ЛЮКИ
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Город Керчь
на крышке люка
Ретроспектива коллекции
"Краснодарские Люки"
* * *
Люк КЕРЧЬ
Керченский труболитейный завод (ТЛЗ) город Керчь, Украинская ССР. Завод был основан в феврале 1961 года на базе небольшого литейного цеха Керченского горпромкомбината - как передовое предприятие, крупнейший производитель труб и канализационных люков советского времени. В ранние годы принадлежал Министерству местной промышленности, в 1965 году на нем работало 498 человек. Но в середине 1980-х годов профиль предприятия неожиданно решили изменить на приборостроение для нужд обороны: налаженное производство остановили, завод переименовали в "Витязь" и передали Министерству судостроительной промышленности СССР. Коллективу пришлось срочно осваивать новые профессии, а затем распался Советский Союз, и в декабре 1991 г. бывший завод был присоединен к Керченскому металлургическому комбинату им. Войкова (КМК), а его огромная старая территория, оказавшись в составе независимой Украины, в 90-е годы была заброшена, частично застроена либо превращена в склады и магазины. Люки выпускались заводом в огромных количествах, они встречаются почти в каждом городе бывшего Союза вплоть до Владивостока, чем ближе к Керчи, тем больше. И если поздние имеют достаточно стандартный вид по ГОСТу, то среди ранних существует несколько вариантов оформления. В конце 80-х годов производство люков на ТЛЗ было остановлено и затем перенесено на КМК, уже имевший историю их выпуска. Редкие люки с надписью РМЗ, г. КЕРЧЬ и ГПК КЕРЧЬ. Историческая справка
Керчь (укр. Керч, крымскотат. Keriç, Керич) - город в восточной части Крыма, расположенный на берегу Керченского пролива. Город-герой. Более ранние названия: итал. Bosphoro Cimmerio, Vospro, Cerchio, Cherz, др.-рус. Кърчевъ, др.-греч. Παντικάπαιον. Образует городской округ Керчь (Керченский горсовет) как единственный населённый пункт в его составе. В VI веке город находился под властью Восточной Римской (Византийской) Империи. По решению императора Юстиниана I сюда был направлен гарнизон и началось строительство крепости, получившей название Боспор. В том же веке в итоге военного столкновения (576) армий Тюркского Каганата и Византии почти весь Крым отошёл тюркам. В VIII веке город попал в сферу влияния Хазарского каганата и носил название Карша или Чарша, что в переводе с тюркского означает "другая сторона", "противоположный берег". В конце X-XI веках восточная часть Керченского полуострова вместе с Керчью (древнерусское название Корчев), предположительно, входила в состав русского Тмутараканского княжества. Город играл значительную роль в торговых отношениях Руси с Византией, Кавказом и средиземноморскими странами. С конца XI - начала XII века город вновь перешёл под контроль Византии. В 1318 году город под именем Черкио вошёл в состав Генуэзских колоний в Северном Причерноморье, центром которых была Феодосия (Кафа). Генуэзцы также называли город "Воспро" или "Восперо".В генуэзский период в Восперо правили черкесские князья. После захвата генуэзских колоний турками (1475) город перешёл к Османской империи. При османах Керчь пришла в упадок, подвергаясь набегам запорожских казаков. В 1701 году турки начали строительство крепости Ени-Кале на берегу Керченского пролива. По итогам Русско-турецкой войны 1768-1774 годов согласно Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 года, Керчь и крепость Ени-Кале с большой прилегающей территорией были переданы Российской империи. В 1775 году Керчь была включена в состав Азовской провинции Азовской губернии, а в 1784 году - в состав Таврической области. Весной 1818 года Керчь посетил император Александр I и в 1821 году по его указу было учреждено градоначальство, порт, карантин. С 13 (25) мая 1855 года по 10 (22) июня 1856 года во время Крымской войны город был оккупирован и разграблен англо-франко-турецкими войсками. С середины XIX века под Керчью велась активная добыча ракушечника и известняка для строительных нужд. В результате многолетней добычи камня образовались керченские каменоломни с многокилометровыми подземными штольнями и переходами. Большое значение для развития города имело открытие под Керчью залежей железной руды. К началу XX века Керчь становится современным промышленно развитым городом. Начинает работу металлургический завод, табачная фабрика, телеграф. Строится железнодорожная ветка, связавшая Керчь с Москвой и Санкт-Петербургом. В 1913 году в Керчи начал действовать морской порт. После упадка, вызванного Первой мировой и Гражданской войнами, город возобновил свой рост. В 1936 году были сданы в эксплуатацию рудник и обогатительная фабрика. В 1939 году закончилось строительство железорудного комбината и почти одновременно тепловой электростанции и порта. К 1939 году население города превысило 100 тыс. человек. В 1940 году в Керчи насчитывалось 169 предприятий (из них 69 крупных), на которых работало 42 тысячи человек. Основу промышленности составляли: металлургия, судостроение, судоремонт, рыболовство, переработка рыбы, стекольное производство, железорудное производство. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Керчь стала ареной жестоких сражений между советскими и немецкими войсками. Линия фронта четырежды проходила через Керчь. В результате кровопролитных боёв город был практически полностью разрушен (разрушено более 85 % зданий). За время оккупации были убиты 15 тысяч мирных жителей. Из них 7 тысяч расстреляны в Багеровском рве. Более 14 тысяч угнаны в Германию. Золотыми буквами вписаны в историю города Керченско-Эльтигенская десантная операция и подвиг защитников Аджимушкайских каменоломен. Всего в боях за Керчь 146 воинов удостоены звания Героя Советского Союза. 11 апреля 1944 года советские войска освободили город. 14 сентября 1973 года Керчи присвоено звание город-герой с вручением высших наград СССР - ордена Ленина и медали Золотая звезда. В честь освобождения города на вершине горы Митридат воздвигнуты Обелиск Славы и Вечный огонь. После распада СССР город включён в состав Автономной республики Крым Украины. В 2014 году, вместе с основной территорией Крыма, присоединён Российской Федерацией, в рамках которой включён в состав Республики Крым. 16 мая 2018 года для легковых автомобилей и 1 октября 2018 года для грузовых автомобилей был открыт Крымский мост, связавший город и полуостров с Краснодарским краем. Более подробно по ссылке: Керчь
* * *
Для меня особый интерес представляют люки, на которых литейщиками указан город или год выпуска, такой люк ассоциативно уже история и география под ногами, но только для тех, кто смог этот люк увидеть. Для остальных, кто прошел мимо и не увидел эти люки, я их сфотографировал и выложил в Интернет."Краснодарские Люки" - это фотофиксакция крышек люков, закрывающих колодцы подземных коммуникаций в разных городах Краснодарского края и Республики Адыгея, для сохранения их в личном фотоархиве, который можно посмотреть, перейдя последовательно по ссылкам ниже:
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!
Вас приветствует
Автор ФотоБлога
* * *