Показано по 5 материалов на страницу.

11 мая, 2022

Город Карловка на крышке люка / Karlovka manhole cover

ЛЮКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Город Карловка
на крышке люка
Ретроспектива коллекции 
"Краснодарские Люки" 
* * *
Люк КАРЛОВКА 
Карловский механический завод (комбинат "Стройдеталь") город Карловка, Украинская ССР. Карловский комбинат подсобных предприятий (КПП) был образован 11 апреля 1944 года на базе сахарного завода, с целью производства оборудования для сахарной индустрии. Постепенно были освоены новые виды продукции, в число которых вошли и люки колодцев. Самые ранние и редкие сделаны еще не по ГОСТу 1947 года и подписаны "КПП Стройдеталь". Основная же масса известных люков имеет надпись "комбинат" и "г. Карловка", что также может служить датировкой: Карловка стала городом только в 1957 году. Есть и вариант с названием "Карловский механический завод", который был выделен 31 июля 1956 года из состава Карловского КПП в самостоятельное предприятие по выпуску машин для пищепрома: цистерн для кваса и молока, автоматов для мороженого, заправщиков, мусоровозов, которые он выпускал до своего банкротства. Не следует путать этот завод с другим крупным предприятием - Карловским машиностроительным заводом, который назывался "механическим" до войны и сейчас выпускает оборудование для зерновой индустрии. В конце 70-х годов они входили в одно производственное объединение "Карловкапищемаш".
Историческая справка
Карловка (укр. Карлівка) - город в Полтавской области Украины. Входит в Полтавский район. До 2020 года был административным центром упразднённого Карловского района, в котором вместе с посёлками Ивановка и Солёная Балка составлял Карловский городской совет. Город Карловка находится на правом берегу реки Орчик, ниже по течению на расстоянии в 2,5 км расположен посёлок Солёная Балка, на противоположном берегу - село Поповка. На территории города несколько больших прудов, из которых вытекает один из истоков реки Тагамлык. Река в этом месте извилистая, образует лиманы, старицы и заболоченные озёра. Поселение возникло в XVIII веке, вероятно, в 1740-е годы, когда императрица Анна Иоанновна пожаловала эти земли фельдмаршалу Миниху. В 1741 году по решению Елизаветы I Миних был осужден, его имение было возвращено в казну и 30 апреля 1743 года пожаловано графу А. Г. Разумовскому. После его смерти в 1771 году Карловка стала собственностью его брата К. Г. Разумовского. Разумовские владели Карловкой до 1849 года, когда жена Льва Кирилловича Разумовского М. Г. Разумовская продала её великой княгине Елене Павловне, жене Михаила Павловича, сына императора Павла I. После преобразования Малороссийской губернии, в 1802 году Карловка вошла в состав Константиноградского уезда Полтавской губернии. В 1817 году вместо деревянной Успенской церкви на средства Разумовских построена каменная (в 1889 году в этой церкви венчался Панас Мирный с Ольгой Шейдман, отец которой в то время был управляющим Карловского имения, в 1930-х годах она была разрушена). С целью способствовать отмене крепостного права, в октябре 1856 года великая княгиня Елена Павловна приняла решение освободить крестьян имения Карловка (в составе которого насчитывалось 12 сёл и посёлков с 7392 мужчинами и 7625 женщинами, проживавшими в них, и почти 10 тысячами гектаров земли). В 1863 году имение Карловка стало волостным центром в Константиноградском уезде. С 1873 года и до октября 1917 года Карловка являлась собственностью великой княгини Екатерины Михайловны и её потомков герцогов Г. Г. и М. Г. Мекленбург-Стрелицких и принцессы Е. Г. Саксен-Альтенбургской. В 1880е-1890е годы Карловка насчитывала 664 двора с 3,5 тыс. жителей, здесь действовали винокуренный завод, крахмальный завод, паровая мельница, шесть лавок, 3 училища, больница, аптека и православная церковь, дважды в неделю в селении проходили базары, 4 раза в год - ярмарки. В марте-апреле 1902 года Карловка стала одним из центров крестьянских выступлений. После начала революции 1905 года, в городе произошли стачки и демонстрации рабочих, в окрестностях города - выступления крестьян. Советская власть в Карловке была установлена в январе 1918 года, 7 марта 1923 года из Карловской, Белуховской и Варваровской волостей Красноградского уезда был образован Карловский район с центром в местечке Карловка. В 1925 году был создан Карловский район в составе Полтавского округа, в котором Карловка находилась до 1931 года. С 1931 по 1937 годы Карловка находилась в составе Харьковской области, а с 1937 года стала районным центром Полтавской области, 27 октября 1938 года - посёлком городского типа. В ходе Великой Отечественной войны 1 сентября 1941 года Карловка была оккупирована наступавшими немецкими войсками, 20 сентября 1943 года освобождена в ходе наступления советских войск. По состоянию на 1952 год, здесь действовали машиностроительный завод, сахарный завод, комбинат строительных деталей, маслозавод, две средние и три семилетние школы, ремесленное училище и Дом культуры. В апреле 1957 года посёлку городского типа был присвоен статус города. В 1971 году численность населения составляла 17,1 тыс. человек. По состоянию на начало 1980 года, здесь действовали производственное объединение "Карловпищемаш" (в состав которого входили машиностроительный и механический заводы), сахарный завод, спиртовой завод, хлебный завод, мебельная фабрика, пищевкусовая фабрика, райсельхозтехника, элеватор, две межколхозные строительные организации, комбинат бытового обслуживания, пять общеобразовательных школ, музыкальная школа, спортивная школа, два ПТУ, две больницы и шесть иных лечебных учреждений, Дом культуры, два клуба, кинотеатр и шесть библиотек. В январе 1989 года численность населения составляла 20 059 человек, в это время крупнейшими предприятиями являлись механический завод, сахарный завод и мебельная фабрика. Известные уроженцы: Лысенко, Трофим Денисович (1898-1976) - советский агроном, академик АН СССР, академик АН Украины, академик ВАСХНИЛ, Герой Социалистического Труда. Подгорный, Николай Викторович (1903-1983) - советский и украинский политический деятель, Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1965-1977), член ЦК КПСС (1956-1981), член Президиума Политбюро ЦК КПСС (1960-1977), дважды Герой Социалистического Труда (1963 и 1973).
* * *
Для меня особый интерес представляют люки, на которых литейщиками указан город или год выпуска, такой люк ассоциативно уже история и география под ногами, но только для тех, кто смог этот люк увидеть. Для остальных, кто прошел мимо и не увидел эти люки, я их сфотографировал и выложил в Интернет.
"Краснодарские Люки" - это фотофиксакция крышек люков, закрывающих колодцы подземных коммуникаций в разных городах Краснодарского края и Республики Адыгея, для сохранения их в личном фотоархиве, который можно посмотреть, перейдя последовательно по ссылкам ниже: 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!  
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Город Слуцк на крышке люка / Slutsk manhole cover

ЛЮКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Город Слуцк
на крышке люка
Ретроспектива коллекции 
"Краснодарские Люки" 
* * *
Люк СЛУЦК 
Телефонный люк производства Слуцкого завода с указанием информации на внешней стороне крышки. Слуцкий завод "Эмальпосуда", Белорусская ССР. Завод основан в 1923 году в качестве сельхозмастерской на базе артели "Трудовой коллектив". История его состоит из многочисленных дат переименований. В 1947 году мастерская преобразована в Слуцкий литейно-механический завод, он еще несколько раз менял название - в 1963 г. стал заводом сантехоборудования, в 1965 г. - заводом сельхозмашин, в 1977 - заводом "Эмальпосуда", производившим большей частью эмалированные мойки. В марте 2015 г. предприятие с накопившимися огромными долгами было поглощено Оршанским заводом "Легмаш". За год до этого на нем работало около 250 человек. Выплавлялось около 150-180 тонн металла в месяц, из которого производили сковороды, люки, горшки, гири и гантели, мойки, сантехприборы, люки канализации.
Историческая справка
Слуцк (белор. Слуцк, Слуцак) - город в Минской области Республики Беларусь, административный центр Слуцкого района. Расположен на реке Случь в центральной части страны, в 105 км к югу от Минска в пределах Слуцкой равнины. Старое городище Случеска находится при впадении реки Бычок в Случь. Первым письменным упоминанием считается запись в Повести временных лет: "В лѣто 6624. Приходи Володимеръ на Глѣба; Глѣбъ бо бѧше воевалъ Дрѣговичи и Случескъ пожегъ…". Существуют упоминания Слуцка и ранее 1116 года. В списке середины XVII века в составе Киево-Печерский патерик под редакцией Иосифа Тризны имеется комплекс Туровских уставов, в состав которого входит уставная грамота о поставлении Туровской епископии, согласно которой князь великий киевский Василий (Владимир Святославич) в лето 6513 (1005) года придал Туровской епископии вместе с другими городами и Случеск. Согласно описанию церквей и приходов Минской епархии 1879 года, в исторических источниках в первый раз упоминается Слуцк, в истории княжения Владимира Мономаха в 1086 году. В 1097 году по решению Любечского съезда князей - потомков Ярослава Мудрого Слуцк, вместе с Киевом и Туровом был передан Святополку Изяславичу. В XII веке Слуцк становится столицей Слуцкого княжества наследников туровского князя Юрия Ярославовича. В первой половине XIV века Слуцк входит в состав Великого княжества Литовского. Упоминается в летописном "Списке русских городов дальних и ближних". С 1395 года центр удельного княжества, принадлежащего Владимиру Ольгердовичу и его потомкам князьям Олельковичам. Представители рода Олельковичей с момента получения города рассматривали его как место временного приюта, так как вели борьбу за великокняжеский трон. Когда большие политические амбиции остыли, Олельковичи занялись развитием Слутчины, что позволило городу стать одним из крупнейших экономических и культурных центров Литовского княжества. В 1441 году город получает Магдебургское право на самоуправление. На месте Слуцкого детинца древнерусского времени строится Верхний замок, деревянные стены и башни которого были защищены рвом и земляным валом. Старый город (Старо място), опоясанный некогда валом - древняя часть города с замками на правом берегу Случи. Между посадом и замком была торговая площадь, в 1419 году здесь построен фарный костёл. Новый город застраивался позже. Последний по мужской линии представитель этого рода Юрий Олелькович собственноручно переписал в 1582 году евангелие, которое известно под именем Слуцкое Евангелие и является рукописным памятником конца XVI века. Примерно в это же время была создана Слуцкая летопись, памятник белорусско-литовского летописания XVI века, единственный список третьей, сокращённой редакции Белорусско-литовской летописи 1446 года. Более подробно по ссылке: Слуцк
* * *
Для меня особый интерес представляют люки, на которых литейщиками указан город или год выпуска, такой люк ассоциативно уже история и география под ногами, но только для тех, кто смог этот люк увидеть. Для остальных, кто прошел мимо и не увидел эти люки, я их сфотографировал и выложил в Интернет.
"Краснодарские Люки" - это фотофиксакция крышек люков, закрывающих колодцы подземных коммуникаций в разных городах Краснодарского края и Республики Адыгея, для сохранения их в личном фотоархиве, который можно посмотреть, перейдя последовательно по ссылкам ниже: 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!  
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Город Тбилиси на крышке люка / Tbilisi manhole cover

ЛЮКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Город Тбилиси
на крышке люка
Ретроспектива коллекции 
"Краснодарские Люки" 
* * *
Люки ТБИЛИСИ 
Люк ПРМЗ-9 - Путейный Ремонтно-Механический Завод №9 город Тбилиси. Грузинская ССР. Государственный трест путевых ремонтно-механических заводов (Реммашпуть) Центрального управления пути НКПС СССР - МПС СССР 1940 - 1946 годы.
Люк РСП-40 - Рельсосварочное Предприятие №40 город Тбилиси. Грузинская ССР. Первоначально были Рельсосварочные поезда (РСП), а уже чуть позже были образованы Рельсосварочные Предприятия (РСП) в СССР. К сожалению история этого РСП-40 в Тбилиси времён Грузинской ССР пока неизвестна, но подобных РСП с разными номерами было немало в разных республиках СССР и все они связаны были с железной дорогой.
Историческая справка
Тбилиси (груз. თბილისი) - "тёплый источник", старое (до 1936) название - Тифлис - столица и крупнейший город Грузии, расположенный на берегу реки Куры с населением около 1,2 миллиона человек. Город был основан в V веке. Тбилиси - важнейший промышленный, социальный и культурный центр Грузии. Город также является важным транзитным центром для транснациональных энергетических и торговых проектов. Стратегическое расположение на перекрёстке между Европой и Азией неоднократно делало Тбилиси "яблоком раздора" между различными силами на Кавказе. Название "Тбилиси" впервые упоминается в IV веке; его появление связывают с наличием в городе тёплых серных источников (груз. თბილისი [Тбилиси]; тбили - "тёплый"); в русском языке до 1936 года использовалось название "Тифлис", воспринятое из греческой литературы. С 20 августа 1936 года в качестве официальной была принята форма "Тбилиси", более близкая к национальному звучанию названия.
Более подробно по ссылке: Тбилиси
* * *
Для меня особый интерес представляют люки, на которых литейщиками указан город или год выпуска, такой люк ассоциативно уже история и география под ногами, но только для тех, кто смог этот люк увидеть. Для остальных, кто прошел мимо и не увидел эти люки, я их сфотографировал и выложил в Интернет.
"Краснодарские Люки" - это фотофиксакция крышек люков, закрывающих колодцы подземных коммуникаций в разных городах Краснодарского края и Республики Адыгея, для сохранения их в личном фотоархиве, который можно посмотреть, перейдя последовательно по ссылкам ниже: 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!  
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

10 мая, 2022

Город Балахна на крышке люка / Balakhna manhole cover

ЛЮКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Город Балахна
на крышке люка
Ретроспектива коллекции 
"Краснодарские Люки" 
* * *
Люки БАЛАХНА 
Люк из города Балахна с надписью "ОЭМЗ": опытно-экспериментальный механический завод, созданный приказом Главснабсбыта РСФСР (название в 1973-1988 годы). Также указана дата "1980" и несуществующий ГОСТ. Люк с надписью "Балахна ЛМЗ" относится к названию, которое было в ходу с 1963 до 1973 года, тогда завод подчинялся республиканскому тресту "Росметаллотехзапчасть". Качество литья довольно сомнительное, дата не указана. Балахнинский литейно-механический завод некогда был крупным предприятием в городе Балахна Горьковской (Нижегородской) области, за свою историю он настолько часто менял названия, что может обставить многие другие заводы. На протяжении лет он назывался вот как: В 1945-1953 годах - Балахнинский ремонтно-механический завод (РМЗ). В 1953-1957 годах - Балахнинский обозостроительный завод. В 1957 году - Балахнинская строительная база строительного управления №6 треста "Горьковоблстрой". В 1959 году база превратилась в Балахнинский завод строительных деталей и конструкций (СДК). В 1963 году на базе завода СДК организован Балахнинский литейно-механический завод. В 1973 году он переименован в Балахнинский опытно-экспериментальный механический завод (ОЭМЗ). В декабре 1988 года приказом Госснаба РСФСР реорганизован в Балахнинский опытный завод по производству нестандартизированного оборудования (БОЗПНО). В 1992 году завод преобразован в АО открытого типа "Росскладоборудование". 29 июня 1993 года переименован в АООТ "Механический завод". Производил спецмашины, мусоровозы, арочные склады, стеллажи, металлопродукцию по заказам. Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 23 августа 2001 года завод признан банкротом.
Историческая справка
Балахна - город (с 1536) в Нижегородской области России. Административный центр Балахнинского района, в составе которого как город районного значения образует муниципальное образование город Балахна со статусом городского поселения как единственный его населённый пункт. Население  48 122 чел. (2021). Город расположен на правом берегу реки Волги, в 34 км от Нижнего Новгорода. В III-II тысячелетии до нашей эры на территории нынешней Нижегородской области жили племена балахнинской неолитической культуры, получившей название по наиболее типичной стоянке, раскопанной близ Балахны. В окрестностях Балахны такие стоянки найдены у посёлков Большое Козино и Малое Козино. Селились балахнинцы небольшими посёлками по 25—30 взрослых человек, причём селения располагались компактными группами. Балахнинцы были охотниками и рыболовами. Судя по найденным орудиям, они умели шлифовать, полировать, долбить и пилить камень, изготовлять глиняную посуду. Им было известно плетение из растительных волокон. Во второй половине II тысячелетия до нашей эры они научились выплавлять металл, знали мотыжное земледелие, занимались животноводством. С XI века в междуречье Волги и Оки начинает распространяться влияние Руси. Во второй половине XII века появляется Городец, ставший центром Городецкого княжества. В начале XIII века основывается Нижний Новгород, будущий центр Нижегородско-Суздальского великого княжества. Можно предполагать, что ко времени присоединения нижегородских владений к Московскому государству (середина XV века) побережье Волги между Городцом и Нижним Новгородом было в достаточной мере освоено, хотя и подвергалось периодическому разорению со стороны Казанского ханства. В 1401-1402 годах великий князь московский Василий Дмитриевич в обмен на Волок передаёт часть бывшего Городецкого удельного княжества серпуховскому князю Владимиру Андреевичу. В духовной того времени, оставленной Владимиром Андреевичем детям, упоминается: "А Соль на Городце дети мои князь Семён, князь Ярослав ведают с единого, а делят себе наполы, оприснь федоровские варницы, а иной не вступается никто в Городецкие варницы без повеленьиа детей моих". На основании данных фактов современные историки делают вывод, что уже в то время вблизи Городца существовал соляный промысел, отождествляя Соль-на-Городце с Балахной. Однако название Балахна встречается в документах лишь в 1536 году. Этот год считается официально годом её основания. Город упоминается уже достаточно богатым и многолюдным, когда он пострадал от войск казанского хана Сафа-Гирея. В средние века город являлся значительным центром соляной промышленности, административным центром Балахнинского уезда. При Иване Грозном город в числе других был назначен царём себе в опричнину из-за развитого солеварения. Во время Смуты балахнинский воевода поддержал Лжедмитрия II и совместно с арзамасским воеводой попытался взять остававшийся верным царю Василию Шуйскому Нижний Новгород. В ответ 2 декабря 1608 года нижегородское войско взяло Балахну штурмом, принудив жителей целовать крест Шуйскому. В 1610 году Балахна пострадала от казаков, многие храмы были разрушены. Балахна - предполагаемая родина Кузьмы Минина, организатора Нижегородского ополчения 1611-1612 годов. По пути из Нижнего Новгорода в Ярославль ополчение прошло через Балахну, собрав с жителей средства на организацию ополчения. Тем не менее в XVII веке Балахна оставалась центром солеварения. Балахнинские купцы Соколовы в XVII веке владели соляными промыслами как в самой Балахне, так и в Соликамском уезде. В 1714 году Балахна вошла в состав Нижегородской губернии на правах уездного города Балахнинского уезда. В XVIII-XIX веках город являлся важным центром судостроения. В 1925 вступила в строй Нижегородская ГРЭС, работающая на торфе, в 1928 выдали первую продукцию целлюлозно-бумажный комбинат и картонажная фабрика. 1 февраля 1932 года ВЦИК постановил селение Кубинцево Балахнинского района включить в городскую черту Балахны. В 1933 году открыта железная дорога Горький - Правдинск. В 1993 году в состав Балахны был включён рабочий посёлок Правдинск. До 1998 года в городе находились станции Балахна-Сортировочная и Балахна-Пассажирская Балахнинско-Шуйской сети узкоколейных железных дорог.
* * *
Для меня особый интерес представляют люки, на которых литейщиками указан город или год выпуска, такой люк ассоциативно уже история и география под ногами, но только для тех, кто смог этот люк увидеть. Для остальных, кто прошел мимо и не увидел эти люки, я их сфотографировал и выложил в Интернет.
"Краснодарские Люки" - это фотофиксакция крышек люков, закрывающих колодцы подземных коммуникаций в разных городах Краснодарского края и Республики Адыгея, для сохранения их в личном фотоархиве, который можно посмотреть, перейдя последовательно по ссылкам ниже: 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!  
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Город Пенза на крышке люка / Penza manhole cover

 ЛЮКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Город Пенза
на крышке люка
Ретроспектива коллекции 
"Краснодарские Люки" 
* * *
Люки ПЕНЗА
Люк МСД-3, город Пенза. Бывший пензенский завод "Металлостройдеталь №3" (МСД-3) объединения "Стройиндустрия"
Историческая справка
Пенза - город (c 1663 года) в центре европейской части России, административный центр Пензенской области (с 1939 года). Является городом областного значения, образует муниципальное образование городской округ город Пенза. Население - 516 450 чел. (2021). Город Пенза был основан 3 мая 1663 г., чтобы прикрыть щитом и мечом мирное население растущего Российского государства от набегов кочевников на левом берегу реки Пензы, от которой и получил свое название. Есть несколько версий относительно происхождения названия реки: возможно, имя реки связано с ненецким и коми языками и означает "овраг, высохший ручей", или с мордовским языком, в котором он переводится как "конец хода, до конца". В мае 1663 года на реку Пензу с сотней казаков-черкас прибыл Юрий Ермолаевич Котранский, являющийся ранее воеводой г. Балахны "город строить". Он и стал основателем и первым строителем города. За достаточно непродолжительное время был взведен деревянный кремль. Обязанности по созданию поселений и укреплений вблизи крепости возлагались на воеводское управление, которое возглавлял с конца 1663 г. первый пензенский воевода Елисей Протасьевич Лачинов. По указу царя от 13 октября он "построил на Пензе у города посад и слободы", то есть наделил землей жителей города: конных и пеших казаков, пушкарей, воротников. В 1665 году население города составляло около 3300 человек (почти 700 дворов). Е.П. Лачинов был дважды назначен пензенским воеводой. Вторично - в 1670 г. В этом же году был повешен отрядом разинского атамана Михаила Харитонова. Долгие годы крепость Пенза служила надежным заслоном от кочевников - кубанцев (народов Северного Кавказа и Приазовья) и ногайских орд. Нападению кочевников Пенза подвергалась в 1668, 1680 и 1717 гг., но овладеть крепостью им ни разу не удалось. В качестве благословения новопостроенного города царь Алексей Михайлович пожаловал Пензе икону Казанской Божьей Матери, которая почиталась чудотворной. По преданию, в 1717 г., во время Большого Кубанского погрома, нападавшие сожгли южную часть города и уже подступили к стенам крепости, однако находившиеся в осаде пензенцы появились перед вражеским войском с этой иконой, что спасло город от разрушения. Икона Казанской Богоматери и по сей день является главной святыней Пензы.
Более подробно по ссылке: Пенза
* * *
Для меня особый интерес представляют люки, на которых литейщиками указан город или год выпуска, такой люк ассоциативно уже история и география под ногами, но только для тех, кто смог этот люк увидеть. Для остальных, кто прошел мимо и не увидел эти люки, я их сфотографировал и выложил в Интернет.
"Краснодарские Люки" - это фотофиксакция крышек люков, закрывающих колодцы подземных коммуникаций в разных городах Краснодарского края и Республики Адыгея, для сохранения их в личном фотоархиве, который можно посмотреть, перейдя последовательно по ссылкам ниже: 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!  
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Город Липецк на крышке люка / Lipetsk manhole cover

ЛЮКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Город Липецк
на крышке люка
Ретроспектива коллекции 
"Краснодарские Люки" 
* * *
Люки ЛИПЕЦК
Юбилейный люк 105 лет ЛМЗ "Свободный сокол", город Липецк. Завод "Свободный сокол" был построен в 1898 году Русско-Балтийским обществом. ОАО Липецкий металлургический завод "Свободный сокол" в 2012 году был обанкрочен и выкуплен ООО Липецкая трубная компания "Свободный сокол". Липецкая трубная компания "Свободный сокол" входит в перечень системообразующих организаций России и является крупнейшим поставщиком трубной продукции для сектора питьевого водоснабжения и водоотведения и единственным производителем труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ) в диапазоне диаметров от 80 до 1000 мм в России и странах СНГ.
Историческая справка 
Липецк - город (с 1779 года) в России, административный центр Липецкой области. Является ядром крупнейшей российской агломерации со специализацией в сфере чёрной металлургии полного цикла, промышленный, агротехнологический и авиационный центр. Город областного значения, образует городской округ. Липецк - второй по численности населения (496 447) город в Черноземье, пятый в Центральном федеральном округе и тридцать шестой в России. Важный автотранспортный узел агломерационного и регионального значения, расположенный между федеральными трассами "Дон" и "Каспий", обладает развитой сетью индустриальных железных дорог, крупнейший перегрузочный тупик. Центр особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Один из самых молодых региональных центров России. В 1702 году было начато строительство металлургических заводов на реке Воронеж при впадении в неё реки Липовки; гидроним происходит от слова липа. Возникшее при заводах селение стало называться Липские (позже - Липецкие) Железные Заводы, в 1779 году преобразовано в город Липецк.
Более подробно по ссылке: Липецк
* * *
Для меня особый интерес представляют люки, на которых литейщиками указан город или год выпуска, такой люк ассоциативно уже история и география под ногами, но только для тех, кто смог этот люк увидеть. Для остальных, кто прошел мимо и не увидел эти люки, я их сфотографировал и выложил в Интернет.
"Краснодарские Люки" - это фотофиксакция крышек люков, закрывающих колодцы подземных коммуникаций в разных городах Краснодарского края и Республики Адыгея, для сохранения их в личном фотоархиве, который можно посмотреть, перейдя последовательно по ссылкам ниже: 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!  
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Город Батайск на крышке люка / Bataysk manhole cover

 ЛЮКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Город Батайск
на крышке люка
Ретроспектива коллекции 
"Краснодарские Люки" 
* * *
Люки БАТАЙСК
Батайск - город находится рядом с Ростовом-на-Дону. Производитель - ныне закрытый Батайский ремонтно-механический завод, выпускавший машины в области гидротехники и мелиорации; и действительно, есть аналогичная крышка с надписью "БРМЗ", и еще более ранняя - "Батайск РМЗ". 
Историческая справка
Батайск - город областного подчинения в Ростовской области России. Образует городской округ город Батайск. Город Батайск расположен в 15 км юго-восточнее города Ростова-на-Дону и входит в Ростовскую агломерацию. Площадь территории города - 77,68 км². В западной и северной частях города протекает речка Малый Койсуг. С правой стороны от объездной автодороги М-4 расположено озеро Солёное (бывший гидрокарьер Батай). В южной части Батайска, в районе посёлка Пятихатки, проходит Азовский распределительный канал. Высота над уровнем моря составляет 7 метров. Географические координаты Батайска: широта: 47°08′23″ с. ш. и долгота: 39°45′06″ в. д. Существует несколько версий о происхождении названия города. По версии из краеведческого очерка В. Грачёва и Н. Решетняка, Батайск получил своё название от речки Батайсу, которое, в свою очередь, якобы переводится как "ручей Батыя", ставка которого якобы располагалась в этих местах. При этом авторы не опубликовали своих источников. Однако П. Оноколов и другие краеведы не нашли никаких подтверждений нахождения ставки Батыя в этих местах, а также Оноколов обнаружил, что на карте 1747 года река уже называется Батай, а не Батайсу. По другой версии имя города происходит от слов ба тай су, что с тюркских языков означает "влажная низина с ручьём". В Сербии есть город с похожим названием - Батайница (серб. Батајница), но происхождение его названия также точно неизвестно, а некоторые версии напоминают батайские. Одна из них гласит, что селение было основано венгерским графом Батаем, другая - что место было когда-то заболоченным и грязным (серб. "мочварно и блатњаво"), потому носило название Блатайница (серб. Блатајница), из которого со временем пропало "л". Третья версия гласит, что название Батайницы произошло от фр. la bataille (битва, читается "батай").
* * *
Для меня особый интерес представляют люки, на которых литейщиками указан город или год выпуска, такой люк ассоциативно уже история и география под ногами, но только для тех, кто смог этот люк увидеть. Для остальных, кто прошел мимо и не увидел эти люки, я их сфотографировал и выложил в Интернет.
"Краснодарские Люки" - это фотофиксакция крышек люков, закрывающих колодцы подземных коммуникаций в разных городах Краснодарского края и Республики Адыгея, для сохранения их в личном фотоархиве, который можно посмотреть, перейдя последовательно по ссылкам ниже: 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!  
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Город Ростов-на-Дону на крышке люка / Rostov-on-Don manhole cover

 ЛЮКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Город Ростов-на-Дону
на крышке люка
Ретроспектива коллекции 
"Краснодарские Люки" 
* * *
Люки РОСТОВ-ДОН
Завод имени Ворошилова и Механический завод №5, город Ростов-на-Дону. До революции назывался "Товарищество чугунолитейного и механического завода Ф.В. Нитнер с сыном". Был одним из крупнейших в отрасли, специализировался на оборудовании для мельниц - но единичные артефакты чугунного литья с клеймом той эпохи, в том числе люки, можно до сих пор обнаружить в некоторых уголках Ростова. Завод был основан в 1902 году - в переулке Журавлева (до революции Покровский) был выстроен дом №41, где помещалась администрация, сам завод находился позади, числясь на соседней Малой Садовой улице под номером 125. В справочнике "Весь Ростов-на-Дону" за 1925 год он уже упоминается как "Чугунно-литейный и механический завод имени тов. Ворошилова", кол-во рабочих - 76 человек, тел. 2-88, заведующий - С. И. Свирский. В 1927-28 годах он упоминается как завод им. Ворошилова треста "Дон[мель]машстрой", рабочих 169, правление осталось в старом здании - Покровский пер. 41, сам завод также числится по прежнему адресу - Мало-Садовая улица, 125. В справочнике "Весь СССР" 1930 года назван "заводом №3 Севкавметалтреста". Покровский переулок был вскоре переименован в Магнитогорский, а после войны - в Журавлева. Во время войны завод был разрушен фашистами. В 1957 году товарищ К. Е. Ворошилов попался на деле "антипартийной группы", его фамилия была удалена из названий (правда, не всех) городов и предприятий. Ростовский завод, который в то время уже был известен под переходным наименованием "мехзавод №5 им. Ворошилова", остался только с номером, что было отражено на выпускавшихся в конце 1950-х годов люках. Ассортимент продукции сдвинулся в сторону машиностроения, завод выпускал дорожную, строительную технику, редукторы. В 1970-е годы его и соседний поршневый завод (бывший "Джон Мартын") планировали по генплану вывести из центра города, но только в 2004 году здания на исторической территории на улице Суворова (до революции - Малая Садовая), как и корпуса его давнего конкурента, завода братьев Мартын, были снесены (ныне здесь дом №91). В это время завод №5 был народным предприятием, на котором работало 87 чел. Он продолжал еще числиться в пер. Журавлева, 47, пока не был окончательно переведен на окраину города, на территорию з-да "Электроаппарат". 
Редкий доГОСТовский вариант люка! Два люка обнаружены мною во дворе дома 50-ых годов постройки: надпись выполнена на овальной плашке, характерной для многих дореволюционных ростовских, и особенно новочеркасских люков. Клеймо / товарный знак: "з-д Ворошилова г. Ростов Дон"
Историческая справка
Ростов-на-Дону (в разговорной речи часто - Ростов) - крупнейший город на юго-западе России, административный центр Южного федерального округа и Ростовской области. Город воинской славы (2008). Основан по указу императрицы Елизаветы Петровны от 15 декабря 1749 года. Расположен на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на обоих берегах реки Дон в 46 км от места её впадения в Азовское море в 1092 км к югу от Москвы. Население - 1 137 704 человека (2021), это десятый по численности населения город России. В пределах Ростовской агломерации проживает свыше 2,16 млн человек (пятая по численности агломерация страны). Город является крупным административным, экономическим, культурным, научно-образовательным, промышленным центром и важнейшим транспортным узлом Юга России. Неофициально Ростов именуют "Воротами Кавказа" и "Южной столицей России", а также "Донской столицей". 21 февраля 2019 года Ростов-на-Дону был признан региональной столицей на законодательном уровне. В 2018 году Ростов-на-Дону был одним из городов, в которых прошли матчи чемпионата мира по футболу. Основан в 1761 году как крепость Димитрия Ростовского. Название дано по церкви во имя святого Димитрия, который последние семь лет своей жизни был митрополитом Ростовским и Ярославским, а в 1757 году канонизирован Русской православной церковью. При крепости, называвшейся в быту Ростовской, возникла слобода, которую стали называть просто Ростов; в 1796 году она была преобразована в город с тем же названием. Позже, для отличия от древнего Ростова, этот город стали именовать Ростов-на-Дону. Более подробно по ссылке: Ростов-на-Дону
* * *
Для меня особый интерес представляют люки, на которых литейщиками указан город или год выпуска, такой люк ассоциативно уже история и география под ногами, но только для тех, кто смог этот люк увидеть. Для остальных, кто прошел мимо и не увидел эти люки, я их сфотографировал и выложил в Интернет.
"Краснодарские Люки" - это фотофиксакция крышек люков, закрывающих колодцы подземных коммуникаций в разных городах Краснодарского края и Республики Адыгея, для сохранения их в личном фотоархиве, который можно посмотреть, перейдя последовательно по ссылкам ниже: 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!  
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Город Новочеркасск на крышке люка / Novocherkassk manhole cover

 ЛЮКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Город Новочеркасск
на крышке люка
Ретроспектива коллекции 
"Краснодарские Люки" 
* * *
Люки НОВОЧЕРКАССК
Обзор люков отлитых в городе Новочеркасск. 
Люк с надписью в центре "Трудколония. СТК. Г. Новочеркасск". В советском довоенном Новочеркасске было немало трудовых колоний, как для мальчиков, так и для девочек. Это была одна из форм принудительного воспитания несовершеннолетних беспризорников. Одна из таких промышленных трудовых колоний, пополняющаяся подростками из Детприемника (детского приемника, работавшего в здании бывшего архиерейского дома, а ныне Дома офицеров), выросла со временем в школу-завод НКВД (на спуске Ермака). С годами эти мастерские стали называться школой-заводом НКВД (Народного Комиссариата Внутренних Дел), в ведомстве которого было это исправительное учреждение. В данной трудколонии имелось собственное производство чугуна, из которого изготавливали крышки для канализационных люков. В этой же колонии изготавливали крышки с сокращенной надписью "ТВК г. Новочеркасск" и "ТВК СТК г. Новочеркасск". В подчинение Народного Коммисариата Внутренних Дел колония перешла в 1934 году, появляются люки с надписью "Трудколония НКВД город Новочеркасск". С 1-го января 1941 г. на материально-технической базе расформированной трудовой колонии создали Станкостроительный завод, который стал выпускать токарные станки. 
Люк ЗИН, город Новочеркасск. Знаменитый завод имени Никольского в Новочеркасске - один из крупнейших как до революции, так и в советское время. Его основал в 1884 году Фома (Фридрих) Христианович Фаслер в качестве слесарной мастерской - через пару лет она вступила в действие на Платовском проспекте. Постепенно она превратилась в крупный чугунно-медно-литейный завод, который производил печные плиты, колосники и разные виды литья, а в особенности решетки оград, лестницы и канализационные люки, образцы которых еще сохранились в городе. При советской власти получил название "2-й Государственный [слесарно-]механический завод", затем в 1925 году ему было присвоено имя большевика А. А. Никольского. В то время имелся 1 двигатель в 5 л.с., основные кузнечные работы выполнялись вручную. В 1930-х годах упоминается как рудоремонтный завод треста "Шахтантрацит" НКТП, рабочих 780. В 1937 году передан в систему горного машиностроения. В начале войны был эвакуирован в город Карпинск. В послевоенные годы завод имел три отдельные площадки - главный корпус (на Комитетской улице), верхняя (старая) и нижняя (присоединенный завод горно-бурового оборудования, ассортимент которого был сохранен). Продукция экспортировалась в 25 стран мира. Но в годы "вставания с колен" завод имени Никольского был окончательно развален - официально закрыт в 2005 г. Часть территории ушла под торговые комплексы, остальное заброшено либо полуразрушено.
Люк Новочеркасский завод "Металлист". Люк изготовлен после войны на Новочеркасском заводе "Металлист" по традициям крышек люков Ставропольского края, т.е. с ромбическим рисунком и кружочком в центре. В своё время в Новочеркасске работала артель "Металлист", ставшая после 50-х годов заводом металлоизделий. Возможно, это и есть этот завод. 
Люк Новочеркасский завод "Гормаш". В газете "Молот" от 31 июля 1946 г. написано: "...началось строительство завода горного машиностроения. Он будет выпускать для шахт местной топливной промышленности вагонетки, лебедки, вентиляторы, бурильный инструмент и другое оборудование." Завод не сохранился до нашего времени, но люки найденные мною в Краснодаре до сих пор служат людям. 
Историческая справка
Новочеркасск - город в Ростовской области России. Образует городской округ. Новочеркасск имеет официально утверждённые герб, флаг и гимн. В 1944-1963 годах Новочеркасск являлся районным центром Новочеркасского района. 2 июня 1962 года в Новочеркасске была жестоко подавлена демонстрация протеста рабочих против повышения цен. Новочеркасску удалось в основном сохранить свой исторический облик. Невольно вспоминаются слова историка ВД. Сухорукова: "Прямые широкие улицы и большие площади составляют собственную красоту Новочеркасска". Новочеркасск - город-памятник. Он соединил в себе за прошедшее почти двухсотлетие самобытную историю, традиционно высокую культуру и научно-технический потенциал. С возрождением казачества в 1990-е годы Новочеркасск возвратил себе статус главного города казаков и стал столицей Всевеликого Войска Донского, а также казачества России и Зарубежья. Более подробно по ссылке: Новочеркасск
* * *
Для меня особый интерес представляют люки, на которых литейщиками указан город или год выпуска, такой люк ассоциативно уже история и география под ногами, но только для тех, кто смог этот люк увидеть. Для остальных, кто прошел мимо и не увидел эти люки, я их сфотографировал и выложил в Интернет.
"Краснодарские Люки" - это фотофиксакция крышек люков, закрывающих колодцы подземных коммуникаций в разных городах Краснодарского края и Республики Адыгея, для сохранения их в личном фотоархиве, который можно посмотреть, перейдя последовательно по ссылкам ниже: 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!  
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Город Кишинёв на крышке люка / Kishinev manhole cover

 ЛЮКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Город Кишинёв
на крышке люка
Ретроспектива коллекции 
"Краснодарские Люки" 
* * *
Люк КИШИНЁВ
Люк для ГТС. Промсвязьмонтаж город Кишинёв. Молдавская ССР.
Историческая справка
Кишинёв (молд. Chișinău, Кишинэу) - столица и крупнейший город Молдавии. Экономический и культурный центр, расположенный в центре страны на реке Бык. Кишинёв обладает особым статусом в административном делении Молдавии - он является муниципалитетом. Кроме самого города Кишинёва, в состав одноимённого муниципалитета входят шесть окрестных городов (Сынджера, Дурлешты, Ватра, Кодру, Вадул-луй-Водэ, Криково) и двадцать пять сёл, объединённых в тринадцать коммун. Кишинёв впервые упоминается в грамоте 1436. Статус города получил в 1818 после вхождения в состав Российской империи, статус муниципалитета - в 1995. Наиболее распространённая версия, отмеченная более 125 лет назад в Новороссийском календаре, относит название города к старомолдавскому названию Кишла ноуэ - "новый хутор". Само слово "кишла" является заимствованием турецкого слова kışla со значением "барак". В Бессарабии это слово употребительно и означает "небольшой посёлок, хутор". Из-за характера образования названия (одна часть тюркская, другая - молдавская) современные исследователи сомневаются в справедливости этой точки зрения. Изначально топонимы с элементом кишенёв встречаются в документах родом из тех территорий, которые были захвачены тюрками в XV в. и потом в течение нескольких столетий оставались местом концентрации кочевников, поэтому некоторые исследователи предполагают, что название города имеет не романское, а тюркское происхождение. Они считают, что слово произошло от половецкого слова "кишения" (кыпчак. kesene), означавшего "место погребения, мавзолей". Во многих местах, в названии которых находилась составляющая часть кишенёв, например, Кишеньки Оржицкого района Полтавской области Украины, когда-то были внешние признаки древних захоронений - в виде мавзолеев, памятников и надгробий. Такие погребения могли принадлежать печенегам и половцам, обитавшим в Причерноморье в начале II тысячелетия н. э. или же татаро-монголам, занявшим этот край в XIII веке. О существовании в районе современного Кишинёва печенежских погребений свидетельствуют археологические раскопки. Другие версии связывают название с венгерским Kisjenő - "маленький Йено" (Йено - одно из венгерских племён, пришедших в Европу в 896 году). В западной Румынии на границе с Венгрией есть город Кишинеу-Криш (венг. Kisjenő или Chişineu-Criş), но доказательств, подтверждающих связь в происхождении названий этих городов, не найдено. Топонимический словарь утверждает, что название произошло от др.-молд. кишин-эу, кишнэу, что означает "колодец, родник, источник". После распада Советского Союза наметилась тенденция к изменению названий населённых пунктов Молдавии, в частности, началось активное внедрение слова "Кишинэу" в русский язык. В современной Молдавии это название часто используется как в официальных, так и в неофициальных документах на русском языке. В России принято написание Кишинёв.
Более подробно по ссылке: Кишинёв
* * *
Для меня особый интерес представляют люки, на которых литейщиками указан город или год выпуска, такой люк ассоциативно уже история и география под ногами, но только для тех, кто смог этот люк увидеть. Для остальных, кто прошел мимо и не увидел эти люки, я их сфотографировал и выложил в Интернет.
"Краснодарские Люки" - это фотофиксакция крышек люков, закрывающих колодцы подземных коммуникаций в разных городах Краснодарского края и Республики Адыгея, для сохранения их в личном фотоархиве, который можно посмотреть, перейдя последовательно по ссылкам ниже: 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!  
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

09 мая, 2022

Город Днепродзержинск на крышке люка / Dneprodzerzhinsk manhole cover

 ЛЮКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Город Днепродзержинск
на крышке люка
Ретроспектива коллекции 
"Краснодарские Люки" 
* * *
Люк ДНЕПРОДЗЕРЖИНСК
Днепродзержинский горпромкомбинат ММП УССР - образцовый пример превращения безымянного производства в составе ГПК в полноценный чугунолитейный завод с одновременной сменой дизайна люка по ГОСТ. Несмотря на пробелы в истории завода (о котором практически нет никакой информации в сети), мы можем получить часть информации, наблюдая за люками. Мы видим, что в городе Днепродзержинске (название с 1936 до 2016 года, после "декоммунизации" возвращено историческое имя Каменское) существовал ГПК, выпускавший (помимо прочего) чугунное литье и подчинявшийся Министерству местной промышленности (ММП) Украины. За литейными формами далеко ходить не стали и одолжили характерный дизайн с "черепичками" у братского Верхнеднепровского завода 1 Мая, уже выпускавшего такие люки с довоенных времен. Тот же дизайн люка использовал и местный трест "Дзержинскстрой". Рисунок немного подработали, посадив в центре вместо года нашлепку с подписью "ГПК", а по краю написали название города и министерства. Известны также люки с надписью "Горпромкомбинат" прямо поперек. Время выпуска - конец 1940-х годов.
Историческая справка
Город Днепродзержинск входит в состав Днепропетровской области Украины. До 1936 года этот город на Украине носил имя - Каменское, с 1936 до 2016 года - Днепродзержинск. В Каменском родился Л. И. Брежнев - советский государственный и партийный деятель, генеральный секретарь ЦК КПСС в 1964-1982 годах. Важную роль в образовании населённого пункта сыграло казачество: по преданию, сёла Романково и Каменское, на месте которых расположен ныне город, основаны запорожскими казаками. Первое письменное упоминание о селе Каменском датировано 1750 годом. В период Новой Сечи (1734-1775) Каменское входило в состав Кодацкой паланки Войска Запорожского. В 1887-1889 гг. польскими, бельгийскими и французскими акционерами был построен Днепровский металлургический завод на землях, выкупленных у сельского товарищества. Это привело к быстрому росту села. В конце XIX - начале XX века построены поселения для служащих и рабочих завода - Верхняя и Нижняя колонии. В 1896 году в селе насчитывалось 18 тыс. жителей, а в 1913 году - 40 407 чел., в том числе 24 475 украинцев, белорусов и русских, 14 175 поляков, 1 220 евреев. С июня 1917 года решением Временного правительства селу Каменскому присваивается статус города с названием Каменский. 1 февраля 1936 года город был переименован в Днепродзержинск в честь советского государственного деятеля Ф. Э. Дзержинского. В 1938 году в его состав вошли сёла Романково и Тритузное. В годы индустриализации в городе были построены вагоностроительный, коксохимический, котельно-сварочный, азотно-минеральный, цементный и бетонный заводы, швейная фабрика и ряд других предприятий. Перед Великой Отечественной войной в городе насчитывалось 148 тыс. жителей. Великая Отечественная война стала тяжёлым испытанием для города. Около 18 тысяч днепродзержинцев воевали на фронте, около 11 тысяч из них полегло на поле боя. В годы оккупации города, которая продолжалась 26 месяцев, нацистами было расстреляно 1069 днепродзержинцев, 2999 человек были вывезены на принудительные работы в Германию. 25 октября 1943 года город был освобождён советскими войсками и уже на 26-й день после этого была проведена первая плавка на Днепровском металлургическом комбинате. Полное восстановление города было завершено в 1950 году. В послевоенное время промышленный комплекс города пополнялся новыми заводами. Введена в эксплуатацию Днепродзержинская (Среднеднепровская) ГЭС. В 1950-1980 годах был сформирован современный архитектурный облик города. Появились новые застройки, в том числе на левом берегу Днепра. В 1970 году город был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В историю независимой Украины Каменское вошёл как город, в котором впервые, согласно новой Конституции Украины, был избран городской голова - В. Я. Швец. В апреле и мае 2015 года был принят Верховной радой Украины и подписан президентом Украины закон "О запрете пропаганды коммунистического и национал-социалистического тоталитарных режимов", согласно которому город должен быть переименован к началу 2016 года. Наиболее вероятным называлось переименование в Каменск, производное от исторического названия Каменское. К сентябрю прошли общественные слушания и интернет-голосование горожан на официальном сайте городской администрации по вариантам переименования в Каменск (производное от исторического названия Каменское), Днепровск (при этом такое же название предложено одним из вариантов для переименования областного центра Днепропетровска), Днепрокаменск и другие, из которых наибольшие предпочтения были отданы первым двум. 19 мая 2016 года Верховная рада Украины приняла постановление, согласно которому Днепродзержинск получил своё историческое название - Каменское.
* * *
Для меня особый интерес представляют люки, на которых литейщиками указан город или год выпуска, такой люк ассоциативно уже история и география под ногами, но только для тех, кто смог этот люк увидеть. Для остальных, кто прошел мимо и не увидел эти люки, я их сфотографировал и выложил в Интернет.
"Краснодарские Люки" - это фотофиксакция крышек люков, закрывающих колодцы подземных коммуникаций в разных городах Краснодарского края и Республики Адыгея, для сохранения их в личном фотоархиве, который можно посмотреть, перейдя последовательно по ссылкам ниже: 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!  
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Город Верхнеднепровск на крышке люка / Verkhnedneprovsk manhole cover

 ЛЮКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Город Верхнеднепровск
на крышке люка
Ретроспектива коллекции 
"Краснодарские Люки" 
* * *
Люк ВЕРХНЕДНЕПРОВСК
Чугунолитейный завод имени 1 Мая, город Верхнеднепровск, Украинская ССР. Был основан в январе 1898 г. как Верхнеднепровский металлургический завод, принадлежавший бельгийскому "Верхне-Днепровскому металлургическому обществу". Производил чугунные трубы, с/х инвентарь. На заводе была небольшая доменная печь и чугунолитейный цех с двумя вагранками. Однако, не выдержав конкуренции с крупными металлургическими предприятиями страны, доменная печь была остановлена в следующем году, продолжал работать только чугунолитейный цех, где отливали трубы. В 1920-х годах на базе этого цеха был создан чугунолитейный завод имени 1 Мая, сохранивший это название до самого распада СССР, но полноценно начавший работать после расширения в середине 1930-х. В 1939 году был организован Народный комиссариат промышленности строительных материалов (НКПСМ), действовавший только на территории РСФСР и Украины, которому завод был подчинен. Этим же годом датируются первые известные люки (возможно, что они и раньше выпускались, но с другим дизайном). Во время войны завод был разрушен, возобновил работу в 1944 году, обеспечивая колхозы района литьем и запасными частями для сельскохозяйственной техники. Производил также печное литье, трубы, смесители и другое сантехническое оборудование. Внешний вид у крышек интересный - кольчато-черепичный рисунок. Далее они продолжали периодически всплывать уже по действовавшим в 60-80-е годы ГОСТам, и вроде бы завод работает до сих пор.
Историческая справка
Верхнеднепровск (укр. Верхньодніпровськ) - город в Днепропетровской области Украины. Входит в Каменский район. До 2020 года был административным центром Верхнеднепровского района, в котором составлял Верхнеднепровский городской совет. Селение, из которого образовался нынешний город, возникло в 1779 г. на месте запорожского зимовника. Поселение возникло в конце 17 столетия как запорожский зимовник. В конце 1779 на его месте основана слобода Григорьевка, и поэтому именно этот год избран как официальная дата основания города. В 1785 Григорьевка переименована в Новогригорьевку. С 1806 имеет современное название, тогда же Верхнеднепровск сделан уездным городом Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии. В начале 1890х годов в городе было 7 671 жителей, десять заводов (свечной, медоваренный, два кирпичных, паровая мельница и другие), женская 4-классная прогимназия с 84 учениками; 3-классное городское училище с 64 учащимися и школа при тюремном замке; земская больница, земская публичная библиотека, 1 православная церковь, 1 синагога и 1 еврейский молитвенный дом. Проходили по 4 ярмарки в год. В ходе Великой Отечественной войны с 21 августа 1941 до 22 октября 1943 года посёлок был оккупирован немецкими войсками. В Верхнеднепровске бывали Александр Пушкин (1820) и Тарас Шевченко (1843). Самый знаменитый уроженец Верхнеднепровска - многолетний руководитель Советской Украины в 1972-1989 гг. Владимир Щербицкий. Занимая высший пост в Украинской ССР, Щербицкий патронировал застройку и развитие инфраструктуры города. В центре города установлен бронзовый бюст В. Щербицкого, как дважды Героя Социалистического Труда.
* * *
Для меня особый интерес представляют люки, на которых литейщиками указан город или год выпуска, такой люк ассоциативно уже история и география под ногами, но только для тех, кто смог этот люк увидеть. Для остальных, кто прошел мимо и не увидел эти люки, я их сфотографировал и выложил в Интернет.
"Краснодарские Люки" - это фотофиксакция крышек люков, закрывающих колодцы подземных коммуникаций в разных городах Краснодарского края и Республики Адыгея, для сохранения их в личном фотоархиве, который можно посмотреть, перейдя последовательно по ссылкам ниже: 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!  
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *