26 октября, 2022

Топонимика улиц Краснодара: 1-го Мая (ПО) / Krasnodar, 1 Maya Street

Краснодар, улица 1-го Мая (ПО)
Краснодар, улица 1-го Мая (ПО)
Краснодар, улица 1-го Мая (ПО)
Краснодар, улица 1-го Мая (ПО)
Краснодар, улица 1-го Мая (ПО)
Краснодар, улица 1-го Мая (ПО)
Краснодар, улица 1-го Мая (ПО)
Краснодар, улица 1-го Мая (ПО)
Краснодар, улица 1-го Мая (ПО)
ТОПОНИМИКА
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Топонимика 
улиц Краснодара: 
улица 1-го Мая (ПО)
Город Краснодар, 2022
Краснодарский край, 
Южный ФО, Россия.
* * *
История улиц Краснодара: в Краснодаре две улицы 1-го Мая. Одна улица 1-го Мая (ПО) проходит по Прикубанскому внутригородскому округу с юга на север от ул. Кругликовской до ул. Беговой и Ипподрома. Длина дороги составляет порядка 9,3 километра. Название присвоено (на тот момент улице в селе Калинино) в период 1929-1939 гг.  в честь праздничного дня труда. Прежнее название улицы: ул. Восточная (Новые Сады) - присвоено в 1893 году (к началу продажи плановых мест под дачи) по местоположению улицы в восточном секторе сформированной вдоль городской межи полосы дачных кварталов, в которых земельные участки выставлялись на торги. 
* Вторая - улица 1-го Мая (КО) проходит по Карасунскому внутригородскому округу.
* * *
Ссылка на карту:
* * *
* * *
Первое мая
День 1 мая остается в России государственным праздником, унаследованным от коммунистических времен. Сейчас он называется «День Весны и Труда», а в СССР именовался «Международным днем солидарности трудящихся». Согласно советским энциклопедиям, это «праздник победившего социализма, праздник борьбы за мир и дружбу между народами». Происхождение праздника неопределенно. В советское время обычно ссылались на демонстрацию рабочих в Чикаго 1 мая 1886 г., которая будто бы стала прецедентом для последующих выступлений. В «Политическом словаре» (М.,1956) говорится: «Постановление о проведении в день первого мая ежегодных демонстраций было принято в июле 1889 г. I конгрессом II интернационала». Год спустя в европейских странах впервые  прошли «маевки»; одна из них на территории Российской империи - в Варшаве. В Петербурге первая маевка прошла в 1891 г., в Москве - в 1895. Проводились, они, однако, не обязательно в день 1 мая, а в ближайшее к нему воскресенье. На таких сходках требовали «свержения самодержавия, свободы личности, собраний, стачек». Вот образец листовки РСДРП: «Товарищи! Готовьтесь к международному празднику пролетариата 1-го мая, который мы будем праздновать 18-го апреля, так как наш календарь отстает от заграничного на 13 дней, мы же должны праздновать этот день одновременно с нашими товарищами в других странах. В этот день рабочие всего мира выходят все, как один человек, на улицу, чтобы показать буржуазии, сколько их, как дружны все между собою, какую неодолимую силу они собою представляют. Это мобилизация пролетариата всего мира». С 1897 г. маевки превратились в России в массовые политические мероприятия. Вот как описывает маевку в Сокольниках В. Гиляровский в очерке «Праздник рабочих»: «Народу было более 50 000… Гулянье было в разгаре… Появились ораторы, полились речи, которые одним нравились, другим нет. И вот во время речей среди толпы кто-то сделал выстрел из револьвера. Более 10 000 стремглав ринулось, ища спасения. Это была полная паника…  Когда прошла волна толпы, на мостовой валялись шапки, шляпы, зонтики …  масса прокламаций». Случайно ли европейские социалисты, задумывая свой праздник, остановились именно на этом дне? На 1 мая приходился день святой Вальпургии, и предыдущая ночь именовалась Вальпургиевой. Во Франции ее отмечали довольно безобидно: если хотели навредить соседу, то старались унести с его двора немного навоза и разбросать на своем поле. В скандинавских странах в ночь на 1 мая было принято зажигать костры: по народным поверьям, ведьмы и демоны в эту ночь летят на свои сборища, а огни костров мешают им останавливаться и вредить людям. В Германии Вальпургиева ночь также считалась ночью ведьм. Крестьяне в этот день никуда не ездили и не пахали. Местами жгли костры, на которых сжигали старые метлы или соломенное чучело ведьмы. В Эйфеле в церквах звонили в колокола, чтобы отпугнуть нечисть. В Австрии день 1 мая именовался «Дикой охотой духов», в Болгарии - «Змеиным днем». Не исключено, что, выбирая день своего праздника, европейские социалисты-безбожники вполне осознанно остановились именно на 1 мая - дне разгула нечистой силы - чтобы лишний раз погрозить «буржуям», припугнуть их своей символической связью с бесами. Исторические корни праздника дают себя знать и в наши дни в России. В газетах после празднования 1-го мая нередки заголовки: «Вальпургиево весеннее обострение». «Шабаш местного масштаба»; «Ночь Силы, или Вальпургиева ночь»; «Вальпургиева ночь солидарности трудящихся». Отмечают этот день и члены антихристианских сект: «Тревожные сигналы об активности сатанистов поступили в МВД. В Лобне, Балашихе и Дубне под видом просветительских семинаров на днях шли закрытые чтения "Сатанинской библии"…». Каждый выбирает такой первомай, какой ему ближе, но это не дает оснований называть этим именем улицы и районы. Между тем, топоним «первомайский», майский, «1-е мая» был в советское время одним из любимейших. Около полусотни городов, поселков и административных районов носило это имя. Улиц же, фабрик, колхозов и площадей - без счета. До сих пор такие поселки и города есть в Нижегородской (б. Ташино),  Амурской, Белгородской, Ростовской (три!), Кировской, Оренбургской (два!, в т.ч. б. Теплово), Пермской, Самарской (Кожемяки), Саратовской (Гнаденфлюр), Тамбовской (Новобогоявленский), Томской (два!, в т.ч. село Пышкино-Троицкое), Челябинской, Читинской (ст. Завитая) областях, в Кабарде, Башкирии (Кукшик), Алтайском (село Среднекраюшкино),  Ставропольском и Хабаровском (б. Дэсна) краях, на Украине в Луганской, Николаевской (б. Ольвиополь), Харьковской областях, в Крыму (Джурчи) и даже в Болгарии. В Москве есть станция метро Первомайская, пять Первомайских улиц, проезд, аллея и даже улица Первой Маёвки в Кусково. И другие города не отстают от столицы.
* * *
Представляю вашему вниманию топонимику улиц Краснодара. Иногда во время пеших прогулок по городу Краснодару мне интересно фотографировать адресные таблички с названием улицы, переулка или проезда. К сожалению, в городе Краснодаре почти нет памятных досок и табличек, объясняющих названия улиц, а на некоторых улицах вовсе нет адресных указателей. На многих улицах адресные таблички если и существуют, то они уже нечитаемые - "Где эта улица, где этот дом?" Порой на уже давно переименованных улицах десятилетиями (!) висят их прежние названия, как бы сохраняя ментальность местных жителей Краснодара - "Моя хата с краю, ничего не знаю". Из-за отсутствия в городе единого стандарта адресной навигации получается эффект который я назвал: "Калейдоскоп Уличных Табличек" - это моя фотоколлекция адресных табличек как части зримого культурного кода Краснодара.
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать! 
Вас приветствует 
Автор ФотоБлога 
* * *