ФОТО-ВМФ / ShipSpotting © Igor Torgachkin
* * *
Морской буксир МБ-31 проекта 745 /
Seagoing tug MB-31 Project 745
Новороссийская Военно-Морская База.
Краснознамённый Черноморский флот.
Морской порт Новороссийск, 16 декабря 2013
Россия, Краснодарский край,
побережье Черного моря,
Новороссийская (Цемесская) бухта.
* * *
Морской буксир МБ-31 проекта 745
Водоизмещение: 1452 т.Размеры: длина - 56,5 м, ширина - 12,64 м, осадка - 4,47 м.
Скорость полного хода: 13,2 узла.
Дальность плавания: 6200 миль при 11 узлах.
Силовая установка: 2500 л.с., ДЭУ.
Экипаж: 36 чел.
В первые послевоенные годы основными спасательными судами в составе ВМФ СССР считались морские буксиры (МБ) различных проектов. Первым послевоенным МБ стал пр.733, спроектированный в ЦКБ "Балтсудопроект" в середине 50-х годов, главный конструктор - Е.С. Васильев. МБ этого проекта предназначался для самостоятельной буксировки кораблей и судов водоизмещением до 6000 т. Скоростные и маневренные качества были посредственными (одновальная главная энергетическая установка и скорость хода до 13 узлов). В последующим строительство МБ было продолжено по пр.745, выполненному в ЦКБ "Балтсудопроект". Морской буксир этого проекта был способен буксировать корабль или судно водоизмещением около 10 000 тонн. Для борьбы с пожарами на буксире было размещено две лафетные установки. Благодаря двухвальной главной энергетической установке маневренность по сравнению с пр.733 немного увеличилась, скорость полного хода возросла до 14 узлов, а водоизмещение достигло 1460 тонн. На корабле были предусмотрены места для размещения двух 30-мм автоматов АК-230. Строительство этих МБ было развернуто на Ярославском ССЗ в 1972 году. Всего до 1989 года удалось построить около 40 МБ пр.745 и его модификаций (пр.745МБ, пр.745П и пр.07452).
Морской буксир "МБ-31" был построен на Ярославском ССЗ (заводской №405), вступил в строй в 1975 году. Вошел в состав Черноморского флота. В настоящее время морской буксир "МБ-31" базируется на Феодосию.
* * *