Показано по 5 материалов на страницу.

09 мая, 2022

Город Керчь на крышке люка / Kerch manhole cover

 ЛЮКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Город Керчь
на крышке люка
Ретроспектива коллекции 
"Краснодарские Люки" 
* * *
Люк КЕРЧЬ
Керченский труболитейный завод (ТЛЗ) город Керчь, Украинская ССР. Завод был основан в феврале 1961 года на базе небольшого литейного цеха Керченского горпромкомбината - как передовое предприятие, крупнейший производитель труб и канализационных люков советского времени. В ранние годы принадлежал Министерству местной промышленности, в 1965 году на нем работало 498 человек. Но в середине 1980-х годов профиль предприятия неожиданно решили изменить на приборостроение для нужд обороны: налаженное производство остановили, завод переименовали в "Витязь" и передали Министерству судостроительной промышленности СССР. Коллективу пришлось срочно осваивать новые профессии, а затем распался Советский Союз, и в декабре 1991 г. бывший завод был присоединен к Керченскому металлургическому комбинату им. Войкова (КМК), а его огромная старая территория, оказавшись в составе независимой Украины, в 90-е годы была заброшена, частично застроена либо превращена в склады и магазины. Люки выпускались заводом в огромных количествах, они встречаются почти в каждом городе бывшего Союза вплоть до Владивостока, чем ближе к Керчи, тем больше. И если поздние имеют достаточно стандартный вид по ГОСТу, то среди ранних существует несколько вариантов оформления. В конце 80-х годов производство люков на ТЛЗ было остановлено и затем перенесено на КМК, уже имевший историю их выпуска. Редкие люки с надписью РМЗ, г. КЕРЧЬ и ГПК КЕРЧЬ.  
Историческая справка
Керчь (укр. Керч, крымскотат. Keriç, Керич) - город в восточной части Крыма, расположенный на берегу Керченского пролива. Город-герой. Более ранние названия: итал.  Bosphoro Cimmerio, Vospro, Cerchio, Cherz, др.-рус. Кърчевъ, др.-греч. Παντικάπαιον. Образует городской округ Керчь (Керченский горсовет) как единственный населённый пункт в его составе. В VI веке город находился под властью Восточной Римской (Византийской) Империи. По решению императора Юстиниана I сюда был направлен гарнизон и началось строительство крепости, получившей название Боспор. В том же веке в итоге военного столкновения (576) армий Тюркского Каганата и Византии почти весь Крым отошёл тюркам. В VIII веке город попал в сферу влияния Хазарского каганата и носил название Карша или Чарша, что в переводе с тюркского означает "другая сторона", "противоположный берег". В конце X-XI веках восточная часть Керченского полуострова вместе с Керчью (древнерусское название Корчев), предположительно, входила в состав русского Тмутараканского княжества. Город играл значительную роль в торговых отношениях Руси с Византией, Кавказом и средиземноморскими странами. С конца XI - начала XII века город вновь перешёл под контроль Византии. В 1318 году город под именем Черкио вошёл в состав Генуэзских колоний в Северном Причерноморье, центром которых была Феодосия (Кафа). Генуэзцы также называли город "Воспро" или "Восперо".В генуэзский период в Восперо правили черкесские князья. После захвата генуэзских колоний турками (1475) город перешёл к Османской империи. При османах Керчь пришла в упадок, подвергаясь набегам запорожских казаков. В 1701 году турки начали строительство крепости Ени-Кале на берегу Керченского пролива. По итогам Русско-турецкой войны 1768-1774 годов согласно Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 года, Керчь и крепость Ени-Кале с большой прилегающей территорией были переданы Российской империи. В 1775 году Керчь была включена в состав Азовской провинции Азовской губернии, а в 1784 году - в состав Таврической области. Весной 1818 года Керчь посетил император Александр I и в 1821 году по его указу было учреждено градоначальство, порт, карантин. С 13 (25) мая 1855 года по 10 (22) июня 1856 года во время Крымской войны город был оккупирован и разграблен англо-франко-турецкими войсками. С середины XIX века под Керчью велась активная добыча ракушечника и известняка для строительных нужд. В результате многолетней добычи камня образовались керченские каменоломни с многокилометровыми подземными штольнями и переходами. Большое значение для развития города имело открытие под Керчью залежей железной руды. К началу XX века Керчь становится современным промышленно развитым городом. Начинает работу металлургический завод, табачная фабрика, телеграф. Строится железнодорожная ветка, связавшая Керчь с Москвой и Санкт-Петербургом. В 1913 году в Керчи начал действовать морской порт. После упадка, вызванного Первой мировой и Гражданской войнами, город возобновил свой рост. В 1936 году были сданы в эксплуатацию рудник и обогатительная фабрика. В 1939 году закончилось строительство железорудного комбината и почти одновременно тепловой электростанции и порта. К 1939 году население города превысило 100 тыс. человек. В 1940 году в Керчи насчитывалось 169 предприятий (из них 69 крупных), на которых работало 42 тысячи человек. Основу промышленности составляли: металлургия, судостроение, судоремонт, рыболовство, переработка рыбы, стекольное производство, железорудное производство. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Керчь стала ареной жестоких сражений между советскими и немецкими войсками. Линия фронта четырежды проходила через Керчь. В результате кровопролитных боёв город был практически полностью разрушен (разрушено более 85 % зданий). За время оккупации были убиты 15 тысяч мирных жителей. Из них 7 тысяч расстреляны в Багеровском рве. Более 14 тысяч угнаны в Германию. Золотыми буквами вписаны в историю города Керченско-Эльтигенская десантная операция и подвиг защитников Аджимушкайских каменоломен. Всего в боях за Керчь 146 воинов удостоены звания Героя Советского Союза. 11 апреля 1944 года советские войска освободили город. 14 сентября 1973 года Керчи присвоено звание город-герой с вручением высших наград СССР - ордена Ленина и медали Золотая звезда. В честь освобождения города на вершине горы Митридат воздвигнуты Обелиск Славы и Вечный огонь. После распада СССР город включён в состав Автономной республики Крым Украины. В 2014 году, вместе с основной территорией Крыма, присоединён Российской Федерацией, в рамках которой включён в состав Республики Крым. 16 мая 2018 года для легковых автомобилей и 1 октября 2018 года для грузовых автомобилей был открыт Крымский мост, связавший город и полуостров с Краснодарским краем. Более подробно по ссылке: Керчь
* * *
Для меня особый интерес представляют люки, на которых литейщиками указан город или год выпуска, такой люк ассоциативно уже история и география под ногами, но только для тех, кто смог этот люк увидеть. Для остальных, кто прошел мимо и не увидел эти люки, я их сфотографировал и выложил в Интернет.
"Краснодарские Люки" - это фотофиксакция крышек люков, закрывающих колодцы подземных коммуникаций в разных городах Краснодарского края и Республики Адыгея, для сохранения их в личном фотоархиве, который можно посмотреть, перейдя последовательно по ссылкам ниже: 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!  
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Город Запорожье на крышке люка / Zaporozhye manhole cover

 
ЛЮКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Город Запорожье
на крышке люка
Ретроспектива коллекции 
"Краснодарские Люки" 
* * *
Люки ЗАПОРОЖЬЕ / 
ЗАПОРIЖЖЯ 
Город Запорожье, Украинская ССР. Люки типичного "запорожского" дизайна, который был стандартом для Запорожской области и использовался многими предприятиями, среди которых золотой фонд советских крышек - механический завод "Днепростроя". Известны следующие варианты надписей на украинском языке: "ЗМЗ ММП УРСР Запорiжжя". "ЗВРЗ Запорiжжя ММП УРСР" подчинявшееся Министерству местной промышленности (ММП) Украинской ССР. В дальнейшем крышка была русифицирована "ЗВРЗ Запорожье" уже без упоминания министерства.
Историческая справка
Запорожье (укр. Запоріжжя, до 1921 года Александровск) - город и община на реке Днепр, административный центр Запорожской области и Запорожского района Украины. Является одним из наиболее крупных административных, индустриальных и культурных центров юга Украины. Население - 722,7 тыс. чел. (2021). Речной порт и важный транзитный железнодорожный узел. Четвёртый по величине индустриальный центр Украины с развитым машиностроением, чёрной и цветной металлургией, химической и строительной промышленностью. Многочисленные промышленные предприятия загрязняют городской воздух. До 1921 г. город назывался Александровском по имени Александровской крепости, заложенной в 1770 г. Однозначной точки зрения, в честь кого была названа крепость нет. Называются имена генерал-фельдмаршала Александра Голицына, князя Александра Вяземского. В 1921 г. город был переименован в Запорожье - "находящийся за порогами". Название напоминает, что до сооружения в 1932 г. плотины Днепрогэса в месте, где река пересекает скалистую южную границу Украинского щита, заканчивались многочисленные пороги, препятствовавшие судоходству. Более подробно по ссылке: Запорожье 
* * *
Для меня особый интерес представляют люки, на которых литейщиками указан город или год выпуска, такой люк ассоциативно уже история и география под ногами, но только для тех, кто смог этот люк увидеть. Для остальных, кто прошел мимо и не увидел эти люки, я их сфотографировал и выложил в Интернет.
"Краснодарские Люки" - это фотофиксакция крышек люков, закрывающих колодцы подземных коммуникаций в разных городах Краснодарского края и Республики Адыгея, для сохранения их в личном фотоархиве, который можно посмотреть, перейдя последовательно по ссылкам ниже: 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!  
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Город Львов на крышке люка / Lviv manhole cover

ЛЮКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Город Львов
на крышке люка
Ретроспектива коллекции 
"Краснодарские Люки" 
* * *
Люк ЛЬВОВ
Люк с надписью: МЗ №7 (Львовский механический завод №7), город Львов, Украинская ССР. Военно-механический завод №7 в городе Львове - на западных рубежах Советской Украины - был открыт в 1944 году после освобождения города Советской армией. К концу этого года на нем работало примерно 130 человек. Завод производил мелкое хозяйственное оборудование и инструменты, позже освоил сборку строительных кранов. В начале 1950-х он стал просто "механическим заводом №7", и в следующее десятилетие люки, выпускались под этим названием. В 1960 году переименован в завод средств механизации и автоматизации, в 1964 г. указом Минтяжмаша переименован в Львовский конвейеростроительный завод, поставлявший конвейеры для отечественных предприятий и стран Восточной Европы (позднее входил в состав ПО "Конвейер"). В 1990-е годы был уничтожен, а его собственность распродана.
Историческая справка
Львов (укр. Львів) - город на западе Украины, центр Львовской области, Львовского района, Львовской общины, а также центр Львовской агломерации. Национально-культурный, образовательный и научный центр, крупный промышленный центр, а также большой транспортный узел, в печати называется столицей Галиции и Западной Украины. Львов основан галицким князем и королём Руси Даниилом Романовичем в середине XIII века, предположительно, около 1256 года становится столицей Галицко-Волынского княжества. После первого раздела Речи Посполитой, с 1775 по 1918 год, город был столицей Королевства Галиции и Лодомерии, образованного Габсбургами, считавшими себя преемниками королей Руси и носивших титул королей Галиции и Лодомерии. В ходе распада Австро-Венгрии в 1918 году стал столицей Западно-Украинской Народной Республики, однако по итогам Польско-украинской войны был присоединён к Польше. Согласно одной из наиболее распространённых версий, город Львов был назван князем Даниилом Галицким в честь его сына Льва. На протяжении всей своей истории Львов никогда не переименовывался. На языках народов, оставивших заметный культурный след в городе, Львов звучит так: на украинском - Львів, на польском - Lwów (Львув), на русском - Львов, немецком - Lemberg (Лемберг), на идише - לעמבערג (Лемберг), на армянском - Լվով (Лвов), на крымскотатарском - İlbav (Ильбав). Более подробно по ссылке: Львов
* * *
Для меня особый интерес представляют люки, на которых литейщиками указан город или год выпуска, такой люк ассоциативно уже история и география под ногами, но только для тех, кто смог этот люк увидеть. Для остальных, кто прошел мимо и не увидел эти люки, я их сфотографировал и выложил в Интернет.
"Краснодарские Люки" - это фотофиксакция крышек люков, закрывающих колодцы подземных коммуникаций в разных городах Краснодарского края и Республики Адыгея, для сохранения их в личном фотоархиве, который можно посмотреть, перейдя последовательно по ссылкам ниже: 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!  
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Город Николаев на крышке люка / Nikolaev manhole cover

ЛЮКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Город Николаев
на крышке люка
Ретроспектива коллекции 
"Краснодарские Люки" 
* * *
Люк НИКОЛАЕВ 
Люк РМЗ, город Николаев, Львовская область, Украинская ССР. Надпись "РМЗ Николаев" многие специалисты по люкам расшифровывают как ремонтно-механический завод из города Николаев Львовской области. Вместе с тем, в областном украинском городе Николаеве тоже был ремонтно-механический завод, но он носил это имя только с 1991 по 2012 год. Собственно, он со времен основания в 1948 году занимался ремонтом танков и сейчас это тоже военный завод. А вот в Николаеве Львовской области РМЗ сейчас нет и когда он прекратил свое существование, неизвестно. Интересная закономерность, подтверждающая, что люки "РМЗ Николаев" из Львовской области это тот факт, что всегда эти люки лежат рядом с люками Львовского механического завода №7 так было в Москве и Московской области, так было в Севастополе, так и я их встретил вместе в Краснодаре.
Историческая справка
Николаев (укр. Миколаїв) - город в Стрыйском районе Львовской области Украины. Административный центр Николаевской городской общины. Древнейшие поселения человека 30-20 тыс. лет представлены охотничьим лагерем Дроговиж и зимним поселением в скальной пустоте Прийма І. Благодаря благоприятным естественным условиям на территории Николаевщины, человек проживал здесь и в мезолите, который датируется IX-IV тыс. до нашей эры. Уже известно 9 поселений этого типа в районе современных сел Верин, Крупсько, Прийма и Раделичи. На территории района известно 15 поселений эпохи энеолита (III тыс. к н. э.) в районе сел Бельче, Верин, Горное, Колодец, Крупско, Прийма, Раделичи, Рудники и Тростянец. К І тысячелетию нашей эры на территории района относится 9 поселений близ сел Верин, Учреждение, Крупско, Рудники и Тужановцы и два сокровищ римских монет в с. Стольско и г. Николаев. Стольское городище: В VI ст. территория района вошла в состав Великой Хорватии, в VIII-IX ст. столица которой, возможно, находилась в Стольско (Стольское городище), а главное святилище (требище) - в Илове. В 981-992 годах княжества хорватов были присоединены к Киевской Руси великим князем Владимиром Святославовичем. В ходе этих войн Стольско было разрушено и больше не поднялось до уровня города. XIII-XV ст.: В 1241 году монгольские войска прошли территорией района, уничтожив почти все населённые пункты. В ходе этого погрома и погибло поселение городского типа, которое было на склонах Окружной горы (позднее - Дроговиж). Николаевская земля возродилась в составе Перемышльского княжества. В феврале 1387 года поляки заняли эти земли. Началась раздача земель польским феодалам и их сторонникам (Волковичам, Ходоровским). В 1403-1408 годах привилегии на городское право получил Вербиж, куда призвали селиться польских и немецких колонистов. XVI-XVII ст.: В 1570 году польский король Сигизмунд Август дал грамоту шляхтичу Николаю Тарлу на учреждение города вблизи Дроговижа. В честь основателя город получил название Николаев. В то время главным занятием населения были земледелие, животноводство, ремесло и торговля. Согласно королевской привилегии в Николаеве 2 раза на год проводились ярмарки, а раз в неделю - по вторникам - базары. Николаевские ремесленники объединялись в цеха. В конце XVI столетия были цеха гончаров, сапожников, пекарей, скотобойщиков. В 1599 году началось восстание жителей Николаева. Повстанцы напали на городскую ратушу, захватили городских старшин и шляхтича и отрубили им головы. С этих пор на краю Николаева стоит могила с памятным крестом, в которой похоронен шляхтич Адам Рзецкий. В течение XV-XVIII столетий огромный вред населению нанесли грабительские нападения крымских татар. В 1498 году отрядами крымского хана были сожжены села Розвадов, Дроговиж, Верин, Устье и прочие. Большой вред населению Николаева и окружающих сел был нанесён в 1620 году - после того, как польское войско было разгромлено под Цецорой в Молдавии, их разграбили татарские отряды. В составе Австрийской империи (1772-1914): После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году город вошёл в состав Австрийской империи. Правительство помогало переселению немецких колонистов на эти земли. Так на землях с. Добряны была основана немецкая колония Дорнфельд (теперь село Тернополье), а в с. Красов - колонию Рейхенбах. В 1773 году Дроговижское староство, в которое входили Николаев и 9 сел, которые были расположены вокруг, было внесено в роспись государственных имений и оценено в 153 180 золотых римских. В 1820 году это староство купил польский граф Станислав Скарбек за 178 630 золотых римских. Он стал фактическим хозяином Николаева. Теперь жители города должны были платить как государственные налоги, так и платежи в пользу графа за то, что пользовались землёй, пастбищами, пасеками. Жители предместья должны были выполнять барщину. Скарбек был одним из богатейших людей в Австрийской империи. Он был основателем приюта для сирот и постаревших, выделял значительные средства на его содержание. Почти половина земель, значительная часть лесов, пастбищ и сенокосов на территории Николаевщины принадлежала земельным магнатам. В 1914 году австрийцы проводят строительство укреплений по линии Роздол - Верин - Николаев - Дроговиж. Строительство крепости на окраине Николаева, которая должна была прикрывать дороги на Карпаты прекратилось после обнаружения этого факта русской разведкой. В настоящее время ещё можно найти подземные ходы с выходами на околотки, прорубленные в скале. В ходе первой мировой войны в конце августа 1914 года Николаев заняли наступавшие русские войска Юго-Западного фронта. 1918-1939: После распада Австро-Венгерской империи в начале ноября 1918 года в Галиции была провозглашена Западно-Украинская Народная Республика. Николаев от польских войск обороняла Львовская бригада УГА, которой командовал А. Бизанц. 18 мая 1919 года Николаев был занят польскими войсками. В августе 1920 года части Первой конной армии РККА вступили на земле Николаевщины. Красноармейцы выбили поляков с железнодорожной станции Николаев-Дроговиж и захватили большие трофеи. В соответствии с подписанным 18 марта 1921 года Рижским мирным договором город остался в составе Польши. В 1920е - 1930е здесь развивалась мелкая промышленность, производство извести, кафеля, кирпича, гончарной посуды. В Украинской ССР: 14 ноября 1939 года Николаев вошёл в состав УССР Союза Советских Социалистических Республик, был национализирован известково-кафельный завод, ремесленные мастерские, мельницы, магазины, пекарни. В январе 1940 года был создан Николаевский район в составе Дрогобычской области. С февраля 1940 года начал работать исполком районного Совета депутатов трудящихся. Весной 1940 года между Дроговижем, Розвадовом и Николаевом началось строительство цементного завода. Этому оказывали содействие богатые залежи известняка и глины. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Жизнь города перестраивалась на военный лад. 1 июля 1941 года город был оккупирован немецкими войсками. 29 июля 1944 года освобождён советскими войсками 1-го Украинского фронта в ходе Львовско-Сандомирской наступательной операции 13.07-29.08.1944 г.: 38-й армии - 304-й сд (полковник Гальцев, Александр Степанович) 52-го ск (генерал-майор Бушев, Сергей Михайлович). В августе 1944 года восстановлен Николаевский район в составе Дрогобычской области. С декабря 1962 года Николаев вошёл в состав Жидачевского района. С 6 декабря 1966 года образован Николаевский район в составе Львовской области с центром в г. Николаеве. 
* * *
Для меня особый интерес представляют люки, на которых литейщиками указан город или год выпуска, такой люк ассоциативно уже история и география под ногами, но только для тех, кто смог этот люк увидеть. Для остальных, кто прошел мимо и не увидел эти люки, я их сфотографировал и выложил в Интернет.
"Краснодарские Люки" - это фотофиксакция крышек люков, закрывающих колодцы подземных коммуникаций в разных городах Краснодарского края и Республики Адыгея, для сохранения их в личном фотоархиве, который можно посмотреть, перейдя последовательно по ссылкам ниже: 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!  
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

08 мая, 2022

Город Мариуполь на крышке люка / Mariupol manhole cover

ЛЮКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Город Мариуполь
на крышке люка
Ретроспектива коллекции 
"Краснодарские Люки" 
* * *
Люк МАРИУПОЛЬ 
Люк с надписью: "Машиностроительный Заводъ В. С. Сойфера въ Марiуполѣ". В списке фабрик и заводов Европейской России, выпущенном в 1903 г., значится купец Сойфер Зольф (Вольф?) Соломонович, владелец основанного в 1891 г. машиностроительного завода чугунолитейного и котельного оборудования в западной части Мариуполя на пересечении улиц Константиновской (Энгельса) и Митрополитской. Уже в 1902 г. там работали 65 человек, а в 1904 г. - 176. На заводе был паровой котел и электричество. Основной вид продукции - земледельческие орудия, по объему производства которых он занимал шестое место среди подобных заводов юга России. * Сойфер - фамилия еврейского происхождения (от идиш ‏סופר‏‎ - сойфер - переписчик священных текстов).
Историческая справка
Мариуполь (укр. Маріуполь, от др.-греч. Μαριούπολις - "город Марии") - город в Донецкой области Украины, крупнейший город на берегу Азовского моря в устье рек Кальмиус и Кальчик. Один из важнейших центров украинской металлургии и крупный морской порт. Мариуполь входит в десятку крупнейших городов Украины, является важнейшим промышленным и крупным экономическим центром страны. Район компактного проживания греков Приазовья. Мариуполь расположен в центре Приазовской рекреационной зоны Донецкой области. Благодаря бризовым явлениям Азовское побережье приобретает особую привлекательность - обилие солнца, вынос с моря огромных масс чистого воздуха, насыщенного озоном, минеральными солями и микроэлементами (хлористый натрий, йод, бром и др.). Бризы способствуют формированию естественной вентиляции побережья, резко уменьшают ощущение жары. Мариуполь - популярное место для летнего морского отдыха. В дореволюционных энциклопедических источниках таких как ГСС -Географическо-статистический словарь Российской империи и ЭСБЕ - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывается, что несколько веков назад на месте Мариуполя существовало поселение Адамаха (форпост запорожских казаков Домаха). Как город появился в 16 веке, когда Адиль Гирей в 1577 году на месте (или рядом), отмеченной на европейских портоланах западнее современного Мариуполя легендарной Паластры, основал крепость Балы-Сарай. После его гибели во время войны в Закавказье (убит 25 июля 1579 года) Балы-Сарай стал центром (вариант - одним из центров) Дивеева улуса на севере Крымского ханства. Этот город (в славянской традиции - Белосарай), дал название приморской косе на севере Азовского моря. Есть мнение, что Балы-Сарай находился в устье Кальмиуса - то есть на месте современного города Мариуполь. Сам город точнее его первичный вид был отстроен в 1778 году, когда был заложен уездный город Азовской губернии Павловск (иногда именовался Павлоградом), которому в 1779 году присвоено наименование Мариуполь. В 1780 году в Мариуполе и в его окрестностях поселили выведенных в 1778 году из Крымского ханства православных греков (румеев и урумов). Значительный ущерб был нанесён Мариуполю во время Крымской войны 1853-1856 годов. Морская торговля из-за военных действий была приостановлена. Весной 1855 года англо-французская эскадра вошла в Азовское море. 24 мая под прикрытием корабельной артиллерии в Мариуполе был высажен вражеский десант, который уничтожил склады в порту, сжёг несколько домов в городе. Важнейшее значение для города имело проведение в 1882 году железной дороги, соединившей его с Донбассом и другими экономическими центрами страны. Донецкий уголь начал поступать в Мариупольский порт, находившийся в устье реки Кальмиус. Увеличение грузооборота вызвало строительство нового Мариупольского торгового порта, которое велось в 1886-1889 годах. Новый порт вызвал оживление торговли, приток населения в город. В городе открылись консульства и консульские агентства Греции, Италии, Австро-Венгрии, Турции, Бельгии, Германии, Великобритании. Промышленным центром Мариуполь стал в конце XIX века, когда здесь были построены металлургические заводы Никополь-Мариупольского горного и металлургического общества и общества "Русский Провиданс", которые выпускали стальной лист, нефтепроводные трубы, железнодорожные рельсы и другую продукцию. В конце XIX века в Мариуполе, кроме металлургических, действовали заводы: сельскохозяйственного машиностроения, чугунолитейный, 6 кожевенных, 27 кирпично-черепичных, макаронная фабрика, две паровые мельницы.
* * *
Для меня особый интерес представляют люки, на которых литейщиками указан город или год выпуска, такой люк ассоциативно уже история и география под ногами, но только для тех, кто смог этот люк увидеть. Для остальных, кто прошел мимо и не увидел эти люки, я их сфотографировал и выложил в Интернет.
"Краснодарские Люки" - это фотофиксакция крышек люков, закрывающих колодцы подземных коммуникаций в разных городах Краснодарского края и Республики Адыгея, для сохранения их в личном фотоархиве, который можно посмотреть, перейдя последовательно по ссылкам ниже: 
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!  
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Чёртова дюжина или дом № 13 / Is 13 a lucky number

 ФОТОЗАРИСОВКИ 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
13 счастливое число
Город Краснодар, 
7 мая 2022
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * *
Чёртова дюжина - 
разговорное название числа 13.
Боязнь числа 13 называется трискаидекафобией. Специфический страх перед пятницей 13-го называют параскаведекатриафобией или фриггатрискаидекафобией. Число 13 в европейской культуре иногда считается несчастливым. В связи с этим в некоторых зданиях (особенно гостиницах) этажи нумеруются так, чтобы не нервировать трискаидекафобов: после 12-го этажа может сразу следовать 14-й, в здании могут существовать этажи 12А и 12Б, или же 13-й этаж может называться как "12+1". Иногда это также относится к номерам домов, помещений, квартир. В оперных театрах Италии иногда отсутствуют места с этим номером, и практически на всех кораблях после 12-й каюты сразу идёт 14-я. Также 13-й ряд иногда отсутствует в самолётах (после 12-го ряда идёт сразу 14-й). Некоторые компании, выпуская нумерованные версии программного обеспечения, после 12-й версии переходят на другой механизм исчисления версий - например, Opera после 12-й версии выпустила версию 2013. Также в связи с тетрафобией рынка юго-восточной Азии, из-за числа 4 в составе числа 14 пропускаются версии 13 и 14, и выпускается сразу версия 15. Примеры: Cisco IOS, Sybase ASE. Из-за суеверности многих пилотов в США никогда не было истребителя F-13: за YF-12 (прототип SR-71) сразу же последовал F-14. Также номер 13 обычно не используется в автогонках: за 12-м номером сразу идёт 14-й. Бытовало суеверие (возможно, связанное с Тайной вечерей): если за одним столом соберутся 13 человек, то один из них умрёт в течение года. Существовала даже специальная профессия "четырнадцатого гостя", которого специально приглашали на такие встречи с целью избегания несчастливого числа гостей. В США для борьбы с этим суеверием был создан "Клуб Тринадцати". В России число 13 также иногда считается несчастливым, и называют его "чёртовой дюжиной". Во время Первой мировой войны в составе русской армии вместо "13-й" армии была создана Особая армия. В Англии число 13 зовётся по-английски не чёртовой, а "пекарской дюжиной", или "дюжиной булочника" (англ. Baker’s dozen) или "большой дюжиной". История превращения в Англии числа 13 в "пекарскую дюжину" началась со введением суровых штрафов за неполновесность фунтовых буханок хлеба. Хлеб неизбежно даёт усушку; чтобы избежать штрафов, все разносчики и лавочники, бравшие хлеб у пекарей, добавляли к каждой дюжине буханок одну лишнюю. Она по-английски называлась unbread ("не хлеб") и разрезалась на довески ко всем буханкам, которые не дотягивали до фунта или до двух фунтов. В средние века булочники, боясь действовавших в то время суровых наказаний за обман покупателей (вплоть до отсечения руки), обычно добавляли лишнюю единицу товара к каждой продаваемой дюжине, чтобы случайно не обсчитаться в свою пользу.
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Краснодарский трамвай, 7 мая 2022 / Krasnodar tram

Трамвай Краснодара
© Торгачкин Игорь Петрович
Tram Spotting © Igor Torgachkin
* * *
Краснодарский трамвай
Город Краснодар, 
7 мая 2022
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * *
Другие фото по ссылкам:
* * *
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Краснодар, город контрастов, 7 мая 2022 / Krasnodar, city of contrasts

КРАСНОДАР
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
ФотоРеальность
Город Краснодар, 
7 мая 2022
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Собака-Такая, 7 мая 2022 / Land Shark

 ФАУНА 
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Собака-Такая 
Город Краснодар, 
7 мая 2022
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Чугунное крыльцо "1900 г. К.М.Т." К.Л.ГУСНИКЪ ЕКАДР / K. L. GUSNIK EKATERINODAR

 
КРАСНОДАР
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Надпись на чугунном крыльце:  
1900 г. К. М. Т. 
К. Л. ГУСНИКЪ ЕКАТДР
(Чугунолитейный завод Карла Гусника. 
Владелец Гусник Карл Лаврентьевич 
(1886-1920), город Екатеринодар)
Город Краснодар, 7 мая 2022
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * *
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *

Краснодар, Окна из прошлого, 7 мая 2022 / Windows, Ekaterinodar and the Soviet period

 КРАСНОДАР
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Окна из прошлого пока еще здесь 
(Екатеринодар и Советский период)
Город Краснодар, 7 мая 2022
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *