Показано по 5 материалов на страницу.

10 июня, 2023

Собачья жизнь, 10 июня 2023 / Krasnodar Dog Photo

ФАУНА 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Собачья жизнь 
Город Краснодар, 
10 июня 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Калейдоскоп Уличных Табличек-87 / Krasnodar, Address plates

Калейдоскоп Уличных Табличек, Краснодар
Калейдоскоп Уличных Табличек, Краснодар
Калейдоскоп Уличных Табличек, Краснодар
Калейдоскоп Уличных Табличек, Краснодар
Калейдоскоп Уличных Табличек, Краснодар
Калейдоскоп Уличных Табличек, Краснодар
Калейдоскоп Уличных Табличек, Краснодар
Калейдоскоп Уличных Табличек, Краснодар
Калейдоскоп Уличных Табличек, Краснодар
 ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Калейдоскоп 
Уличных Табличек
Адресные таблички 
как культурный артефакт
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

09 июня, 2023

Топонимика улиц Краснодара: Алма-Атинский переулок / Krasnodar, Alma-Atinskiy lane

Краснодар, Алма-Атинский переулок
Краснодар, Алма-Атинский переулок
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
переулок
Алма-Атинский 
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: переулок Алма-Атинский, название присвоено в период 1954-1962 гг. по ул. Алма-Атинской. В справочнике 1963 года переулок указан как "проезд Алма-Атинский", хотя обнаружил старую эмалированную адресную табличку и с такой надписью: "Пр-д Алма-Атинской". Прежнее название переулка: пер. Сухой - присвоено в период 1939-1954 гг.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Академика Трубилина / Krasnodar, Akademika Trubilina Street

Краснодар, улица Академика Трубилина
Краснодар, улица Академика Трубилина
Краснодар, улица Академика Трубилина
Краснодар, улица Академика Трубилина
Краснодар, улица Академика Трубилина
Краснодар, улица Академика Трубилина
Краснодар, улица Академика Трубилина
Краснодар, улица Академика Трубилина
Краснодар, улица Академика Трубилина
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. 
Академика Трубилина
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица им. Академика Трубилина, название присвоено 29 января 2015 года (действует с 5 февраля 2015, но до сих пор на многих домах висят таблички с прежним названием ул. 2-я Линия) в честь известного кубанского организатора сельского хозяйства, в 1970-2007 гг. ректора Кубанского сельскохозяйственного института / Кубанского государственного аграрного университета Героя Социалистического Труда Ивана Тимофеевича Трубилина (1931-2014). Прежние название улицы в её северной части (от ул. им. Тимирязева), а с 19 апреля 1963 года на всём протяжении улицы, ранее являвшейся частью иного элемента улично-дорожной сети: ул. 2-я Линия (южная часть) присвоено около 1939 года. Прежние названия улицы в её южной части (до ул. им. Тимирязева), до 19 апреля 1963 года являвшейся отдельным элементом улично-дорожной сети: ул. им. Чапаева - присвоено около 1931 года в честь участника Первой мировой и Гражданской войн легендарного красного командира Василия Ивановича Чапаева (1887-1919) и в таком формате указано на плане 1937 года, но в справочнике 1933 года улица упоминается как "ул. Чапаевская"; ул. Кривая - присвоено около 1937 года по конфигурации улицы; ул. Кишинёвская - предложено 13 апреля 1954 года (утверждено крайисполкомом 15 апреля 1954) по городу Кишинёву в ряду соседних улиц, названных по крупным городам СССР. Прежнее название улицы в части её поперечного ответвления в квартале №703, до 19 апреля 1963 года являвшегося отдельным переулком: пер. Тупой - присвоено в период 1939-1945 гг. по конфигурации переулка, фактически являвшегося тупиком. Нереализованное название улицы: ул. им. Редькина Н.Е. - предложено 26 апреля 1985 года в честь участника Великой Отечественной войны, гвардии лейтенанта, Героя Советского Союза, профессора Кубанского сельскохозяйственного института Николая Ефимовича Редькина (1907-1985), но переименование не было утверждено крайисполкомом. 
Источник информации: Улицы Краснодара. Историко-топонимическая ретроспектива / †Лысянский Р.В., Мартианов В.Е. - Краснодар: Традиция, 2019.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Проточная / Krasnodar, Protochnaya Street

Краснодар, улица Проточная
Краснодар, улица Проточная
Краснодар, улица Проточная
Краснодар, улица Проточная
Краснодар, улица Проточная
 ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица Проточная
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица Проточная находится в районе "Завод Радиоизмерительных Приборов". Протяженность улицы составляет 274 метра.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

08 июня, 2023

Топонимика улиц Краснодара: Григория Пономаренко / Krasnodar, Grigoriya Ponomarenko Street

Краснодар, улица Григория Пономаренко
Краснодар, улица Григория Пономаренко
Краснодар, улица Григория Пономаренко
Краснодар, улица Григория Пономаренко
Краснодар, улица Григория Пономаренко
Краснодар, улица Григория Пономаренко
Краснодар, улица Григория Пономаренко
Краснодар, улица Григория Пономаренко
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. 
Григория Пономаренко
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица им. Григория Пономаренко проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара от ул. им. Константина Симонова до ул. Исторической. Протяженность дороги составляет 960 метров. Улица названа в честь музыканта-баяниста и композитора Григория Федоровича Пономаренко (1921-1996).
* * *
Пономаренко 
Григорий Федорович
Российский композитор. Баянист. 
Народный и Заслуженный артист России.
Григорий Пономаренко родился 2 февраля 1921 года в селе Моровск, Украина. Мальчик вырос в крестьянской семье. Самостоятельно овладел нотной грамотой. С пяти лет учился играть на баяне, а в двенадцать лет уже сочинял музыкальные оформления к спектаклям драматического кружка клуба «Коммунар» в городе Запорожье. С 1943 года более десяти лет являлся творческим лидером Ансамбля МВД СССР, в котором проявил себя как солист, баянист-виртуоз. В это время им написаны первые песенные произведения, которые звучали в концертах ансамбля и вызывали неизменный успех у зрителей. В послевоенные годы Григорий Пономаренко как один из самых талантливых музыкантов ансамбля получил приглашение на работу в группу советских войск в Германии, где положил начало циклу песен о войне. К этой теме композитор обращался всю творческую жизнь. С 1952 года Пономаренко являлся ведущим солистом-инструменталистом прославленного Государственного Оркестра русских народных инструментов имени Николая Осипова. Через два года судьба связала его с выдающимся хормейстером страны Петром Милославовым, творческий союз с которым дал возможность раскрыться и реализоваться не только композиторскому таланту Григория Федоровича, но и его незаурядному организаторскому дару в качестве музыкального руководителя Волжского русского народного хора в Самаре. В этот период им написаны песни: «Ивушка зеленая», «Оренбургский пуховый платок», «Растет в Волгограде березка», «Я назову тебя зоренькой», «Тополя», «Выходил на поля молодой агроном», «Нарьянмар», «Ой, снег-снежок». Первый сборник произведений Григория Пономаренко вышел в свет в 1961 году. В него вошло более шестидесяти песен композитора. Через два года начался период его сотрудничества с известнейшей поэтессой Маргаритой Агашиной. В городе Волгоград, куда переехал Пономаренко, написаны песни: «А где мне взять такую песню», «Подари мне платок». Там же Григорий Федорович обратился к великому поэтическому наследию Сергея Есенина. Эти песни стали значительным вкладом в отечественную музыкальную культуру: «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу», «Никогда я не был на Босфоре», «Пускай ты выпита другим», «Выткался на озере», «Вот оно глупое счастье», Письмо к женщине». Среди первых исполнителей его песен: Клавдия Шульженко, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Нани Брегвадзе. В 1971 году Пономаренко стал автором музыки к кинофильмам «Мачеха», «Русское поле», «Безотцовщина». Позднее Григорием Федоровичем написана музыка к спектаклю Московского Государственного академического Малого театра «Ураган» по пьесе Анатолия Софронова. В 1973 году по приглашению администрации Краснодарского края композитор переехал на Кубань, с которой более четверти века связаны его жизнь и творчество. Здесь написал песни о Кубани, которые сразу оказались удостоены особого внимания художественного руководителя Хора русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения народного артиста СССР Николая Кутузова и вошли в репертуар коллектива. В Краснодаре композитор создал цикл песен на стихи Александра Блока и продолжил работу над песнями на стихи Сергея Есенина, которые звучали в исполнении народного артиста СССР Иосифа Кобзона. На Кубани им написаны песни, ставшие частью духовной жизни россиян: «Не будите журавли вдов России», «А я лишь теперь понимаю», «Песня родному краю», «Песня о маме», «Краснодарская улица Красная», «Здравствуй, наша Кубань» и «Нам ли, братцы, песню не начать», «Цветы луговые», «Не поговорили». Григорий Федорович ярко проявил свое дарование в произведениях крупной формы: пять оперетт, духовная хоровая музыка «Всенощное бдение», концерты для баяна с оркестром, квартеты, пьесы для оркестра народных инструментов, оратории для смешанного хора. В СССР, России, Англии, Японии, ФРГ, Финляндии выпущено более тридцати пластинок композитора, компакт-диски, издано тридцать сборников песен. Его имя занесено в «Мировую музыкальную энциклопедию». На киностудии Мосфильм о творчестве Григория Федоровича Пономаренко снят фильм «А где мне взять такую песню». Песни Григория Пономаренко стали поистине народными, разлетелись по всему миру. Их исполняли японский ансамбль «Роял-найтс», популярная югославская певица Лилиана Петрович, известные болгарские исполнители Лили Иванова и Бисер Киров, финский ансамбль «Казачок». В Греции мелодия песни «Ивушка» звучит в заставке к музыкальным программам. Пономаренко Григорий Федорович трагически погиб 7 января 1996 года в автокатастрофе на объездной дороге вокруг города Краснодар. Композитор, на своем автомобиле «Таврия», ехал в сторону аэропорта. Не доезжая 200 метров до поворота на совхоз «Победитель», машина внезапно потеряла управление, выскочила на полосу встречного движения где лоб в лоб столкнулась с «Жигули» третьей модели. От страшного удара Григорий Пономаренко скончался на месте. Похоронили талантливого композитора на Славянском кладбище кубанской столицы. На Кубани успешно проводится Всероссийский фестиваль, посвященный творчеству композитора. В нем принимают участие коллективы из городов Самара, Оренбург, Волгоград, Астрахань, Ставропольского и Краснодарского края.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Константина Симонова / Krasnodar, Konstantina Simonova Street

Краснодар, улица Константина Симонова
Краснодар, улица Константина Симонова
Краснодар, улица Константина Симонова
Краснодар, улица Константина Симонова
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. 
Константина Симонова
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица им. Константина Симонова проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара. Протяжённость улицы с юга на север составляет 0,944 километра, с запада на восток - 0,090 км. Название присвоено в честь замечательного русского советского писателя, поэта и драматурга и публициста Константина Симонова.
* * *
Симонов Константин 
(* Кирилл) Михайлович 
русский советский писатель, 
поэт, драматург и публицист
* Кирилл - настоящее имя писателя, но по причине того, что Симонов картавил и не выговаривал твердую «л», он стал называть себя Константином.
Константин Симонов, безусловно, был одной из ключевых фигур советской литературы. Поэт, писатель, драматург, публицист, редактор - за 63 года жизни Симонов успел сделать очень много, причем не только создать и опубликовать собственные произведения, но и пробить сквозь цензурные препоны чужие. После развенчания культа личности Сталина Симонову ставили в вину верную службу вождю, участие в организованном «осуждении» Михаила Зощенко, Анны Ахматовой и Бориса Пастернака, в кампании против «безродных космополитов». Но именно благодаря «генералу от литературы» Симонову удалось опубликовать «Мастера и Маргариту» Булгакова, снять опалу с романов Ильфа и Петрова, добиться издания переводов самых значительных произведений Эрнеста Хемингуэя, Артура Миллера, Юджина О’Нила. Неизвестно, как сложилась бы судьба фильма Алексея Германа «Двадцать дней без войны», если бы автор сценария Константин Симонов не стал его адвокатом. Те, кто близко знал Симонова, говорят, что в последние годы жизни он особенно рьяно, отчаянно старался помочь талантливым людям, пытался восстановить справедливость в отношении великих произведений литературы и искусства, которые были сочтены советской властью чуждыми. Возможно, так проявлялось раскаяние. Талантливый человек, Симонов в молодости действительно искренне почитал Сталина, с благодарностью принимал знаки расположения вождя. Сын поэта, писатель и общественный деятель Алексей Симонов, считает, что, став фигурой публичной, Константин Михайлович боялся разоблачения «темного» места семейной биографии: его отец, офицер царской армии, пропал без вести в начале Гражданской войны - этот факт мог при случае дать органам возможность заклеймить Константина Симонова как сына врага народа. Алексей Симонов честно и интересно рассказывает об отношении Константина Михайловича к Сталину и о последовавшей трансформации этой темы в сознании писателя. «Отец мне дорог тем, что он всю жизнь менялся», - говорит Алексей Симонов в лекции, прочитанной им в стенах Библиотеки иностранной литературы. Отца заменил Симонову отчим - военный Александр Иванишев. Детство мальчика прошло в военных гарнизонах. Окончив Литинститут, Константин Симонов поехал военным корреспондентом на Халхин-Гол, в том же качестве прошел всю Великую Отечественную. Война стала и до конца жизни оставалась главной темой Симонова - поэта, писателя, драматурга. Начиная с 1959 года в свет будут выходить части его романа-эпопеи «Живые и мертвые» (в 1964-м на экраны выйдет одноименный фильм Александра Столпера) - грандиозной фрески о людях на войне. Но первые фильмы и спектакли по военным произведениям Симонова появились непосредственно в годы Великой Отечественной - и, по свидетельствам многих, они стали актами огромной моральной поддержки для бойцов и тех, кто ждет солдат с фронта. «Жди меня» - это стихотворение, посвященное Симоновым его возлюбленной, актрисе Валентине Серовой, стало гимном всем подругам, женам советских бойцов. Его переписывали от руки и хранили в нагрудных карманах гимнастерок. Серова сыграла главную роль в одноименном фильме «Жди меня», который был снят по сценарию Симонова режиссером Александром Столпером в 1943-м на Центральной объединенной киностудии в Алма-Ате. Но еще раньше, в 1942-м, Столпером был снят фильм «Парень из нашего города», основанный на одноименной пьесе Константина Симонова. В нем Николай Крючков сыграл бойца, а Лидия Смирнова - его невесту, красивую актрису Вареньку. В «Парне из нашего города», кстати, впервые прозвучала песня «Жди меня», музыку к которой написал композитор Матвей Блантер. А также ставшая популярной песня «Броня крепка, и танки наши быстры» (музыка братьев Покрасс, слова Бориса Ласкина). Фильмы по сценариям Симонова снимались и в 60-е, и в 70-е, и почти каждый становился ярким событием. Верный соавтор Симонова режиссер Александр Столпер в 1967-м экранизировал его роман «Солдатами не рождаются» - картина вышла под названием «Возмездие». В 1970 году вышел фильм Алексея Сахарова «Случай с Полыниным» по сценарию Симонова - про любовь бравого летчика Полынина (Олег Ефремов) и актрисы из фронтовой актерской бригады (Анастасия Вертинская). Этот сюжет напоминает драматическую историю любви Валентины Серовой и ее первого мужа - летчика Анатолия Серова, погибшего на испытаниях нового самолета. В 1970-х по повести Симонова Алексей Герман снял фильм «Двадцать дней без войны», в котором усовершенствовал свой фирменный метод «квазидокументальности», то есть максимального достижения исторической правды - бытовой, костюмной, физиогномической, атмосферной. Удивительно, но - человек совершенно другого поколения и эстетической веры - Симонов принял и горячо защищал фильм Германа от обвинений в «чернушности», в попытке преподнести «фигу в кармане» вместо картины к очередному юбилею Победы. Сегодня фильм «Двадцать дней без войны», безусловно, входит в ряд важнейших отечественных фильмов-достижений.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Цезаря Куникова / Krasnodar, Tsezarya Kunikova Street

Краснодар, улица Цезаря Куникова
Краснодар, улица Цезаря Куникова
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. 
Цезаря Куникова
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица им. Цезаря Куникова - улица в Краснодаре рядом с улицами: Ивана Кожедуба, Безкровного, Ивана Рослого, Бахчиванджи и Защитников Отечества.
* * *
(1909-1943)
Цезарь Львович Куников родился 23 июня 1909 года в городе Ростове-на-Дону. Его отец, Лев Моисеевич, окончивший Харьковский машиностроительный институт, работал механиком в отделениях фирмы «Сименс-Шукарт» в Харькове, в Ростове-на-Дону, на Донбассе, поэтому семья часто меняла место жительства. В девять лет Цезарь Львович начал свою трудовую деятельность - курьером в штабе Северо-Кавказской Красной Армии, затем учеником в сапожной мастерской штаба. В начале 1919 года семья переехала в Ростов. С 1920 года Цезаря Львовича определили учеником в художественную мастерскую политотдела Кавказского фронта. Затем переезд в Баку. Работал учеником слесаря в мастерской по ремонту пишущих машинок. Работал и учился, затем только учился в школе до 1924 года. И вновь семья переезжает. На Донбассе отец работал на Макеевском металлургическом заводе, а Цезарь в заводской химлаборатории осваивал профессию лаборанта, одновременно учился в вечерней школе рабочей молодежи, принимал активное участие во всех делах молодежной организации завода. В 1925 году вступил в комсомол. Новое место жительства -  Москва. Цезарь Львович поступил работать на карандашную фабрику «Союз» имени Красина, где трудился около четырех лет - сперва разметчиком, затем резчиком, а в двадцатилетнем возрасте уже начальником цеха. Его способность выслушать и помочь привлекала к нему людей, поэтому на фабрике «Союз» его избрали секретарем комсомольской ячейки и председателем производственного собрания. Общаясь с товарищами, коллективами цехов фабрики, ведя дискуссии о новых подходах к жизни, быту, отношению к труду, Цезарь  Львович начал остро ощущать недостаток как гуманитарных, так и технических знаний, который невозможно было возместить никакой природной смекалкой. По путевке Московского горкома ВЛКСМ он поступает на подготовительное отделение Ленинградского Военно-Морского училища им. Дзержинского. После шести месяцев учебы последовала срочная операция, длительное лечение и отчисление из училища. Возвратившись в Москву в конце 1930 года, Цезарь Куников получил направление на тормозной завод, где сначала встал за токарный станок, а вскоре был избран секретарем комитета комсомола завода. Успешно работал, усиленно занимаясь самообразованием. Осенью 1931 года сдал вступительные экзамены и начал учиться в Московском механико-машиностроительном институте им. Баумана. Через полгода его сняли с учебы и назначили заведующим сектором военной промышленности Московского горкома комсомола. В 1933-35 годах Куников учился в Промышленной академии и одновременно на вечернем отделении Московского машиностроительного института. Защитил два диплома: инженера-организатора машиностроительного производства и инженера-механика. По распределению был направлен на Московский завод шлифовальных станков. Начал работать мастером токарного отделения, затем начальником токарного отделения, начальником пролета, начальником цеха и главным технологом завода. Проработал на заводе около 4-х лет, в 1939 году был награжден медалью «За трудовое отличие». В октябре 1938 года Цезарь Львович был назначен начальником технического отдела Наркомата тяжелого машиностроения, в ведении которого была оборонная промышленность страны. Одновременно ему поручили руководство редакционным коллективом ведомственного журнала «Машиностроитель». В мае 1939 года Куникова назначили директором организовываемого научно-исследовательского института технологии машиностроения. Получив новое назначение, Цезарь Львович продолжал возглавлять редакционный коллектив журнала «Машиностроитель». В августе 1939 года его утвердили ответственным редактором общесоюзной газеты «Машиностроение» - печатного органа восьми наркоматов машиностроительной и оборонной промышленности. Позднее, в 1942 году, в интервью военному журналисту Куников так говорил о себе: «За свой недолгий век я приобрел немало профессий. Был учеником слесаря, хотел стать художником, работал токарем, потом мастером. Получив образование инженера, трудился на ответственных должностях, а на фронт пришел из газеты. Считаю себя журналистом, горжусь этим». Известие о начале Великой Отечественной войны застало Цезаря Львовича в Ленинграде, где он проводил встречу с сотрудниками филиала газеты, рабкорами оборонных заводов, активом городского Дома инженеров. С первых дней войны добивался, чтобы с него сняли «бронь» и отпустили на фронт. Через несколько недель добился своего и получил задание - сформировать 14 отряд водных заграждений (ОВЗ). Отряд формировался полтора месяца. Было получено двадцать осводовских полуглиссеров типов НКЛ и ЗИС с деревянными корпусами. Их вооружили пулеметами и ротными минометами. Укомплектовали экипажи работниками ОСВОДа. Весь август 1941 года ушел на испытания материальной части и усовершенствование практических навыков экипажей в походах по Химкинскому водохранилищу и Москве реке. 11.09.1941 года личный состав 14 ОВЗ (командир - старший политрук Куников, комиссар - старший политрук В.П. Никитин, начштаба лейтенант Б.С. Богословский) произвели погрузку материальной части на железнодорожные платформы в тупике Химкинского речного вокзала, на следующее утро эшелон отправился к фронту и поступил в распоряжение командования Азовской военной флотилии. Пунктом базирования отряда на год стал порт города Азова. С октября 1941 года 14 ОВЗ в составе Отдельного Донского отряда кораблей Азовской флотилии принимал участие в боевых действиях - перебрасывал части сухопутных войск вверх по Дону, а также с берега на берег, эвакуировал население и перевозил госимущество с северного на южное побережье Таганрогского залива. С началом ледостава катера отряда Куникова с их деревянными корпусами уже не могли совершать походы по реке и в дельте Дона. Катера отправили на ремонт в г. Краснодар, а из личного состава 14 ОВЗ сформировали отряд морской пехоты под командованием Куникова. Отряду было поручено совместно с неклиновскими партизанами вести разведку и диверсии в тылу противника на северном побережье Таганрогского залива и нести патрульную службу на его южном побережье. Постоянно проникали в тыл противника, сеяли панику, совершали дерзкие налеты на малые вражеские гарнизоны и полицейские участки, захватывали «языков» и ожидали прибытия из ремонта своих катеров. 22 апреля 1942 года они прибыли из Краснодара. На 13 дивизион сторожевых кораблей Азовской военной флотилии под командованием Куникова была возложена защита акватории Таганрогского залива. После оставления нашими войсками Ростова-на-Дону, находившийся в Азове 13 дивизион (13 катеров и 2 сейнера) оказались почти в полном окружении с суши и по приказу командующего флотилией отходили к Ейску, забрав с собой личный состав неклиновского партизанского отряда. В дальнейшем принимали участие в эвакуации гарнизона Ейска сначала в ст. Приморско-Ахтарскую, а оттуда  в Темрюк. Для обороны Темрюка на базе 13 дивизиона был создан Азовский отдельный батальон морской пехоты под командованием Ц.Л. Куникова. Доукомплектовывался батальон за счет моряков Темрюкской военно-морской базы. Вооружался снятыми с поврежденных кораблей пулеметами и минометами. Пушки на станинах устанавливали на автомобильные платформы из-под прожекторных установок, обзаводясь «эрзац-танками». 24 августа после нескольких дней упорных боев противник овладел г. Темрюк. Азовский батальон отходил из города последним. Многие участники обороны Таманского полуострова были представлены к наградам, командир Азовского батальона Цезарь Куников – к ордену Александра Невского. 5 сентября основной состав частей, защищавших Таманский полуостров был снят с плацдарма кораблями Новороссийской военно-морской базы и эвакуирован в г. Геленджик. 305 батальон  (созданный на базе Азовского батальона) прикрывал эвакуацию и сам в эту ночь не смог эвакуироваться, в течение суток вел бои с противником и вывезен был последним. Куников был назначен командиром формируемой 2-ой сводной морской бригады. В состав бригады включались 15 и 16-й отдельные батальоны, сформированные из моряков добровольцев кораблей эскадры и испытанный в боях 305-й отдельный батальон морской пехоты. Бригада была срочно направлена на оборону города Новороссийска. По дороге к Новороссийску Цезарь Львович получил травму позвоночника и был направлен в госпиталь г. Сочи. По возвращении из госпиталя был назначен командиром 3-го боевого участка Новороссийской военно-морской базы. В начале января 1943 г. ему было поручено сформировать отряд для выполнения особого задания. Командир отряда получил полномочия на подбор добровольцев как на своем боевом участке, так и на других, а также в полуэкипаже и подразделениях частей базы. Майор лично беседовал с каждым бойцом и командиром, которые участвовали уже в десантных операциях под Одессой и в Крыму, в обороне Новороссийска. В отряд вошла почти в полном составе разведрота НВМБ и его командование. К 10 января 1943 г. отряд был окончательно сформирован. Он насчитывал 276 человек. Заместителем по политчасти назначен старший лейтенант Николай Васильевич Старшинов (политрук базовой разведроты), начальником штаба капитан Федор Евгеньевич Котанов. Отряд три недели готовился к десанту. Трижды  в полном составе с оружием и снаряжением высаживался с катеров на необорудованный берег в обжигающе холодную воду в ночной темноте, ведя огонь, кидая гранаты. Этому предшествовали дневные и ночные тренировки боевых групп, отделений и расчетов. Большое внимание уделялось изучению и применению трофейного вооружения противника, от легкого оружия до минометов и орудий. В ночь с 3 на 4 февраля дивизион катеров «морских охотников» под командованием старшего лейтенанта  Николая Ивановича Сипягина с куниковцами на борту в назначенное время пришел в намеченный район Цемесской бухты. С началом артиллерийской и авиационной подготовки по обработке района порта и места высадки десанта на южной окраине города Новороссийска два торпедных катера направились к западному побережью бухты, поставили дымовую завесу, а катера с десантом устремились к берегу на высадку. Десантники прыгали в ледяную воду и, ведя на ходу огонь из всех видов вооружения, преодолевая сопротивление фашистов и ряды проволочных заграждений, стремительно продвигались вперед, тесня врага, отвоевывая плацдарм. Высадив первый эшелон, экипажи катеров отправились к девятому километру Сухумского шоссе приняли на борт десантников второго эшелона, а позднее и третьего и доставили их в помощь штурмовому отряду. К 7 часам утра 4 февраля штурмовой отряд под командованием Ц. Куникова уже насчитывал около 870 человек. Потери личного состава во всех группах при высадке были минимальными, они увеличивались по мере продвижения вглубь плацдарма, как при преодолении нараставшего сопротивления фашистов, так и в результате беспрерывного обстрела дальними батареями врага. В первую ночь боевые группы отряда успешно справились с выполнением боевого приказа командира по захвату  плацдарма. Утром 4 февраля фашисты начали атаки одновременно на северном и южном флангах отвоеванного десантниками плацдарма с целью отрезать отряд от побережья бухты, окружить и уничтожить. Во второй половине дня положение на плацдарме стало критическим. Заканчивались боеприпасы, потери в личном составе составили около ста человек погибшими и тяжело ранеными. Атаки гитлеровцев отражали, используя вражеские пушки, пулеметы и автоматы. В ночь на 5 февраля усилились порывы ветра с мокрым снегом. В такую погоду несколько катеров смогли прорваться к причалам рыбзавода и доставить боеприпасы и около 200 человек пополнения. Перед рассветом 5 февраля противник начал методичный обстрел плацдарма из крупнокалиберной артиллерии, затем и другие артиллерийские и минометные батареи врага открыли огонь. С наступлением утра нанесла штурмовые и бомбовые удары авиация противника. К оборонительным рубежам двинулись танки, за ними в полный рост шла пехота. В тяжелейших боях десантники и во второй день отстояли завоеванный плацдарм. В ночь на 6 февраля прибыло подкрепление, и наращивание сил продолжалось. Куников был назначен старшим морским начальником на плацдарме. На него возлагались обязанности – охранять побережье плацдарма, обеспечивать прием и разгрузку судов, эвакуацию раненных. Исполняя обязанности старморнача плацдарма - Куников в ночь на 12 февраля направлялся к причалам у основания Суджукской косы, для организации приема с плавсредств танков. Тропинка к берегу пролегала через минное поле. От разорвавшегося недалеко снаряда  сдетанировало несколько мин, их осколками Цезарь Львович был тяжело ранен. На торпедном катере был доставлен в геленджикский госпиталь. Двое суток врачи военно-морского госпиталя № 43 боролись за его жизнь, но безуспешно. Не приходя в сознание 14 февраля Куников умер. Хоронили Героя Малой земли 16 февраля на военном кладбище госпиталя с воинскими почестями.  9 мая 1946 года его прах был торжественно перезахоронен в Новороссийске на площади Героев. Президиум Верховного Совета СССР Указом от 17 апреля 1943 года присвоил Цезарю Львовичу Куникову звание Героя Советского Союза (посмертно).
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *