NAVY Photos / Ship Spotting © Igor Torgachkin
* * *
Противопожарный катер ПЖК-58Проект 364
Firefighting boat PDK-58 (from 31.12.1977 - PZHK-58)
Russian firefighting boat - Project 364
NATO: Pozharny-I Class
183-й дивизион СПАСР Новороссийской базы ЧФ РФ, войсковая часть 76044
День Военно-Морского Флота России празднует город-герой Новороссийск, 29 июля 2012 год.
Новороссийский морской торговый порт (НМТП).
Бухта Цемесская (Новороссийская). Черное море.
* * *
Противопожарный катер ПЖК-58 Водоизмещение: 180,8 т.
Размеры: длина - 34,9 м, ширина - 6,5 м, осадка - 1,85 м.
Скорость полного хода : 15,7 узлов.
Дальность плавания: 1050 миль на 10 уз.
Силовая установка: дизельная, мощность полного хода 2500 л.с., 3 вала.
Вооружение: не несет.
Спец. снаряжение: 4 ствола для пожаротушения производительностью по 200 м.куб./ч.
Экипаж: 26 чел.
Противопожарный катер, проект 364
Катера этого класса изначально проектировались с акцентом на обеспечение радиоактивной и химической безопасности кораблей при ведении боевых действий. В 70-х годах военные корабли ВМФ СССР были оснащены штатными средствами защиты от оружия массового поражения, и дезактивационные катера утратили свою актуальность, поэтому были переоборудованы с акцентом на противопожарные задачи - тушение пожаров на кораблях и судах флота, а также береговых объектах портовой инфраструктуры. Кроме того, наличие мощных насосов, способных откачивать воду из отсеков затопленного судна, а также нагнетать воздух в понтоны, позволяет ПЖК успешно решать задачи судоподъема.
Всего с 1953 по 1967 год было построено 84 катера на ССЗ в г. Рыбинске и Хабаровске. На вооружении этого катера находилось четыре лафетных ствола, так же были зарезервированы места для 12,7-мм пулемётов.
Противопожарный катер "ПЖК-58" был построен и вступил в строй в 1962 году. До 1977 г. имел название "ПДК-58" (противопожарный дезактивационный катер). Судно входило в 823-й группы аварийно-спасательной службы (АСС) ЧФ с базированием на Керчь. В 1975 году в районе Крымского полуострова экипаж осуществил судоподъем баржи с боезапасом, затопленной в годы Великой Отечественной войны. В 1980 году в Азовском море в районе города Геническ катер принимал участие в ликвидации пожара на загоревшейся нефтяной вышке. После расформирования Керченско-Феодосийской военно-морской базы Черноморского флота в начале 90-х годов "ПЖК-58" прибыл на новое место службы - Новороссийскую военно-морскую базу. В 2005 году в районе Анапы, где на глубине 20 метров затонул сухогруз "Джарвис", катер участвовал в судоподъемных работах. В течение полутора месяцев "ПЖК-58" и "СБ-5" откачали порядка 40 тысяч тонн воды из отсеков затонувшего судна. В августе 2002 года "ПЖК-58" в течение двух недель производил спасательные работы в районе Широкой балки близ Новороссийска по локализации последствий стихийного бедствия, вызванного выходом смерча на берег. Неоднократно в составе спасателей Новороссийской ВМБ принимал участие в международной выставке "Гидроавиашоу" в Геленджике. "ПЖК-58" отдельным элементом программы осуществлял тушение пожара и спасение экипажа экстренно приводнившегося летательного аппарата, который был представлен самолетом-амфибией Бе-200. На настоящий момент "ПЖК-58" входит в состав дивизиона СПАСР с базированием на Новороссийск.
Этим противопожарным катером в разное время комадовали:
- капитан судна Н. Абусеридзе.
* * *
Мал, да удалВоенные спасатели Новороссийской военно-морской базы отметили 50-летний юбилей противопожарного катера ПЖК-58. Это спасательное судно-ветеран ВМФ и «пионер» Новороссийской ВМБ, в состав которой он прибыл в начале 1990-х годов после расформирования Керченско-Феодосийской военно-морской базы Черноморского флота.
Ветеран Новороссийской ВМБ противопожарный катер ПЖК-58 без работы не стоит. Изначально катера такого класса проектировались с акцентом на обеспечение радиоактивной и химической безопасности кораблей при ведении боевых действий. В 50-х годах минувшего столетия в связи с возрастающей угрозой применения вероятным противником оружия массового поражения (ОМП) со стапелей судостроительных заводов для ВМФ СССР сошла серия катеров противохимической защиты (противопожарные дезактивационные катера – ПДК) проекта 364, главная задача которых – проведение дезактивации кораблей и морских объектов, подвергшихся воздействию ОМП. В 1970-х годах корабли ВМФ были оснащены штатными средствами защиты от ОМП, и дезактивационные катера утратили актуальность, поэтому были переоборудованы для решения противопожарных задач – тушение пожаров на кораблях и судах, а также на береговых объектах портовой инфраструктуры. Кроме того, наличие мощных насосов, способных откачивать воду из отсеков затопленного судна, а также нагнетать воздух в понтоны, позволяет ПЖК успешно решать задачи судоподъема. За время службы на Черноморском флоте ПЖК-58 выполнил немало ответственных задач. В 1975 году в районе Крымского полуострова экипаж осуществил судоподъем баржи с боезапасом, затопленной в годы Великой Отечественной войны. В 1980-м – в Азовском море в районе города Геническ его моряки потушили пожар на загоревшейся нефтяной вышке. В 1982-м – в районе Сухуми ПЖК-58 осуществил уникальный подъем затонувшего учебно-тренировочного комплекса для подготовки водолазных специалистов – объект весом более 400 тонн. Уже в составе Новороссийской ВМБ экипаж противопожарного катера обеспечил судоподъем более десяти судов, затонувших в Цемесской бухте в разное время. Одна из последних операций по судоподъему была проведена в 2005 году в районе Анапы, где на глубине двадцати метров затонул сухогруз «Джарвис». В течение полутора месяцев экипажи ПЖК-58 и СБ-5 откачали порядка 40 тысяч тонн воды из отсеков затонувшего судна. Неоднократно спасатели Новороссийской ВМБ участвовали в международной выставке «Гидроавиашоу» в Геленджике. ПЖК-58 отдельным элементом программы осуществлял тушение пожара и спасание экипажа экстренно приводнившегося летательного аппарата, который обычно представлял самолет-амфибия Бе-200. Выслужив двойной срок эксплуатации, ПЖК-58 по-прежнему в строю ВМФ и, по мнению специалистов, способен прослужить еще не менее десяти лет. По оценке командования, противопожарный катер, которым руководит капитан судна Нияз Абусеридзе, всегда был и остается лучшим в части спасательных судов НВМБ. Содержание энергетических отсеков, жилых и служебных помещений, техническое состояние электромеханической части и средств спасания не раз удивляли проверяющих инспекторов своей ухоженностью. По словам заместителя командира части спасательных судов по воспитательной работе капитана 2 ранга Алексея Османова, в образцовом содержании судна прежде всего заслуга экипажа ПЖК-58. Все, начиная от капитана катера и заканчивая рядовым матросом, считают «Пыжик» (так моряки между собой любовно называют ПЖК) своим вторым домом, и порядок в нем они поддерживают согласно флотским традициям. В экипаже ПЖК гармонично сочетается многолетний опыт моряков военного и торгового флотов. Капитан судна Нияз Абусеридзе много лет посвятил работе на танкерах Новороссийского морского пароходства, а последние 5 лет возглавляет экипаж ПЖК-58. Боцман Анатолий Кудрявцев на спасательных судах ВМФ работает около 20 лет, половину из них – на ПЖК-58. Матрос Леонид Мельник – прошлом военный моряк. Выслужив установленный срок военной службы, он в звании мичмана уволился с морского тральщика «Железняков», но остался в НВМБ гражданским специалистом на противопожарном катере. В части «Пыжик» давно называют семейным катером. Старший механик Сергей Табунщик в 1985 году принял электромеханическую часть ПЖК у своего отца Александра Кузьмича, который проработал на катере двадцать лет. Поэтому в общей сложности более сорока лет механическое сердце «Пыжика» исправно бьется благодаря надежной опеке морской династии Табунщиков.
Аналогов таким характеристикам ПЖК, проекта 364, в ВМФ России пока нет. Но востребованность в таких возможностях легла в основу предложений флотских спасателей по проектированию современных спасательных судов подобного класса. В морских проектных институтах в настоящее время уже ведутся разработки новых спасательных катеров. Вероятно, в недалеком будущем они сменят ветеранов и продолжат вахту морских пожарных спасателей, которую вот уже полвека исправно несут «Пыжики» из состава ВМФ России.
Источник: "Красная звезда", автор: Виктор ПЯТКОВ
* * *