NAVY Photos / Ship Spotting © Igor Torgachkin
* * *
Большой ракетный катер Р-109Бортовой номер 952
Проект 12411, шифр «Молния-1»
Missile boat R-109
Hull Number 952
Project 12411 Molniya-1
NATO: Tarantul Class
295-й дивизион ракетных катеров (Севастополь).
Новороссийская Военно-Морская База.
Краснознамённый Черноморский флот.
Новороссийский морской торговый порт (НМТП).
Бухта Цемесская (Новороссийская). Черное море.
* * *
Большие ракетные катера.
История создания проектов 12411Т, 12417, 12411, 1241РЭ , шифр «Молния-1».
ЦКБ “Алмаз” в 1973 году приступило к разработке нового катера - проекта 1241. Новый проект получил шифр "Молния". Главный конструктор - Е.И.Юхнин, главным наблюдающим от ВМФ был вначале капитан 1 ранга Ю.М.Осипов, а затем капитан 2 ранга В.И.Литовский. Для этого РКА завершалась разработка нового, более современного комплекса ПКР "Москит", который из-за своих массо-габаритных при заданном количестве ПКР (4 единиц) не размещался на РКА в размерениях пр.205. По аналогии с МРК, на корабле установили РЛК выдачи ЦУ УРО "Монолит" и усиленное артиллерийское вооружение, состоящее из одной 76-мм одноствольной артустановки АК-176 и двух 30-мм автоматов АК-630 с единой РЛС управления "Вымпел". Наконец, было предусмотрено размещение ПЗРК "Стрела-ЗМ". Важным отличием этого РКА от всех предыдущих было создание комбинированной дизельгазотурбинной энергетической установкой (ДГТУ). Двухвальная установка позволяла при развитии полного хода обеспечить одновременную работу на гребной вал как дизеля, так и турбины. Это позволяет либо увеличить дальность плавания или уменьшить запасы топлива и уменьшить полное водоизмещение РКА. Каждая газовая турбина типа М-70 имела полную мощность в 12 000 л.с., а каждый дизель М-510 - 5000 л.с., что, по расчетам, обеспечивало РКА полную скорость в 40 уз при полученном полном водоизмещении около 500 тонн. Многих специалистов шокировало полученное водоизмещение. При достаточно скромном вооружении (те же 4 ПКР, как и у пр.205, добавилась облегченная 76-мм артустановка) оно в 2.5 раза превысило таковое у "двести пятого" при одинаковой скорости хода и снижении дальности плавания на 40% по сравнению с ним. Конечно, обвинять конструкторов в этом сложно, поскольку за каждым требованием, которые они выполняли, стоял флот. Например, в общем, справедливое стремление улучшить условия обитаемости приняло в ВМФ СССР с конца 70-х годов гипертрофированные формы, имея конечной целью превратить боевые корабли по комфорту чуть ли не в круизные лайнеры. Особенно это сильно сказалось на водоизмещении малых кораблей, и РКА в особенности. По-видимому, предчувствуя неизбежный рост водоизмещения (что особенно дискредитировало саму суть понятия "катер"), а в нашем послевоенном кораблестроении это было чуть ли не законом - Главный конструктор в качестве "отвлекающего внимание маневра" предложил сделать пр.1241 базовым для системы "катеров": ракетного, противолодочного, патрульного (пограничного) с общими корпусом, энергетикой и пр., отличавшимися друг от друга только основным оружием. Забегая вперед, скажем, что этого в реальной жизни не произошло. Проект 12411 (ракетный) и 12412 (противоподочный) получились не только с различным вооружением, но и с разной энергетикой и корпусами. Причем, один назывался "катер", второй - "корабль". По указанной причине и пограничный вариант фактически не состоялся - он попросту повторил противолодочный. К окончанию проектирования выяснилось, что ни ПКР "Москит", ни ДГТУ не будут готовы к планируемому времени начала строительства. В связи с этим был разработан промежуточный ракетный вариант проекта "Молния" - пр.12411Т. От основного проекта он отличался устаревшим комплексом УРО с ПКР П-15М (4 ПКР) и ГГТУ. Вместо дизелей в качестве маршевых двигателей были использованы турбины М-75 по 4000 л.с. Несколько первых РКА пр.12411Т не имели и комплекса ЦУ УРО "Монолит". Наконец, уже в ходе строительства один РКА пр.12411Т был построен по пр.12417, на котором два 30-мм автомата были заменены одним БМ "Кортик" и РЛС обнаружения воздушных целей "Позитив", для отработки этого вооружения. Строительство РКА пр.12411Т и 12411 осуществлялось с 1979 года на трех судостроительных заводах. До конца 1991 года удалось построить для ВМФ СССР 41 РКА (Приморский завод: 4 пр.12411Т и 1 пр.12411; Хабаровский: 4 пр.12411Т и 17 пр.12411; Средне-Невский завод в Ленинграде: 1 пр.12411Т, 1 пр.12417 с ЗКБР "Кортик" и 13 пр.12411). А в постройке в этот период находилось еще 6 РКА пр.12411 с готовностью от 28% до 93%. Все они были запланированы к достройке до 1996 года. Сравнение "Молнии" с РКА пр.143, 148 ВМС ФРГ показывает, что, если по возможностям УРО наш РКА имеет преимущество, то по возможностям ПВО уступает, в особенности, после принятия на вооружение РКА ФРГ ЗРК СО RAM. Хотя скорость нашего РКА выше, но РКА ФРГ имеют большую дальность плавания полным ходом.
* * *