NAVY Photos / Ship Spotting © Igor Torgachkin
* * *
Корабль управления Военно-Морских Сил Украины U510 СЛАВУТИЧ / SLAVUTYCH U510 во время очередной активации Черноморской группы военно-морского сотрудничества BLACKSEAFOR в порту города-героя Новороссийска 22 августа 2012 года.
Large intelligence ship / Project 12884
NATO: Modified Kamchatka Class
SLAVUTYCH U510 Command Ship
* * *
Корабль U510 СЛАВУТИЧ / SLAVUTYCH U510 был заложен и строился как большой разведывательный корабль - корабль освещения подводной обстановки проекта 12884. По другим данным, первоначально проект разрабатывался как специальное судно вспомогательного флота ВМФ - база по разгрузке и обезвреживанию реакторов атомных подводных лодок. Корабль специальной постройки стал единственным такого типа за всю советскую и постсоветскую историю судостроения. Проект, получивший код «заказ 698», разработан ЦКБ «Черноморец» (Севастополь) на базе большого морозильного рыболовецкого траулера проекта 1288. Строился Черноморским судостроительным заводом в Николаеве и первоначально предназначался для Северного флота. При закладке был назван ССВ-189 «ПРИДНЕПРОВЬЕ». После распада СССР принят в состав ВМС Украины, где был переименован в «СЛАВУТИЧ». До июля 1994 года имел бортовой номер 800, затем, и до настоящего момента (2012 год) U510. В связи с тем, что первоначально корабль проектировался и строился как специальное судно, способное поднимать и производить утилизацию ядерных реакторов атомных подводных лодок, на борту корабля была оборудована зона особого режима со свинцовыми переборками, где можно проводить работы по утилизации радиоактивных объектов. Впоследствии, при изменении проекта под разведывательный корабль освещения подводной обстановки, было принято решение оборудовать его средствами радиоэлектронной и гидроакустической разведки, аналогичными проекту 10221. Кроме типовых средств РЭР и РТР, на корабль предполагалось установить уникальную шумопеленгаторную ГАС «Днестр» с опускаемой антенной. В конструкции корабля предусмотрена сквозная внутренняя шахта для опускаемой цилиндрической антенны, однако в связи с распадом СССР станция так и не была установлена. В дальнейшем шахту предполагалось использовать для скрытного вывода боевых пловцов-диверсантов. Тем не менее, в 90-е годы БРЗК «СЛАВУТИЧ» проводя плановые походы по Чёрному морю «наводил шорох» в военно-морских силах стран Черноморского бассейна и заставлял их приводить флоты в состояние повышенной боевой готовности. Кроме сбора разведывательной информации Военно-Морские Силы Украины используют КУ «СЛАВУТИЧ» в качестве корабля управления для осуществления координации боевых действий небольшого соединения кораблей. С этой целью в ходе модернизации корабля был переоборудован центральный пост управления (ЦПУ). Он оснащен современными средствами дальней связи и управления группой кораблей. Именно отсюда ведется управление соединением кораблей и осуществляется сбор и обработка информации. С ЦПУ можно управлять всеми корабельными системами, контролировать режимы и работу стояночного и главного двигателя. При этом обслуживает корабль всего 129 человек (из них 19 офицеров).Эмблема КУ «СЛАВУТИЧ» - летучая мышь.
* * *
Корабль управления «СЛАВУТИЧ» ВМС УкраиныТактико-технические характеристики корабля управления
Водоизмещение стандартное: 4500 т.
Водоизмещение полное: 5830 т.
Размеры: длина - 106,02 м, ширина - 16,01 м, осадка - 6 м.
Скорость полного хода: 14,8 узлов
Дальность плавания: 13000 миль при 14 узлах.
Силовая установка: дизельная , 1 дизель Skoda 6L2511 на 5236 л.с., 4 дизель-генератора на 630 кВт, 1 вал
Вооружение: 4 пусковых установки МТУ-4 ЗРК "Стрела-3" (16 зенитных ракет), 2х6 30-мм артустановки АК-306, 2х2 14,5-мм установки 2М-7, 1х1 45-мм салютная пушка 21КМ, комплекс выстреливаемых помех ПК-10 (2 пусковые установки).
Радиотехническое вооружение: НРЛС "Вайгач-У".
Экипаж: 129 чел.
История корабля управления
Корабль был заложен как большой разведывательный корабль проекта 12884 - модифицированный корабль освещения подводной обстановки проекта 10221 - в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе (заводской №902) в июле 1988 года. Был спущен на воду 12.10.1990 г., однако вступить в строй ВМФ СССР корабль не успел. Корабль был достроен уже для Украины, получив новое название «СЛАВУТИЧ» - в честь одноименного украинского города Славутич в Киевской области Украины. 28.07.1992 г. на гафеле корабля был поднят государственный флаг Украины, и 12.08.1992 г. он был включен в боевой состав флота. В 1994 году корабль совершил деловой визит в Румынию в порт Констанца, в 1998 году - официальный визит в Республику Хорватию в порт Сплит, в 1998 году - неофициальный визит в Турцию в порт Тузла и Болгарию в порты Бургас и Варну. В 1999 году КУ «СЛАВУТИЧ» нанес официальный визит вместе с фрегатом «ГЕТМАН САГАЙДАЧНЫЙ» в Израиль в порт Хайфа. А в 2000 году корабль совершил трансатлантический поход с официальным визитом в США в порт Нью-Йорк. За время нахождения в составе ВМС Украины на счету корабля управления «СЛАВУТИЧ» - участие в нескольких учениях BLACKSEAFOR, международных учениях Си Бриз, в парадах в честь ВМС Вооруженных Сил Украины, сборах-походах кораблей ВМСУ.
11.11.2007 г. находящийся у причальной стенки в Севастопольской бухте «СЛАВУТИЧ» заблаговременно не был поставлен на укрытую стоянку, во время шторма был сорван со швартовых от причальной стенки. Корабль снесло на корвет «ВИННИЦА», при столкновении оба корабля получили повреждения. Длительное время «СЛАВУТИЧ» удерживался на якорях по центру бухты, имея реальную угрозу столкновения с другими кораблями ВМСУ. Лишь самоотверженная помощь буксира «КОРЕЕЦ» ВМС Украины, подставившего свой корпус под левый борт «СЛАВУТИЧА» для недопущения столкновения с неуправляемым кораблем управления «ДОНБАСС», помогла избежать катастрофических последствий. В результате корабль управления «СЛАВУТИЧ» фактически остался без шкафута левого борта, а также получил пробоины выше ватерлинии в кормовой части корпуса. Повреждения потребовали заводского ремонта, который корабль прошел в начале 2008 г. на Севморзаводе.
Этим кораблем управления в составе ВМС Украины командовали:
- капитан 2 ранга Станислав Ковалев;
- капитан 2 ранга Максим Кириакиди.
* * *
Летняя активация Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия (ЧВМГ ОВ) "Блэксифор" завершилась 24 августа 2012 года, в Новороссийске. Утром в морском порту в торжественной обстановке прошла церемония завершения учения с выносом национальных флагов и исполнением гимнов стран-участниц. Командиры кораблей соединения нанесли прощальный визит командующему ЧВМГ ОВ представителю военно-морских сил (ВМС) Турции капитану 1 ранга Хакану Гюнешу, после чего корвет "Хейбелиада" (ВМС Турции), базовый тральщик "Шквал" (ВМС Болгарии), корвет "Мачелариу" (ВМС Румынии), большой десантный корабль Черноморского флота (ЧФ) "Новочеркасск" и корабль управления ВМС Украины "Славутич" покинули Новороссийск. С 12 по 24 августа международное соединение прошло в общей сложности более 1,5 тыс. морских миль, провело более 60 различных учений и тренировок в море, в том числе по отражению атак быстроходных малоразмерных целей и атак кораблей в условиях ограниченного применения силы, маневрированию и плаванию в ордере, ведению боя с надводными кораблями условного противника, оказанию помощи в чрезвычайной ситуации, обеспечению морской изоляции, досмотру подозрительных судов, спасению терпящих бедствие на море, а также пополнению запасов в море и процедурам голосовой и визуальной связи. Ряд задач отрабатывались совместно с постоянным координационным центром операции "Черноморская гармония" в турецком порту Эрегли и во взаимодействии с командным пунктом ЧВМГ ОВ, расположенным на российском Кавказском побережье (пгт Дивноморское). Корабли "Блэксифор" совершили деловые заходы в турецкие порты Гюльджук и Трабзон, а также посетили порт Новороссийск, где представители причерноморских государств наблюдали за ходом военно-морского учения сил Черноморского флота "Доверие-2012". 24 августа 2012 года после выхода из Новороссийска состоялась церемония прощания кораблей международного соединения, которые кильватерным строем прошли вдоль борта флагмана ЧВМГ ОВ корвета ВМС Турции "Хейбелиада". По окончании церемонии была осуществлена смена оперативного командования, и корабли взяли курс к местам постоянного базирования. Следующая активация "Блэксифор" состоится в апреле 2013 года.