ЛЮКИ
© Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Город Агрыз
на крышке люка
Ретроспектива коллекции
"Краснодарские Люки"
* * *
Люк АГРЫЗ
Город как люди. У каждого свое лицо. Агрыз - город железнодорожников, город-труженик. Он просыпается и засыпает под перестук вагонных колес, громыхание тяжеловесных составов. Здесь есть вокзал, локомотивные и вагонные депо, дистанции путей, сигнализации и связи. Через станцию Агрыз круглосуточно в четырех направлениях проходят транзитные поезда. В далеком прошлом Агрыз, небольшой типично татарский поселок с кривыми и грязными улочками, располагался в живописной местности недалеко от устья речки Агрызки, впадающей в реку Иж. Со всех сторон поселок окружали леса: на левом берегу Ижа подступала тайга, с севера и северо-запада были болота, а на возвышенных местах рос дубовый лес и орешник, часть которых до сих пор сохранилась в окрестностях западной части города. Здесь поселились татары, покинувшие Казань и прилегающие к ней территории, спасаясь от жестокой эксплуатации Ивана IV Грозного. Таким способом и возникло поселение Агрыз. Существует несколько легенд происхождения названия "Агрыз-Агерже". Одна из них гласит, что переселение татар в эти места возглавили храбрые и мужественные братья, одного из которых звали Агерже. В честь его поселение и получило название. По документальным данным Центрального государственного Архива Древних Актов в Москве деревня Агрызь впервые упоминается в составе владений, принадлежащих князьям Яушевым в Терсинской волости в переписных книгах 1646 года. Тогда в ней насчитывалось всего шесть дворов. Поскольку впервые Агрыз упоминается в переписных книгах 1646 года, есть все основания считать этот год началом основания поселения Агрыз-Агерже. В 1775 году Агрыз и территория нынешнего Агрызского муниципального района были включены в состав Сарапульского уезда Вятской губернии. К началу ХХ века Агрыз стал крупным селом, насчитывающим 667 дворов. Имелась одна начальная школа, но не было больницы, даже простого фельдшерского пункта, не было культурных учреждений. Зато было три мечети. Развитие Агрыза началось в период строительства железной дороги Казань-Екатеринбург. В 1918 году открылась первая советская школа, размещавшаяся по улице Лесопильная. На улице Советской была школа для татарских детей. Улучшалось медицинское обслуживание населения. Открылся фельдшерский пункт. С образованием ТАССР Агрыз, который полтора века находился в составе Вятской губернии, вошел в ее состав. 1921 г. - был образован Агрызский кантон. В 1924 году Агрызский кантон был преобразован в Агрызский район, определены его границы. Агрыз стал районным центром. 1929 г. - вступил в строй целый медицинский городок - железнодорожная больница с хирургическим, терапевтическим, родильным отделениями. Построено новое здание средней школы. Строились магазины, столовые и пекарни. 1928 г. - образовался Агрызский колхоз, получивший название "Кызыл Йолдыз" - "Красная звезда". В 1958 году на базе колхоза, заготскота и небольшого совхоза было создано мощное государственное сельскохозяйственное предприятие - откормочный совхоз "Агрызский". Конец 20-х годов - деревня Агрыз превратилась в рабочий поселок с населением около 10 тысяч человек. Под руководством Агрызский партийной организации изменялся облик Агрыза и его люди. 28 августа 1938 г. рабочий поселок Агрыз Указом Президиума Верховного Совета РСФСР переименован в город Агрыз. 1941-1945 г.г. - годы Великой Отечественной войны, когда героический труд земляков сыграл большую роль в деле великой Победы. Железнодорожный узел Агрыз, связывающий в годы войны военно-промышленную базу Урала с фронтом, внес достойный вклад в историю Великой Отечественной войны. Как и весь советский народ агрызцы принимали активное участие в разгроме фашизма, восстановлении разрушенного войной народного хозяйства. Конец 50-х годов ознаменовался на узле заменой паровозной тяги на тепловозную. В связи с введением тепловозной тяги объем перевозок в 60-х годах по сравнению с 1946 годом возрос в 5,5 раза, среднесуточный пробег в два раза. 1961 г. - произошло объединение двух дорог - Горьковской и Казанской в одну - Горьковскую ж.д., протяженность которой составляет более 5 тыс. км.
* * *
Для меня особый интерес представляют люки, на которых литейщиками указан город или год выпуска, такой люк ассоциативно уже история и география под ногами, но только для тех, кто смог этот люк увидеть. Для остальных, кто прошел мимо и не увидел эти люки, я их сфотографировал и выложил в Интернет."Краснодарские Люки" - это фотофиксация крышек люков, закрывающих колодцы подземных коммуникаций в разных городах Краснодарского края и Республики Адыгея, для сохранения их в личном фотоархиве, который можно посмотреть, перейдя последовательно по ссылкам ниже:
* * *
Другие фото по ссылке:
* * *
Добро пожаловать!
Вас приветствует
Автор ФотоБлога
* * *