ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика
улиц Краснодара:
улица им.
Вячеслава Ткачёва
Город Краснодар,
2022-2024
Краснодарский край,
Южный ФО, Россия.
* * *
История улиц Краснодара: История улиц Краснодара: улица им. Вячеслава Ткачёва проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара, микрорайон Северный. Протяженность улицы составляет 1990 метров. * * *
- первый русский военный летчик
Георгиевский кавалер
Вячеслав Матвеевич Ткачев родился 24 сентября (6 октября) 1885 года в станице Келермесской Майкопского отдела Кубанского казачьего войска в казачьей дворянской семье. Его прадед – подъесаул Андрей Ткачев, будучи в составе одного из донских казачьих полков, действующих на Кубани, участвовал во взятии 22 июня 1791 года русскими войсками турецкой крепости Анапа и был награжден за боевые заслуги императрицей Екатериной II присвоением потомственного дворянства. Отец Матвей Васильевич, в Крымскую войну 1853-1856 годов был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и дослужился до звания войскового старшины. В 1904 году окончил Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус и 30 августа был зачислен юнкером в столичное Константиновское артиллерийское училище. 30 июня 1906 года по окончании училища был выпущен хорунжим во 2-ю Кубанскую казачью артиллерийскую батарею. Летом 1908 года был переведен для дальнейшего прохождения службы в 5-ю Кубанскую батарею. 6-го мая 1909 года высочайшим приказом за выслугу лет был произведен в сотники. В 1910 году сотник Вячеслав Ткачев стал офицером-воспитателем в Одесском кадетском училище. К тому времени кубанский казак уже всей душой полюбил воздухоплавательное дело и с разрешения начальства поступил в частную авиашколу, в которой стал обучаться в свободное от службы время. В октябре 1911 года окончив авиационную школу Одесского аэроклуба, и получил диплом гражданского пилота, Ткачев добивается направления на учебу в Севастопольскую офицерскую школу авиационного отдела Воздушного Флота. После трех месяцев обучения в декабре 1912 года сдает выпускные экзамены на звание военного летчика и 5 января 1913 года получает назначение на прохождение дальнейшей службы в рядах 7-й воздухоплавательной роты. А после расформирования 7-й воздухоплавательной роты в июне 1913 года принял участие в формировании первой крупной авиационной единицы – 3-й авиационной роты в Киеве, где затем проходил службу в 11-м корпусном авиаотряде вместе с прославленным русским ассом Петром Нестеровым. 5-го октября 1913 года высочайшим приказом был произведен в подъесаулы. В октябре того же 1913 года Вячеслав Матвеевич совершил рекордный перелет по маршруту Киев – Одесса – Керчь – Тамань – Екатеринодар общей протяженностью в 1500 верст. За этот перелет Киевское общество воздухоплавания присудило ему золотой знак «За наиболее выдающийся в России в 1913 году перелет”. Первую мировую войну казачий подъесаул Ткачев встретил командиром 20-го авиационного отряда, приданного штабу 4-й армии. Первыми боевыми заданиями летчиков на Юго-Западном фронте стали полеты на разведку вражеских сил. Вячеслав Михайлович стал первым в русской армии георгиевским кавалером среди военных авиаторов. Свой подвиг в небе он совершил 12 августа 1914 года. В высочайшем приказе о награждении орденом Святого Георгия 4-й степени подъесаула Ткачева писалось: «Награждается… за то, что… произвел смелую и решительную воздушную разведку в районе Люблин – Белжеце – Ополе – Юзефов – Анополь – Боров – Госцерадов – Уржендов – Красник – Люблин, проник в тыл и фланги неприятельского расположения. И, несмотря на действительный огонь противника по аппарату, сопровождавший его в течение всего полета и повредивший жизненные части аппарата, с исключительной находчивостью, доблестным присутствием духа и беззаветным мужеством выполнил возложенную на него задачу по раскрытию сил и определению направления движения колонн противника. Вовремя доставил добытые разведкой сведения первостепенной важности и тем способствовал принятию стратегических решений, приведших к одержанию решительного успеха над противником». За годы Первой мировой войны Вячеслав Матвеевич вырос до Войскового старшины и был награжден четырьмя боевыми орденами, а также французским «Военным крестом». В мае 1917 года получил в награду за результативные воздушные разведки и воздушный бой с вражеским «Альбатросом», вооруженным пулеметом, Георгиевское оружие – саблю с надписью «За храбрость». В 1916 году Ткачев стал командующим 11-м авиационным дивизионом, замес инструктором авиации армии Юго-Западного фронта. В июне 1917 года был назначен исполняющим делами начальника Полевого Управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного главнокомандующего. Другими словами Вячеслав Матвеевич Ткачев стал командующим всей авиацией Российской армии. В 1917 году Ткачев издал в Петербурге первое в истории военной авиации в России пособие по тактике ведения воздушного боя – «Материалы по тактике воздушного боя». В этом документе он заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России. 19 ноября 1917 года, узнав о предстоящем занятии Могилевской Ставки главковерха прибывшими Петроградскими солдатами во главе с новым Верховным Главнокомандующим прапорщиком Николаем Крыленко, Ткачев подал рапорт об отставке, и на следующий день, опасаясь расправы со стороны революционно настроенных солдат и матросов, покинул ставку и бежал на Кубань. Прибыв на Кубань, Ткачев вступил в белый партизанский отряд полковника Кузнецова, действовавший у Майкопа против войск Северо-Кавказской Советской республики. Отряд должен был прикрывать переправу через Кубань главных сил под командованием В. Л. Покровского, но в силу сложившихся обстоятельств был окружен, и Вячеслав Матвеевич попал в плен к красным. Просидев в Майкопской тюрьме с марта по сентябрь 1918 года, он был освобожден белыми войсками, вступившими в Майкоп 7 сентября 1918 года. К марту 1919 года полковник Ткачев сформировал в Екатеринодаре из нескольких старых изношенных аэропланов, найденных в ремонтных мастерских, 1-й Кубанский авиационный отряд. Командующий Кавказской добровольческой армии барон Петр Врангель высоко оценил способности Ткачева и 8 мая 1919 года он был назначен начальником авиаотряда Кавказской армии, а 19 мая произведен в полковники. В мае того же года отряд Ткачева отличился в операции у станицы Великокняжеской, где совместно с авиационным отрядом Донской армии действовал против частей 10-й Красной армии и кавалерийских дивизий С. М. Буденного и Б. М. Думенко. Это позволило кавалеристам генерала С. Г. Улагая прорвать фронт красных и начать стремительное наступление на Царицын. Вячеслав Матвеевич, как это бывало и раньше, лично принял участие в боях. В ходе одного из боев он получил ранение пулей, выпущенной с земли, но сумел вернуться на свой аэродром и благополучно посадить машину. После непродолжительного лечения он вернулся в строй. В июне 1919 года 1-й Кубанский авиаотряд перебросили под Царицын для оказания воздушной поддержки белой армии при штурме города. 30 июня Царицын был взят. Красные части отошли на север, к Камышину. Аэропланы бомбили и обстреливали отступавшего противника, нанеся ему большие потери. В этот период 1-й Кубанский отряд пополнился людьми и самолетами, что позволило преобразовать его в авиадивизион. Ткачев по прежнему командует Кубанской авиацией и одновременно является членом Кубанского краевого правительства по внутренним делам. В начале 1920 года Ткачеву был произведен в генерал-майоры. В апреле назначается начальником авиации Вооруженных Сил Юга России. Оказавшись в Крыму, после отставки командующего Добровольческой армии генерала Антона Ивановича Деникина 28 апреля, Вячеслав Матвеевич вступил в должность начальника авиации Русской армии. На тот момент армия располагала 35-ю аэропланами. За воинскую доблесть генерал-майор Вячеслав Ткачев стал одним из первых бойцов Белого движения, награжденных 22 июня 1920 года орденом Святого Николая Чудотворца 2-й степени, а от союзников получил английский военный орден DSO (Distinguished Service Order). В период оборонительных боев за Крым Ткачев показал себя талантливым организатором взаимодействия авиации с сухопутными войсками. Так во время прорыва фронта белых войск в Северной Таври кавалерийской ударно группой Д. Жлобы, угрожающей захватом города Мелитополя, разработал план операции по сдерживанию красной кавалерии с помощью авиации. Вот как описал в своем исследовании Вячеслав Кондратьев этот бой: «Ранним утром 29 июня 13 бомбардировщиков «Де-Хэвилленд», ведомые Вячеславом Матвеевичем, появились над расположившимися на ночлег красными кавалеристами. При первых же взрывах бомб кони бросились в рассыпную. Обезумев от грохота, они сбрасывали и топтали седоков, опрокидывали тачанки и артиллерийские повозки. Освободившись от бомбовой нагрузки, летчики поливали противника пулеметным огнем». За первым налетом последовал второй, затем третий. Одновременно во фланг и тыл конной группы Д. Жлобы ударили части 1-го армейского корпуса генерала А. Кутепова. В течение дня конная группа Жлобы была разгромлена. Части 1-го армейского корпуса долго преследовали разгромленного противника, бегущего на Черниговку. Конная группа Жлобы была разгромлена совершенно. Частями Русской армии в этот день были взяты 40 орудий, около 200 пулеметов, 2000 пленных и 3000 лошадей. В своих мемуарах барон Петр Врангель неоднократно упоминает генерала Ткачева, называя его «выдающимся летчиком», и пишет, что в боях против красного кавалерийского корпуса Д. П. Жлобы «наши аэропланы оказали нам неоценимые услуги…». С августа по октябрь 1920 года аэропланы Ткачева вели бои на Каховском плацдарме пытаясь всячески помешать частям Красной армии укрепиться на захваченном у белых оборонительном рубеже. Но силы были неравны, противник, прорвав оборону белых частей, устремился к Перекопу. Вскоре пали укрепления Турецкого вала, а утром 15 ноября 1920 года последний пароход с беженцами и остатками Русской армии генерала Петра Врангеля отчалил с пристани Севастополя. Генерал-майор Вячеслав Матвеевич Ткачев и его авиаторы были эвакуированы в Галлиполи, затем в Югославию. Уже, будучи в эмиграции командующий Русской армией барон Врангель в 1922 году произвел Ткачева в генерал-лейтенанты. В 1927 году Ткачев стал первым и единственным в истории Российского государства генералом от авиации. Будучи в эмиграции он наставлял своих сослуживцев: «Авиатор без дела не останется, но имейте в виду: мы должны поступить в авиацию такого государства, которое никогда не будет воевать с нашей Родиной». Поселившись в Югославии, Ткачев проживал в городах Нови-Сад и Земун, работал редактором журнала «Воздухоплавник гласни», некоторое время служил в инспекции авиации Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев. Написал ряд пособий для югославской авиации. Вячеслав Матвеевич проявлял большую заботу о трудоустройстве русских летчиков, являлся с 1924 по 1934 год председателем общества воздушного флота 4-го отделения Русского общевоинского союза. После отставки в 1934 году Ткачев преподавал в русской мужской гимназии. В 1937 году Вячеслав Матвеевич официально получает гражданство Югославии. В 1933 году в городе Нови-Сад совместно с инженером Н. Кадесниковым основал общество «русских соколов» – молодежную военно-патриотическую организацию. Общество занималось духовным и физическим воспитанием подрастающего поколения, учило помнить и любить покинутую родину. В том же году он издал книгу «Памятка русского сокола», ставшую, по сути, руководством этой организации. С 1938 по 1941 год он являлся редактором журнала «Пути Русского Сокольства» – органа Краевого Союза Русского Сокола в Югославии. В начале Второй мировой войны Ткачев перебрался в Белград где преподавал тактику воздушных сил на организованных Высших Военно-Научных курсах генерала Н. Головина, на которых проходили обучение офицерские кадры Русского охранного корпуса. Позднее он отстранился от антисоветской деятельности, демонстративно не сотрудничал с оккупировавшими Сербию германскими войсками. В период с 1941 по 1944 год работал начальником внеклассного воспитания русской молодежи в мужской и женской гимназиях города. С занятием Советскими войсками Белграда 20 октября 1944 года был арестован СМЕРШем 3-го Украинского фронта и этапирован в Москву на Лубянку. 4 августа 1945 года 60-ти летний белогвардейский генерал Ткачев по приговору военного трибунала был осужден на 10-ть лет содержания в лагерях Гулага. Жену его в СССР депортировать не стали и через несколько лет после войны она оказалась под Парижем в доме престарелых. Отсидев в лагерях 10-ть лет, 11 февраля 1955 года Ткачев был выпущен на свободу «с ущемлением в правах» и без права жить в больших городах. Поселился в Краснодаре, где жил у своей племянницы. Работал в артели инвалидов имени Чапаева переплетчиком за 27 рублей 60 копеек. Несмотря на нищенское существование, написал повесть «Русский сокол», которую посвятил своему другу летчику Петру Нестерову. Другая его книга, «Крылья России» («История Российской военной авиации 1914-1917 годов»), была частично опубликована в журнале «Кубань» в 1962 году. В 1956 году его разыскала жена, которая обратилась к президенту Франции Шарлю де Голлю с просьбой предоставить ее мужу, как награжденному французским «Военным крестом» в годы Первой мировой войны, гражданство Франции. Де Голь отправил в Москву вызов. Советские органы не стали препятствовать и дали разрешение на выезд из СССР. Но Вячеслав Матвеевич отказался покинуть свою родную Кубань, написав жене: «Мне слишком тяжело далось возвращение на родину, и я не хочу вновь потерять ее. Лучше ты ко мне переезжай». Им не удалось уже больше встретиться. Генерал от авиации Вячеслав Матвеевич Ткачев скончался 25 марта 1965 года, не дожив полгода до своего 80-тилетия, и был похоронен на Славянском кладбище города Краснодара. Спустя тридцать лет после его кончины на доме, где завершился жизненный путь прославленного летчика, была установлена * мемориальная доска (см. фото).
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара.* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!
Вас приветствует
Автор ФотоБлога
* * *