Показано по 5 материалов на страницу.

17 августа, 2023

Топонимика улиц Краснодара: Раздольная / Krasnodar, Razdolnaya Street

Краснодар, улица Раздольная
Краснодар, улица Раздольная
Краснодар, улица Раздольная
 ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица Раздольная
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица Раздольная проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара, протяжённость улицы с юга на север составляет 0,829 километра, с запада на восток - 0,004 км.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Добрая / Krasnodar, Dobraya Street

Краснодар, улица Добрая
Краснодар, улица Добрая
Краснодар, улица Добрая
Краснодар, улица Добрая
Краснодар, улица Добрая
Краснодар, улица Добрая
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица Добрая
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица Добрая проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара, протяжённость улицы с юга на север составляет 0,018 километра, с запада на восток - 0,530 км.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Калмыкская / Krasnodar, Kalmykskaya Street

Краснодар, улица Калмыкская
Краснодар, улица Калмыкская
Краснодар, улица Калмыкская
 ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица Калмыкская
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица Калмыкская проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара, протяжённость улицы с юга на север составляет 0,018 километра, с запада на восток - 0,226 км.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Алуштинский тупик / Krasnodar, Alushtinskiy cul-de-sac

Краснодар, Алуштинский тупик
Краснодар, Алуштинский тупик
 ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
Алуштинский тупик
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: Алуштинский тупик проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара, протяжённость тупика с юга на север составляет 0,013 километра, с запада на восток - 0,186 км. Название присвоено по ул. Алуштинская, на адресных табличках с левой стороны тупика указано: ул. Алуштинская (на фото Алуштинская 40/15, на карте Алуштинский тупик 40/15), с правой стороны тупика на адресных табличках указано: ул. Калмыкская.
* По факту на август 2023 года нет адресных табличек с надписью: Алуштинский тупик
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Алуштинская / Krasnodar, Alushtinskaya Street

Краснодар, улица Алуштинская
Краснодар, улица Алуштинская
Краснодар, улица Алуштинская
Краснодар, улица Алуштинская
Краснодар, улица Алуштинская
Краснодар, улица Алуштинская
Краснодар, улица Алуштинская
Краснодар, улица Алуштинская
Краснодар, улица Алуштинская
 ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица Алуштинская
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица Алуштинская проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара с юга на север от ул. имени Ягодина М. Д. до ул. Пригородной. Длина дороги составляет порядка 1,6 километра. Название улицы присвоено 21 декабря 1995 года по городу Алуште в Крыму.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Седина (ПО) / Krasnodar, Sedina Street

Краснодар, улица им. Седина (ПО)
Краснодар, улица им. Седина (ПО)
Краснодар, улица им. Седина (ПО)
Краснодар, улица им. Седина (ПО)
Краснодар, улица им. Седина (ПО)
Краснодар, улица им. Седина (ПО)
Краснодар, улица им. Седина (ПО)
Краснодар, улица им. Седина (ПО)
Краснодар, улица им. Седина (ПО)
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица Седина (ПО)
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: в Краснодаре две улицы им. Седина в разных районах города и улица им. Митрофана Седина. Улица им. Седина проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара, название присвоено (на тот момент улице в поселке Калинино) в период 1962-1967 гг. в честь одного из представителей семьи Екатеринодарских революционеров. 
* Ошибка на адресной табличке: "улица Митрофана Седина 14/3", правильный адрес: ул. им. Седина 14/3. 
* * *
Старший Седин появился на свет в семье ейского кузнеца в 1861 году. Его отец блестяще управлялся с молотом и металлом, восхищая горожан качеством и добротностью своих изделий. Но особого достатка семье это не приносило, и Митроша сызмальства был вынужден помогать отцу в кузне. В то время бедноту больше волновало, чем накормить детишек, да как их обуть и одеть на зиму, чем вопросы образования. Митрофану Седину не пришлось посещать даже церковно-приходскую школу, дающую азы грамотности и основы счета. Но, как позже он сам признавался в письме писателю Владимиру Короленко, постепенно он прочитал «всех русских и заграничных классиков». Учебный процесс проходил, в основном, ночью, когда слипались глаза, а мышцы болели и ныли от тяжелого труда. В 1883 году Митрофан Седин создал собственную семью, которая обосновалась в станице Ивановской. Зарабатывал на жизнь молодой человек тем, что умел — кузнечным делом. Он увлекся политикой, одновременно пробуя себя в драматургии. Лучшими своими учителями Седин считал Чернышевского и Добролюбова, Некрасова и Шевченко. Их произведения он втайне давал читать станичникам. Вскоре созрел и к тому, чтобы организовать свой нелегальный кружок для обсуждения животрепещущих тем. Попавший в руки Митрофана «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса оказал на него столь сильное влияние, что он начал его распространять среди жителей соседних станиц — Полтавской, Джерелиевской, Стеблиевской и Марьянской. Станичные атаманы пытались помешать этому, но к их чести, на пропагандиста-самоучку в охранку никто не донес. В 1903 году семья Сединых перебирается в Екатеринодар, где Митрофан знакомится с местным пролетариатом. Его первые опусы о жизни рабочего класса издательства и газеты печатать не хотят, а цензоры вымарывают из романов и повестей самые острые части. Но не в характере Митрофана Карповича сдаваться: он продолжает работать над текстами. И, наконец, в газете «Кубань» опубликована первая статья, направленная против духовенства, а вскоре газета «Жизнь Северного Кавказа» печатает его стихотворение о ненадлежащей работе Государственной Думы. Всего за свою жизнь старший Седин написал около 60 произведений. И все-таки в историю Кубани он вошел не как успешный литератор, а как пламенный революционный пропагандист. В годы Первой мировой войны екатеринодарские журналисты в основном перепечатывали материалы из центральной прессы. Седин считал, что городу нужно свое издание — острое и злободневное. По некоторым сведениям, первый номер журнала «Прикубанские степи» он издал на собственные средства, собранные от продажи книг и экономии на еде. Идея и ее воплощение в жизнь оказались настолько успешными, что издание буквально разлетелось за несколько дней. Авторитетные социал-демократы Янковский, Дмитриев, Марочкин, прибывшие на Кубань для организационной работы, предложили материальную помощь для дальнейшей печати журнала. Частенько «Прикубанские степи» выходили с пустыми полосами по причине снятия материала цензорами, иногда тираж конфисковывали жандармы, а журнал подвергался штрафам. И все же на заводах и фабриках рабочие с нетерпением ожидали каждый новый выпуск, а горожане перекладывали на музыку сатирические стихи самого Седина. Естественно, вся эта работа занимала большую часть времени Митрофана Карповича. Да и сам он был немолод, накануне Первой мировой войны ему перевалило за 50. Работа в кузнице осталась в прошлом. Сын Глеб не стал продолжателем профессиональной династии, зато наравне с отцом участвовал в сходках, забастовках и митингах. В 1914 году он устроился токарем на завод «Кубаноль», который в будущем переименуют в станкостроительный и назовут его именем. Здесь Седин-младший сближается с социал-демократами и знакомит отца с авторитетными екатеринодарскими революционерами Карякиным, Худаниным, Асаульченко, Лиманским. Разнообразные таланты юного Седина были весьма востребованы новыми знакомыми. Так, на базе драматического кружка, организованного Митрофаном Карповичем, проводятся тайные встречи. Привлекая в него новых членов, Седин старается заинтересовать их антиправительственной деятельностью. В 1916 году Глеба Седина за организацию заводской забастовки арестуют и приговаривают к ссылке в Сибирь на пять лет. Февральская революция 1917 года изменяет судьбы миллионов русских людей. Осужденные царским правительством возвращаются с каторги и из тюрем, сочувствующие революционным идеям перестают скрывать свои взгляды. Глеб Седин возвращается на родной завод уважаемым и авторитетным революционным лидером. Митрофан Седин вступает в ряды большевиков. На смену журналу «Прикубанские степи» приходит газета «Прикубанская правда», позволяющая чаще и более открыто общаться с читателями. Ее тираж составлял от 6 до 10 тыс. и распространялся по всей Кубанской области. Правда, существование этого периодического издания продолжалось недолго, со входом в город деникинских войск оно было закрыто. Митрофан Карпович перебирается в станицу Тихорецкую, где возглавляет газету «Рабочий и солдат». Как мячик в игре пинг-понг, Екатеринодар снова оказывается в руках большевиков, и Митрофан Седин возвращается домой. Здесь его приглашают стать членом редакционной коллегии газеты «Известия». Он с энтузиазмом соглашается. В августе 1918 года город который раз переходит из рук в руки двух противоборствующих сторон. На этот раз Митрофан Карпович то ли не успел покинуть Екатеринодар, то ли устал бегать по станицам и хуторам, и остался в пределах действия деникинских войск. Возможно, его задержали дела подполья, которые действовали и на занятых «белыми» территориях. А может, после того, как за несколько месяцев до этого пришла весть о гибели сына, ему самому жизнь уже не казалось такой ценной. Как бы то ни было, 18 августа он был опознан белогвардейским офицером и застрелен при оказании сопротивления. Что касается последних месяцев жизни и смерти его сына Глеба Седина, то в январе 1918 года он отметился своей активной работой в Новороссийске, где большевики намеревались создать вооруженные отряды Красной гвардии. В эти же дни возникла необходимость ведения переговоров с Кубанским войсковым правительством, выбравшем свой, третий, путь развития революционных событий. Заслуги Глеба Митрофановича и его высокие личные качества, а также преданность партийным идеалам позволили выдвинуть его в парламентарии. Вместе с Самуилом Стрилько они тайно отправились в Екатеринодар, но были остановлены у речки Чибий белогвардейцами. После жестоких пыток и мучений, изуродованные тела так и не рассказавших ничего революционеров сбросили под откос. О ненависти к этим стойким и бесстрашным людям, бесчеловечности правящей тогда власти говорит и тот факт, что семьям не разрешили похоронить убитых по-человечески. Казаки денно и нощно дежурили у дома Сединых и не пускали к гробу желающих попрощаться. С тех дней минуло больше 100 лет, но в сердцах краснодарцев жива память о земляках, бесстрашных и принципиальных людях Глебе и Митрофане Сединых. В 1920 году улицу Котляревского переименовали в честь Седина-старшего и это имя она носит уже без малого век. А бывший завод «Кубаноль» получил имя своего бывшего токаря Глеба Седина. Недалеко от него, на автомобильном перекрестке возвышается стела с бронзовым бюстом героя, созданная скульптором Николаем Бугаевым.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Светлая (ПО) / Krasnodar, Svetlaya Street

Краснодар, улица Светлая
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица Светлая (ПО)
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица Светлая как один из примеров однообразие названий улиц в Краснодаре - их пять и две из них в городе, остальные в присоединенных к городу поселках и это без учёта улиц Светлых в различных СНТ. Одна улица Светлая находится в Прикубанском округе, вторая улица Светлая в микрорайоне 2-я Площадка, третья улица Светлая в пос. Знаменский, четвертая улица Светлая в пос. Березовый, пятая улица Светлая, пос. Индустриальный.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

16 августа, 2023

Топонимика улиц Краснодара: Фелицына / Krasnodar, Felitsyna Street

Краснодар, улица Фелицына
Краснодар, улица Фелицына
 ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. Фелицына
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица им. Е. Д. Фелицына проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара, протяжённость улицы с юга на север составляет 0,009 километра, с запада на восток - 0,617 км. Улица названа в честь выдающегося краеведа и войскового старшины Кубанского казачьего войска Евгения Дмитриевича Фелицына (1848-1903). 
* Ошибка в написании фамилии (и вместо ы) на адресной табличке: ул. Фелицина, 16
* * *
Евгений Дмитриевич Фелицын родился 5 марта 1848 года в Ставрополе в семье офицера. В 1864 году окончил местную гимназию и сразу поступил на службу в 74-й пехотный Ставропольский полк. Гимназическое образование позволило шестнадцатилетнему юноше сразу получить унтер-офицерский чин. После военного похода против горцев при покорении Западного Кавказа уходил в отставку, но в 1867 году вернулся на службу, поступив в 76-ой пехотный Кубанский полк. В 1868 году Фелицына отправляют на курсы в Тифлисское пехотное юнкерское училище. По окончании училища в 1871 году ему присваивают звание портупей-юнкера, а с 1872 года — прапорщика. В 1875 году Фелицын по собственному желанию переводится в Екатеринодарский конный полк, а затем зачисляется в штаб Кубанского казачьего войска. Карьера образованного и организованного офицера развивается медленно, но неуклонно. С 1877 года Фелицын — старший адъютант Управления Баталпашинского военного отдела, позже — в Хоперско-Кубанском полку. Участвовал в походе против турок к Сухуму. В 1880 году Евгения Дмитриевича зачислили в казачье сословие и приписали к станице Северской Кубанского казачьего войска. 6 мая 1884 года Фелицын получает чин есаула, а к 1896 году дослуживается и до звания войскового старшины. Но военная служба мало прельщала Е. Д. Фелицына. Еще будучи портупей-юнкером, Евгений Дмитриевич участвует в общественной деятельности: в Майкопе он произносит речь о голоде и неурожае в Самаре и собирает пожертвования, которые были отправлены голодающим самарцам. Тогда же в нем проявилось желание посвятить себя изучению истории и археологии Кубани. Его заметки печатались в газетах «Кавказ», «Тифлисский вестник», «Кубанские областные ведомости». В первый этап своей публицистической карьеры он писал об общественной жизни и житейских проблемах станичников и майкопчан. В 1876 году вышли три публикации, посвященные метеорологическим наблюдениям в Майкопе и его окрестностях. В 1879 году в жизни Фелицына начинается новый период — он исполняет обязанности секретаря Кубанского областного статистического комитета и занимается редакторством в «Кубанских областных ведомостях». В 1882 году Императорское Московское археологическое общество доверило Фелицыну найти, изучить и собрать сохранившихся на Кавказе «каменных баб». Через газеты Фелицын подключил к делу энтузиастов на местах. Также по просьбе профессора К. Э. Линдемана Евгений Дмитриевич собирал сведения о кубанской саранче и распространял по станицам информацию о способах борьбы с ней. Нужно заметить, что «Кубанские областные ведомости» Фелицына — газета для того времени оппозиционная, раскрывающая все недочеты и проблемы административных властей на местах. В итоге Евгений Дмитриевич предстал перед судом по обвинению в клевете и дезинформации. Подкупленный противниками Фелицына суд вынес решение — оштрафовать редактора. После этого Евгений Дмитриевич сменил тематику газеты. Она стала больше документальной и научной. Ее публикации можно было разделить на следующие тематики: археология, хозяйственное развитие Кубани, историческая этнография, взаимоотношения с горскими народами, история казачества. В 1892 году Фелицын оставил пост редактора газеты в связи с назначением на должность председателя Кавказской археологической комиссии. Когда в 1879 году Фелицын стал секретарем областного статистического комитета, при комитете организовали небольшой музей, который располагался по ул. Рашпилевской, 3. Фелицын, будучи любителем археологии, истории и краеведения, начал с энтузиазмом коллекционировать предметы старины. Изначально в основу фондов музея легли личные собрания и коллекции Фелицына по археологии, этнографии и нумизматике. Когда фонд увеличился, часть предметов начали размещать во дворе Областной типографии на улице Красной. Впоследствии музей приобрел специальные витрины и организовал экспозиции по всем музейным правилам, разделив их по направлениям: история, этнография, археология, нумизматика, зоология, ботаника, минералогия. Самой ценной экспозицией была коллекция половецких каменных статуй, которые свозили в музей со всей Кубани с 1879 года. Достойно и солидно выглядела экспозиция этнографии, посвященная культуре и быту горских народов. Единственный серьезный пробел музея тех лет — быт и культура казачества. Сегодня не понятно, почему Фелицын не собирал предметы старины кубанских казаков. Может быть, они тогда казались ему обыденными. Фонды увеличивались и росли не только благодаря Евгению Дмитриевичу. Было много пожертвований частных лиц, на местах работали и собирали предметы местные любители старины. С 1892 года, в связи с назначением Фелицына в Тифлис, в Кавказскую археологическую комиссию, активная работа по сбору предметов закончилась. Музей стал приходить в запустение и стал никому не нужным. Все изменилось, когда им занялся Ф. А. Щербина. Именно при Щербине началась активная работа по сбору предметов быта и культуры кубанского казачества. Позже к активной музейной деятельности подключился и К. Т. Живило, который официально стал первым заведующим музея, и краевед И. Е. Гладкий. В период музейной и статистической деятельности Фелицын продолжал и общественную работу. Участвовал в комиссии по обсуждению строительства Новороссийской железнодорожной ветки, участвовал в комиссии по обсуждению быта иногородних переселенцев, присутствовал на съезде губернаторов Юга России в Одессе, являлся активным участником мероприятий по борьбе с вредными насекомыми, был секретарем правления Екатеринодарского женского благотворительного общества, четыре года был в должности правителя канцелярии начальника Кубанской области и наказного атамана. Состоял наблюдателем за екатеринодарскими типографиями, литографиями, библиотеками и книжной торговлей. Участвовал в сборе средств на памятники к 200-летию Кубанского казачьего войска, Екатерине II, и М. Ю. Лермонтову. Помимо сбора половецких «каменных баб», Фелицын организовал на постоянной основе раскопки курганов и могильников, издал подробную карту Кубанской области. Дольмены, или как их тогда называли «богатырские хаты», тоже попали в сферу интересов Евгения Дмитриевича. Всего за свою жизнь Фелицын изучил и описал около 700 дольменов. И по итогам изучения вышел большой материал под названием «Западно-кавказские дольмены». Весной 1888 года подробно описал и изучил большую гробницу меотского вождя в окрестностях станицы Крымской, которую обнаружили местные жители. В 1898 году Фелицын совершает археологическую экспедицию по Черноморскому побережью. Еще ранее, заинтересовавшись историей подвига Архипа Осипова, он внимательно изучает Михайловское укрепление и выкупает у местных жителей археологические находки. Произведя раскопки на месте порохового склада, где совершил свой подвиг Архип Осипов, он находит складень и предполагает, что складень мог принадлежать Осипову. Будучи страстным любителем археологии, Фелицын соглашается оставить Екатеринодар ради переезда в Тифлис на должность председателя Кавказской археологической комиссии. Заключительный этап научной и общественной жизнедеятельности Евгения Дмитриевича пришелся на его пребывание в Тифлисе. С 1892 года он собрал и опубликовал материалы «Актов Кавказской археографической комиссии». Еще одним серьезным увлечением на протяжении большой части жизни у Евгения Дмитриевича было фотографирование. После него остался большой фонд фотографий разных уголков Кубани и Кавказа. Он фотографировал города, природу, дольмены, царские знамена, казачьи регалии. Многие фотографии Фелицына сохранились до наших дней. В 1896 году Фелицын вернулся на Кубань. Жил то в Екатеринодаре, то в Северской, где у него была дача с парком, садом, розарием, тополиной аллеей, виноградником. Землю под дачу администрация станицы выделила Фелицыну в благодарность за благоустройство железнодорожной станции, но в конце концов дачу ему пришлось продать, чтобы погасить долги. После Фелицын переехал в Екатеринодар. Последние годы своей жизни Евгений Дмитриевич посвятил подготовке к публикации ранее неизданных трудов и приведением в порядок личного архива. Бурная общественная жизнь сменилась кабинетным затворничеством. К тому же здоровье ученого было подорвано плохим питанием в многочисленных поездках по Кавказу и нервной общественной деятельностью. 10 декабря 1903 года Евгений Дмитриевич * умер в войсковой больнице Екатеринодара в возрасте 55 лет. Сегодня имя его увековечено в названии основанного им главного музея Кубани.
* Похоронили Фелицына на Всесвятском кладбище в офицерской его части. На погребение историку пришлось сбрасываться местным жителям. Однако со временем могила была потеряна. По словам исследователей, она ориентировочно находилась на территории, где сегодня стоят жилые дома по улице Бабушкина.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Топонимика улиц Краснодара: Плотниченко / Krasnodar, Plotnichenko Street

Краснодар, улица им. Плотниченко
Краснодар, улица им. Плотниченко
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица им. Плотниченко
Город Краснодар, 2023
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * * 
История улиц Краснодара: улица имени Плотниченко Г. М. проходит по Прикубанскому внутригородскому округу Краснодара с запада на восток от ул. Ростовское Шоссе до ул. Бульварной. Длина дороги составляет порядка 1 километра. Наименование присвоено 21 декабря 1995 года: улица названа в честь кубанского композитора, хормейстера и педагога Григория Максимовича Плотниченко (1918‑1975).
* * *
18 августа 2023 года исполняется 105 лет со дня рождения 
кубанского композитора, фольклориста, хормейстера, педагога, 
председателя правления Краснодарской организации Союза 
композиторов РСФСР и краевого отделения Всероссийского 
хорового общества, заслуженного деятеля искусств РСФСР
Григория Максимовича Плотниченко.
Григорий Максимович Плотниченко родился 18 августа 1918 года в Таганроге, в том же году родители мальчика переехали в Екатеринодар. К музыкальному искусству его приобщила мать, Ефросинья Степановна, хорошо знавшая народные песни Кубани. В школьные годы Гриша занимался музыкой, играл на нескольких музыкальных инструментах – гитаре, мандолине, балалайке, домре. В 1936 году Григорий записался в струнный оркестр Краснодарского Дома пионеров, где юные музыканты исполняли народную музыку, пьесы Чайковского, Глинки, Бетховена, Шуберта, Грига. В 1937 году поступил на дирижерско-хоровое отделение Краснодарского музыкального училища. Среди его педагогов были Г.М. Концевич, большой знаток певческого искусства, Н.А. Преображенский, один из видных деятелей школьного музыкального образования на Кубани, пианист В.П. Агарков и многие другие известные композиторы, и музыканты Кубани. В начале Великой Отечественной войны Григорий Максимович добровольцем ушел на фронт с последнего курса музыкального училища и был зачислен на службу в отряд морской пехоты на черноморский крейсер «Красный Кавказ». В сражении за город Феодосию Плотниченко получил боевое крещение. В 1942 году окончил краткосрочное артиллерийско-минометное училище, а в конце этого года в звании лейтенанта участвовал в окружении противника под Сталинградом, где, командуя батареей РС-13 «Катюша», показал себя мужественным воином. В 1943 году был тяжело ранен, ему ампутировали руку и демобилизовали из армии. За боевые заслуги перед Родиной был награжден орденом Красной Звезды и медалями. Григорий Максимович вернулся в Краснодар и в конце 1943 года получил диплом об окончании музыкального училища по дирижерско-хоровой специальности. Одна за другой появлялись его песни о подвигах советских солдат: «Гвардейцы-минометчики», «По Дону гуляет», «Севастопольская» и другие. Они исполнялись на концертах в госпиталях и позднее составили цикл «Фронтовые пути-дороги». Песни молодого композитора получают известность. После окончания войны в городском парке имени Горького была устроена торжественная встреча воинов-победителей, где прозвучала «Песня о кубанке» Г. Плотниченко на слова М. Пляма. По примеру своих предшественников, собиравших песенный фольклор – А.Д. Бигдая, Г.М. Концевича, Я.М. Тараненко, Григорий Плотниченко стремился к тому, чтобы кубанская песня не только сохранялась в памяти народной, но и успешно развивалась в новых условиях. В период хормейстерской работы в коллективе  Государственного ансамбля песни и пляски кубанских казаков знакомство с народными песнями Кубани помогло композитору глубже понять природу народного хорового пения, его художественные традиции. Ансамбль исполнял и произведения Плотниченко: «Летняя застольная», «Песня о Кубани», «В родном краю», «Кубанская станица». С 1949 по 1953 год Григорий Максимович работал художественным руководителем Ансамбля песни и пляски Северо-Кавказского военного округа. В это период он обращается к более крупным музыкальным формам. Создается героико-патриотическая сюита «Возвращение» для хора, солистов, оркестра и чтеца на слова К. Симонова, хоры «Кубань моя», «Ефрейтор в отпуске». Новый этап в творческой деятельности Плотниченко – работа в качестве художественного руководителя Краснодарской государственной филармонии и Краснодарского Дворца пионеров. В 1957 году Григорий Максимович приглашен заведовать кафедрой музыки и пения в Краснодарский государственный педагогический институт, с 1960 года он – декан музыкально-педагогического факультета, в 1964 году Г.М. Плотниченко присвоено звание доцента. Григорий Максимович стал инициатором и организатором многих начинаний, оставивших памятный след в духовной жизни Кубани. Он стоял у истоков открытия в крае отделения Всероссийского хорового общества. Под его руководством хоровое общество Краснодарского края стало самым массовым в Российской Федерации. Плотниченко – один из организаторов праздника «Кубанская музыкальная весна», ставшего впоследствии фестивалем искусств. Самодеятельные хоры в рамках фестиваля получили возможность выступать вместе с профессиональными коллективами. Григорий Максимович – инициатор открытия краевого отделения Союза композиторов России. Он был истинным деятелем искусств, беспокойным, разносторонним, творческим. Песни Г. М. Плотниченко рождаются из щедрой кубанской земли – «Огни Новороссийска», песенно-хоровой цикл «Маки на Малой Земле». Жемчужина творчества – «Кубанские синие ночи» – стала музыкальной эмблемой края, лирическим гимном Кубани. Впервые песня была напечатана в газете «Советская Кубань» 6 апреля 1958 года. Любимы исполнителями и слушателями его песни «Дуб», «Зеленая околица», «Облака», «Любимая песня», «У крыльца высокого», «От весны никуда не скрыться», «А любовь – на жизнь», «Песня про шофера», «На перекрестке», «Черемуха» и многие другие. Его привлекало высокое поэтическое слово, творчество таких известных поэтов, как А. Прокофьев, М. Исаковский, А. Твардовский, Н. Хикмет, Н. Рыленков, М. Лисянский. Многие вокально-хоровые сочинения создавались на стихи земляков, талантливых кубанских поэтов – В. Бакалдина, С. Хохлова, И.  Вараввы, В. Подкопаева, С. Ольгина. Помимо песен и хоров композитор сочинял баллады – «Я хлебороб», «Баллада Светланы» «У старого кургана», романсы – «Лунной ночью», «Березка», «Уронила луна молодая». Им написана музыка к 15 спектаклям кукольного театра – «Красная шапочка», «По щучьему велению», «Иван – крестьянский сын», «Зеленый праздник», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и другим. В последние дни жизни композитора в 1975 году была создана хоровая поэма «Вечной славы обелиски». У современников было ощущение, что он написал этот реквием о себе. Г. М. Плотниченко запомнился им как человек удивительно цельной, деятельной натуры, горячо преданный искусству. За что бы он ни брался, все выполнял страстно, с большим желанием довести до конца начатое дело. В нем всегда поражали способность общения с людьми, талант организатора, умение зажечь окружающих интересной идеей и отстоять хорошее общественное дело. Он принадлежал к плеяде творческих людей, искусство которых было неотделимо от земли, их взрастившей.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара. 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *