упала на окраине аэродрома. В это время из облаков вывалился еще один «Дорнье». Бахчиванджи, сделав боевой разворот и форсировав режим мотора, быстро настиг противника и вновь открыл огонь. Перевернувшись через крыло, вражеский самолет устремился к земле… Дальнейшие события подробно описаны командиром полка Стефановским: «…нашу радость как рукой сняло. Даже с земли было видно, что винт «МиГа» остановился. Сейчас последует штопор и… Но этого не случилось - мастерский разворот. И самолет с неработающим мотором стал заходить на посадку. Выпущены шасси, закрылки, машина планирует и классически садится. Все, кто находились на аэродроме, бегут к самолету. …Еще издали вижу разгоряченное лицо летчика, его белое шелковое кашне продырявлено пулей, на шее - ожог. Григория сжимают в дружеских объятиях - не каждому суждено в первом же боевом полете одержать две блестящие победы. Затем осматриваем его самолет. Мотор, оба радиатора, лонжероны крыльев, даже пневматика колес изрешечены пулями. Действительно, посадить такую «мертвую» машину был способен только испытатель…» За первый месяц войны Григорий Бахчиванджи сбил два вражеских самолета лично и три, действуя в группе, а в августе 1941 года его, в составе группы летчиков-испытателей по указанию Ставки Верховного Главнокомандующего отзывают с фронта. Капитана Бахчиванджи снова прикрепляют к НИИ ВВС для испытаний новой авиатехники. Тогда в конструкторском бюро шла разработка самолета-перехватчика БИ–1 с жидкостным реактивным двигателем. Работа над новой машиной оказалась трудной и опасной, поскольку и летчики, и инженеры ступили на «неизведанную» территорию. Случалось всякое. Так, в феврале 1942 года при запуске двигателя на испытательном стенде произошел взрыв, во время которого головка двигателя сорвалась с креплений, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассек лоб. Но вместе с инженерами он продолжал активно работать. 15 Мая 1942 года Григорий Бахчиванджи выполнил первый полет на этой машине, открыв тем самым эру реактивной авиации. Со знаменательным событием его поздравили друзья и коллеги. По словам очевидца Василия Павловича Мишина: «все понимали, что присутствуют при рождении новой ракетной эры авиации. Впервые прозвучала команда не «от винта» а «от хвоста». В послеполетном донесении летчик - испытатель Григорий Бахчиванджи отмечал, что полет на самолете БИ-1 в сравнении с обычными типами самолетов исключительно приятен: перед летчиком нет винта и мотора, не слышно шума, выхлопные газы в кабину не попадают. Сидя в передней части самолета, пилот имеет полный обзор передней полусферы и значительно лучший, чем на обычном самолете, обзор задней полусферы. Расположение рычагов и приборов управления удачное, видимость их хорошая, кабина не загромождена. По легкости управления самолет превосходит современные истребители. За этот полет Григорий Бахчиванджи был награжден вторым орденом Ленина (первым ранее были отмечены его заслуги на фронте). Бахчиванджи отлично понимал, насколько опасна его работа и какие трудности она таит. Современники вспоминали, что однажды он сказал: «Я знаю, что разобьюсь на этом самолете. Я нахожусь в трезвом уме и отдаю отчет своим словам. Мы находимся на передовом краю технической битвы, и без жертв, все равно не обойтись. Я иду на это с полным сознанием долга». К сожалению, в предчувствиях испытатель не ошибся. 27 марта 1943 года, тестируя скоростные характеристики истребителя, Григорий Бахчиванджи разогнал машину до 800 километров в час. Это была первая встреча человека со звуковым барьером. И первая жертва на пути к его преодолению. При выполнении задания на достижение максимальной скорости полета в 800 километров в час, на высоте около 2000 метров самолет неожиданно перешел в пикирование, и под углом в 50 градусов, вместе с пилотом упал в 6 километрах южнее аэродрома. Поначалу специальная комиссия решила, что при остановке двигателя на режиме полной тяги, Бахчиванджи ударился головой об оптический прицел, и потерял сознание. Другой версией стала возможность самопроизвольного выпуска в полете одной из лыж, нарушившей управляемость машины. Настоящая причина оказалась в другом. Но обнаружить ее сумели лишь через несколько лет, после постройки новой аэродинамической трубы, позволявшей проводить исследования в воздушных потоках больших скоростей. Оказалось, что на самолете с прямым крылом, какое было у БИ-1, на околозвуковых скоростях возникает огромный пикирующий момент, с которым летчику справиться практически невозможно… Через много лет после смерти Бахчиванджи - в 1962 году - его полеты были изучены более подробно и встал вопрос о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Но этого решения пришлось ждать долгие годы. Советская бюрократия утверждала, что за испытания первого в мире боевого истребителя с реактивным двигателем Г.Я. Бахчиванджи уже был награжден орденом Ленина… Однако, многие видные государственные деятели и военные начальники продолжали настаивать на том, что необходимо самым достойным образом отметить вклад этого удивительного человека в развитие советской авиации. 28 апреля 1973 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР: «За героизм и самоотверженность, проявленные при испытаниях первых советских самолетов с реактивными двигателями и в боях с врагами в период Великой Отечественной войны, присвоить звание Героя Советского Союза летчику - испытателю капитану Григорию Яковлевичу Бахчиванджи». Имя летчика носят улица и школа на родине героя - в станице Бриньковской. Там же стоит памятник пилоту, работы краснодарского скульптора Жданова. А в год 50–летия Великой победы имя летчика - испытателя Григория Яковлевича Бахчиванджи было присвоено и одной из новых улиц кубанской столицы.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

07 июня, 2023

Топонимика улиц Краснодара: Ивана Рослого / Krasnodar, Ivana Roslogo Street

Краснодар, улица Ивана Рослого
Краснодар, улица Ивана Рослого
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. Ивана Рослого
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица им. Ивана Рослого - улица в Краснодаре рядом с улицами: Ивана Кожедуба, Цезаря Куникова, Бахчиванджи, Безкровного и Аршинцева.
* * *
Российский военачальник. Участник советско-финской и Великой Отечественной войн. Герой Советского Союза. Генерал-лейтенант. Принимал участие в Северо-Кавказской, Краснодарской, Берлинской наступательных операциях, освобождении городов Краснодар, Донецк, Майкоп.
Иван Рослый родился 8 июля 1902 года в селе Петрова Буда, Брянская область. Рос в бедной крестьянской семье. Окончил сельское высшее начальное училище. В годы Гражданской войны являлся комсомольским активистом. Работал в родном селе заместителем председателя сельсовета, секретарем комсомольской организации колхоза, заведующим избой-читальней. С 1924 года Рослый находился в Красной Армии. Начал службу красноармейцем конвойного батальона в Украинском военном округе, затем являлся командиром отделения. В ноябре 1925 года переведен в 151-й стрелковый полк на должность политрука роты. В 1929 году окончил курсы политруков при Киевской пехотной школе, продолжив затем службу в этом полку. В декабре 1935 года Иван Рослый переведен на Дальний Восток, где служил в 105-й стрелковой дивизии Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. С августа 1936 года занимал должность командира батальона в 95-м стрелковом полку 32-й стрелковой дивизии. В 1937 году, после окончания Высших стрелково-тактических курсов усовершенствования комсостава пехоты «Выстрел», зачислен в Военную академию РККА имени М. В. Фрунзе. Будучи направленным с группой преподавателей и слушателей академии на фронт, участвовал в Польском походе Красной армии в сентябре 1939 года. После начала советско-финской войны в декабре 1939 года Иван Павлович направлен на фронт на боевую стажировку и назначен исполняющим должность командира 245-го стрелкового полка 123-й стрелковой дивизии 7-й армии Северо-Западного фронта. Перейдя в наступление 11 февраля 1940 года, полк под командованием Рослого первым в дивизии прорвал сильно укрепленную полосу «линии Маннергейма» на выборгском направлении, захватил несколько железобетонных дотов и, развивая наступление, обеспечил успех дивизии. Указом Президиума Верховного Совета СССР 21 марта 1940 года за успешное командование полком и проявленные при этом мужество и героизм, майору Рослому Ивану Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза. Вскоре Иван Рослый повышен в воинском звании до полковника. В апреле 1940 года назначен командиром 4-й стрелковой дивизии Закавказского военного округа. В этом же году получил диплом об окончании академии. В этой должности Иван Павлович встретил начало Великой Отечественной войны. В Закавказском военном округе 1 августа 1941 года сформирована 46-я армия и 4-я стрелковая дивизия включена в ее состав. Однако вскоре дивизия получила приказ передислоцироваться на Южный фронт, где включена в состав 18-й армии. Рослый руководил ее боевыми действиями в ходе Донбасско-Ростовской оборонительной и Ростовской наступательной операций. Получил звание «генерал-майор» 13 мая 1942 года. В дальнейшем дивизия в составе 12-й армии Южного фронта участвовала в зимних наступательных боях севернее Луганска, в Донбасской оборонительной операции и в оборонительном этапе битвы за Кавказ. К концу августа дивизия с боями отходила в направлении города Туапсе. Генерал Иван Павлович Рослый 30 августа 1942 года вступил в командование 11-м гвардейским стрелковым корпусом 9-й армии Северной группы войск Закавказского фронта. Части корпуса в ходе обороны Кавказа отличились в отражении наступления врага на Малгобекском направлении и в Нальчикско-Орджоникидзевской оборонительной операции с сентября по декабрь этого же года, а также в срыве его попыток прорваться в важнейшие нефтяные районы Кавказа. В декабре 1942 года Рослый назначен заместителем командующего войсками 58-й армии. С 25 января по 10 февраля 1943 года исполнял обязанности командующего 46-й армией Закавказского и Северо-Кавказского фронтов. Под его руководством войска успешно действовали в Северо-Кавказской, Новороссийско-Майкопской и Краснодарской наступательных операциях, в том числе в освобождении городов Майкоп и Краснодар 12 февраля 1943 года. После вывода 46-й армии в резерв фронта, в мае 1943 года генерал Рослый вновь назначен заместителем командующего войсками 58-й армии. В середине июня вступил в командование 9-м Краснознаменным стрелковым корпусом 58-й армии Северо-Кавказского фронта, и этим корпусом командовал до конца войны. В сентябре-октябре 1943 года корпус участвовал в Новороссийско-Таманской наступательной операции. В октябре передан в состав 5-й ударной армии Южного фронта и принимал участие в Донбасской и Мелитопольской наступательных операциях и освобождении городов Макеевка, Орджоникидзе, Донецк, Пологи, Чистяково. С марта до конца августа 1944 года корпус сражался в составе 57-й армии 3-го Украинского фронта и за это время принял участие в Одесской операции, боях по захвату и удержанию плацдарма на правом берегу Днестра северо-западнее Бендер и начальной фазе Ясско-Кишиневской наступательной операции. В конце августа корпус вновь включен в состав 5-й ударной армии, которая до конца октября находилась в резерве Ставки ВГК и затем вошла в состав 1-го Белорусского фронта. Иван Рослый командовал войсками корпуса в ходе Варшавско-Познанской операции, боевых действий по удержанию и расширению плацдарма в районе Кюстрина и в Берлинской наступательной операции. За боевые отличия при штурме Берлина 4 мая 1945 года командующий войсками 5-й ударной армии генерал-полковник Николай Берзарин представил комкора Рослого к награждению второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, но вышестоящие инстанции снизили статус награды до ордена Ленина. На Параде Победы 24 июня 1945 года генерал-лейтенант Иван Павлович Рослый командовал сводным полком 1-го Белорусского фронта. После войны Рослый продолжил службу в армии, будучи назначен помощником командующего 11-й гвардейской армией в Особом и Прибалтийском военных округах. В 1948 году Иван Рослый окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил и с августа этого же года являлся помощником командующего 11-й гвардейской армией Прибалтийского военного округа. С августа 1949 года командовал 16-м гвардейским стрелковым корпусом. С сентября 1955 года Иван Павлович занимал должность первого заместителя командующего 11-й гвардейской армией Прибалтийского военного округа. В марте 1957 года назначен первым заместителем командующего войсками Прикарпатского военного округа по вузам. В мае 1961 года вышел в отставку. Иван Павлович Рослый скончался 15 октября 1980 года в возрасте семидесяти восьми лет. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Аршинцева / Krasnodar, Arshintseva Street

Краснодар, улица Аршинцева
Краснодар, улица Аршинцева
Краснодар, улица Аршинцева
Краснодар, улица Аршинцева
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. Аршинцева
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица им. Аршинцева - улица в Краснодаре рядом с улицами: Бахчиванджи, Ивана Рослого, Защитников Отечества, Ивана Кожедуба и Цезаря Куникова.
* * *
Будущий Герой Советского Союза и командир Иркутской дивизии, участвовавшей в освобождении столицы Кубани от оккупации, Борис Никитович Аршинцев родился 10 августа 1903 года в Грозном в большой семье рабочего-плотника. В Гражданскую войну семнадцатилетним добровольцем ушел в Красную армию. В 1920 году вступил в партию. К своей цели - стать военным, молодой человек шел настойчиво и целеустремленно. В 1922 году он прошел обучение на Владикавказских военных курсах, после чего командовал взводами в 1-м Петроградском полку частей особого назначения (ЧОН) и 1-й Петроградской отдельной роте ЧОН. В 1923 году окончил курсы командиров ЧОН и возглавил взвод и пулеметную команду в 522-м Владикавказском полку. Принимал участие в боях против вооруженных формирований на Северном Кавказе. В 1925 году окончил отделение при Владикавказской пехотной школе и сразу же получил новое назначение. Теперь Аршинцев - командир взвода 84-го стрелкового полка, а затем курсовой командир Владикавказской пехотной школы. В 1929 году молодой офицер был назначен курсовым командиром школы имени ЦИК БССР, а с 1930 года командовал ротой, был помощником командира батальона. В 1938 году Борис Никитович окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе, а в июле 1939 года стал помощником начальника штаба 39-го стрелкового корпуса 1-й Отдельной Краснознаменной армии. В это же время Япония напала на советский Дальний Восток. 29 июля 1938 года японцы «прощупали» побережье Приморского края, а затем захватили две сопки в районе озера Хасан. Командовавший Дальневосточным округом маршал В.К. Блюхер свел пехотные и танковые полки в один стрелковый корпус и 9 августа выбил японцев с территории нашей страны. За героизм и мужество около 6,5 тысяч бойцов и офицеров были награждены орденами и медалями. Орден Красного Знамени был вручен и Борису Аршинцеву, который участвовал в боях у озера Хасан. Грянула Великая Отечественная война и в июле 1941 года Б.Н. Аршинцева назначили начальником штаба 211-й стрелковой дивизии (Московский военный округ). В сентябре дивизия была включена в состав 43-й армии (Резервный фронт), занимала оборону на реке Десна южнее города Ельня, где участвовала в Вяземской и Можайско-Малоярославецкой операциях и в контрнаступлении под Москвой.
А с 14 июня 1942 года Борис Никитович возглавляет 30-ю Иркутскую стрелковую дивизию этой же армии. Под его командованием военное соединение обороняло Краснодар, и оставила его только по приказу сверху 12 августа 1942 года. Дивизия принимала участие в Армавиро-Майкопской и Туапсинской оборонительных операциях. Маршал А.А. Гречко в книге «Дни войны» вспоминал: «Все попытки гитлеровцев прорвать оборону наших войск на туапсинском направлении успexa не имели. Особенно отличились в этих боях войска 30-й Иркутской дивизии, которая действовала в районе Горячего Ключа». Не сумев прорваться к Туапсе из Новороссийска, немецко-фашистское командование решило, во что бы то ни стало, овладеть портом Туапсе, нанеся удар со стороны Нефтегорска на поселок Шаумян и в районе села Безымянного южнее Горячего Ключа. Это была часть гитлеровского плана «Эдельвейс» по захвату Кавказа. Несколько раз немцы пытались овладеть Туапсе, и каждый раз - безрезультатно. Если бы противник захватил этот приморский город, хозяевами на Черном море стали бы фашисты. Естественно, командование Красной Армии на это не могло пойти. Приказ «стоять насмерть» стал смыслом и правилом жизни этих тяжелейших дней. Писатель В.А. Закруткин в своих произведениях вспоминал подвиги иркутской дивизии на Южном фронте при обороне позиций юго-восточнее реки Миус. Он писал: «Это одна из старейших наших дивизий. Зародилась она в 1918 году в уральских рабочих поселках, сражалась в Сибири, на Байкале, освобождая от белых Иркутск, дралась на Крымском перешейке, на Чонгаре». Гитлеровский генерал Хейнциус жаловался своему высшему командованию, что «адская артиллерия и похожие на дьяволов солдаты четырежды награжденной орденами дивизии непреоборимы». Тот же писатель Виталий Закруткин упоминает, что «весь Южный фронт знал о подвиге героически погибшего молодого командира Владимира Асауленко, который с горсточкой солдат атаковал вдесятеро превосходящего противника и освободил селение…. Каждый солдат Иркутской дивизии чтил память бойца Синеглазова, который около трех часов в одиночку отбивал атаку гитлеровцев, а потом прыгнул в горящий стог сена, чтобы не сдаться в плен». Примеров удивительного мужества подчиненных Аршинцева не перечесть. Недаром на их счету множество личных наград и званий, а боевое знамя Иркутской дивизии украшают Орден Ленина и три ордена Красного Знамени». Сам командир, Борис Аршинцев, пользовался всеобщей любовью и безграничным уважением подчиненных. По воспоминаниям, был он спокойным, уверенным в себе и даже несколько флегматичным. Любил уют и чистоту. В его блиндаже стены были обиты кремовым картоном, деревянный пол устлан свежей травой. Пахло свежими сосновыми досками и цветами. На столе в пустой снарядной гильзе стоял пучок синих горных цветов, а над ним тикали ходики… Такой «домашний» склад характера не мешал Аршинцеву во время боевых действий показывать исключительную храбрость, быть волевым и умелым военачальником, поддерживать в дивизии безупречную дисциплину. В ноябре 1942 года за образцовое выполнение заданий командования, доблесть и героизм личного состава дивизия была удостоена гвардейского звания и преобразована в 55-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Когда советские войска, отстояв Туапсе, перешли на Кавказе в наступление, бойцы дивизии под командованием Б.Н. Аршинцева участвовали в освобождении столицы Кубани. Преобразованная в 55-ю гвардейскую бывшая 30-я Иркутская дивизия первой в Красной Армии была удостоена ордена Суворова 2-й степени. В августе 1943 года за бои в Новороссийске Б.Н. Аршинцев получил звание генерал–майора. 3 ноября 1943 года в ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции 55-я гвардейская стрелковая дивизия форсировала Керченский пролив, после чего освободила населенные пункты Капканы, Опасная и Еникале, продвинувшись вглубь обороны противника на 12 километров.
14 декабря 1943 года генерал-майор Борис Аршинцев был назначен командиром 11-го гвардейского стрелкового корпуса (Отдельная Приморская армия), ведшего наступление по расширению керченского плацдарма. А через месяц он погиб на высоте 115,5 в районе Керчи в результате прямого попадания вражеского снаряда в блиндаж. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за умелое руководство войсками и проявленную при этом храбрость при форсировании Керченского пролива гвардии генерал-майору Борису Никитовичу Аршинцеву (посмертно) присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен Аршинцев в Керчи. Сегодня в его честь в этом городе установлен памятник, назван микрорайон, его имя носит керченская школа № 14. В 1978 году улица имени Аршинцева появилась и в Краснодаре.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Защитников Отечества / Krasnodar, Zashchitnikov Otechestva Street

Краснодар, улица Защитников Отечества
Краснодар, улица Защитников Отечества
Краснодар, улица Защитников Отечества
Краснодар, улица Защитников Отечества
Краснодар, улица Защитников Отечества
 ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица 
Защитников Отечества
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица Защитников Отечества проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара от ул. Российской в западном направлении до ул. имени Евгении Жигуленко. Длина дороги составляет порядка 530 метров. Улица внесена в официальную базу адресов в мае 1995 года.
* День Защитника Отечества ежегодно отмечают 23 февраля. Праздник 23 Февраля зародился в Советском Союзе, тогда его отмечали как День Советской Армии и Военно-Морского Флота. В новейшей истории его смысл расширился.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Садовая (Топольки-4) / Krasnodar, Sadovaya Street

 ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица Садовая
(Топольки-4)
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица Садовая в НСТ №4 "Топольки"
* Одна из многочисленных по названию улиц в различных присоединённых к городу Краснодару - СНТ (Садовые товарищества)
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Центральная (Топольки-4) / Krasnodar, Tsentralnaya Street

ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица Центральная
(Топольки-4)
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица Центральная в НСТ №4 "Топольки"
* Одна из многочисленных по названию улиц в различных присоединённых к городу Краснодару - СНТ (Садовые товарищества)
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Цветочная (Топольки-4) / Krasnodar, Tsvetochnaya Street

ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица Цветочная
(Топольки-4)
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица Цветочная в НСТ №4 "Топольки"
* Одна из многочисленных по названию "Плодово-Ягодно-Цветочных" улиц в различных присоединённых к городу Краснодару - СНТ (Садовые товарищества)
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Ягодная (Топольки-4) / Krasnodar, Yagodnaya Street

Краснодар, улица Ягодная (Топольки-4)
Краснодар, улица Ягодная (Топольки-4)
Краснодар, улица Ягодная (Топольки-4)
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица Ягодная 
(Топольки-4)
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица Ягодная в НСТ №4 "Топольки"
* Одна из многочисленных по названию "Плодово-Ягодно-Цветочных" улиц в различных присоединённых к городу Краснодару - СНТ (Садовые товарищества)
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *