Растительный мир Кубани / FLORA © Торгачкин Игорь Петрович
* * *
* * *
Осина, или Осина обыкновенная, или Тополь дрожащий (Pópulus trémula) - вид лиственных деревьев из рода Тополь, семейства Ивовые. Народные названия: горечавка, иудино дерево, осыка, осичина, трясучка, шептун-дерево.
* * *
Осина (Populus tremula) - двудомное корнеотпрысковое дерево высотой до 30 м, с гладкой серой корой. Почки мелкие, остроконечные, коричневого цвета, имеют липкую текстуру, затем покрываются мелким пухом, после становятся голыми. Листья различаются по форме, в зависимости от того, на каких ветках находятся. На длинных ветвях листья длинночерешковые, округлые или треугольно-эллипсоидные, крупнонарезанные, голые. На коротких ветках листья округло-треугольные, короткозаостренные, зубчатые, голые или с редкими шелковистыми волосками. Тычиночные и пестичные цветки собраны в отдельные сережки. Семена мелкие, черные, с летучкой из белого пушка. Осина цветет в конце апреля - начале мая. Живет около 80-90 лет, встречаются долгожители с возрастом до 150 лет. Склонна к различного вида заболеваниям. У молодых деревьев гладкая, светло-зелёная или зеленовато-серая кора, которая с возрастом темнеет. Листья имеют округлую или ромбическую форму, достигают длинны 3-7 см, острые или тупые на вершине, с округлым основанием, края городчатые, жилкование перистое. Черешки листьев сплюснуты с боков в верхней части, длинные, поэтому листья легко колеблются при движении воздуха. Осенью листья окрашиваются в различные тона - от золотистых до красных. Растения раздельнополые. Цветки довольно мелкие и невзрачные на вид, собраны в свисающие серёжки. Мужские серёжки красноватые, длиной до 15 см, женские серёжки зеленоватые и тоньше. Цветёт осина до распускания листьев. Плод - очень мелкая коробочка; семена снабжены пучком волосков - пуховкой. Имеются декоративные формы с плакучими и пирамидальными кронами. В основном произрастает в лесной и лесостепной зонах, часто можно встретить на границе леса и тундры. Любит влажные места, поэтому выбирает берега водоёмов, лесные опушки, изредка можно встретить на сухих песках и вырубках, по оврагам, болотам и в горах. Хорошо растёт практически на любых почвах. Может образовывать как чистые осинники, так и смешанные леса (хвойные с сосной, лиственницей, елью, лиственные с березой, дубом, ольхой). В степях из них образуются колонии - осиновые колки, растущие из отдельной рассады и размножающиеся посредством побегов корневой системы; новые стебли в колонии могут появиться на довольно большом расстоянии от родительского дерева. Колонии растут со временем, распространяясь со скоростью приблизительно метр в год. Выживаемость их высока, они вполне способны пережить лесные пожары, благодаря наличию корневой системы, расположенной глубоко под землей. Распространена по всей территории России. За пределами России распространена в Казахстане, Крыму, Европе, Китае, Монголии, на полуострове Корея. Осина является ценным лекарственным растением. В связи с чем используют практически все её части: из ягод изготавливают различные настои, напитки, коктейли и лечебные растворы; листья используют для приготовления отваров и лечебных зелий; кора (стружки) для настоек, а так же в виде золы для изготовления различного вида мазей; наиболее часто используют осиновые почки, являющиеся ценным продуктом для изготовления лекарственных препаратов. Препараты из осины обладают удивительными целебными свойствами: потогонным, жаропонижающим, противовоспалительным, вяжущим и мочегонным действиями. Её лечебное действие охватывают сразу несколько разнообразных направлений заболеваний, от обычной простуды и жара до восстанавливающего средства после операций. Настойка из осиновых почек применяется при полиартрите, подагре, ревматизме, геморрое, остром и хроническом воспалении мочевого пузыря, затрудненном и болезненном (особенно во время беременности и после операции) мочеиспускании, в случае гипертрофии простаты и как жаропонижающее средство. Магия: Осину издавна считали злым деревом, которое используют в темной магии и обрядах. Видимо в этом виноваты мифы и легенды связанные с ней. Осину запрещали садить возле домов, думая, что она принесет несчастья и болезни. Славяне никогда не сажали это дерево возле дома, опасались засыпать в осиновых рощах, считая, что там обитают злые духи. Ей даже не топили печь и не пользовались тенью. Восточные славяне называли осину «чертовым деревом», вокруг которого вьются черти. На огне из осиновых ветвей ведьмы готовили зелье трансформирующее зелье. Но кроме вреда осина приносит и пользу. Например, помогает обнаружить вора. Для этого в расщепленную осину вкладывают вещь, которой касался вор. От этого его начинает бить лихорадка, и он тот час возвращает украденное. Не смотря на то, что осину считали проклятым деревом, она, благодаря своим магическим свойствам, служила отличным средством, для борьбы с нечистой силой. Ибо на её очистительном костре сжигали ведьм и колдунов, дабы упокоить их на веки, чтобы не смогли они более воскреснуть и не вредили людям. Осиновый кол считался одним из эффективных средств борьбы с вампирами, упырями и вурдалаками. Так как они считали проклятыми при жизни, то победить их можно было используя принцип подобия, то есть «проклятым» деревом, коим считалась осина. От энергетического вампира так же можно спастись укрывшись в осиновой роще. Колышками из осины окружали огородные грядки, желая уберечь их от посягательств медведки. Кроме того осину считали хорошим оберегом. В купальскую или юрьевскую ночь через воткнутые в землю осиновые ветки проводили домашних животных. Это делалось для того, чтобы их не сглазили. Таким же способом оберегали поля от ведьм, огороды от кротов, гусениц и прочих неприятностей. Строя дома, в угловые части фундамента втыкали осиновые колышки, чем оберегали дом от влияния посторонней магии и зла. Осина лечила от зубной боли, достаточно лишь произнести заговор: «На море на Окияне, на острове на Буяне стоят высокие три дерева, под теми деревьями лежит заяц; переселись ты, зубная боль, к тому зайцу!», от лихорадки и многого другого. При прямом контакте с осиной, например, если постоять прижавшись к её стволу, она поможет очистить ауру от негативных влияний. Осина поможет избавиться от навязчивых мыслей, беспричинного страха. Способствует появлению внутренних целительных сил человека. Осина связана с руной Ehwaz, которой приписывается мудрость, способность противостоять любым условиям, излечивать и даже отводить смерть. Мифы и Легенды: Считалось, что крест Иисуса был изготовлен из осины, именно с тех пор листья её охвачены страхом и дрожат. За это Бог проклял осину. Вот откуда появилось такое название. Еще одна легенда гласит, что на осине повесился Иуда Искариота, которого не согласилось принять ни одно дерево, лишь осина пожалела его, разрешив совершить с её помощью самоубийство. Из-за этого некоторые народности считают осину проклятым деревом. Третья легенда рассказывает о том, что в её листве живут бесы. Что осина виновна в том, что позволила сделать из своей древесины крест для мучений Иисуса. В связи с чем была проклята Богородицей и обречена на вечный страх. Поэтому её листья дрожат, а она сама не дает плодов и даже не может укрыть человека своей тенью. По другой версии осина, узнав, что из неё будет сделан крест для распятия, задрожала от ужаса всей листвой. К тому же, во время распятия все деревья склонили свои верхушки в знак скорби и только осина осталась прямой, за что её и обрекли на вечную дрожь. В литовском предании «Ель – королева ужей» есть своё объяснение дрожания осины. В придании говорится о том, что дочь Ели – Осина, предала свою мать и отца, что стало причиной их гибели. После смерти она превратилась в дерево осину, и листа её дрожала от страха. Латыши объясняли дрожание листьев осины по своему. Они считали, что причиной его служит Вея Мата, гуляющая по корням осины. Упоминался и Морей, бог зла и смерти, сотрясающий осину своим дыханием. Славяне считали, что листья осины дрожат от страха перед ликом светлых богов. В придании говориться о том, что Велес, желая спастись от Перуна, превратился в змея. Спасаясь бегством, он заполз на осину, но там был настигнут Перуном, поэтому кора осины имеет красный цвет, полученный от пролитой крови Велеса. Замечено, что стрелы Перуна (молнии) чаще всего попадают в осину. С тех пор, осину считают способной отпугивать змей, которые как бы помня о Велесе, опасаются забираться на осину. Считалось, чтобы убить змею окончательно надо повесить её на ветку осины. В день Фоки и Ионы (5 октября), считавшийся началом осени, Осина якобы примеряла русалкино платье, да так и оставалась в нем стоять – русальим призраком на земле; В день Феклы-заревницы (7 октября) начинали молотьбу. Один из старших молотильщиков, брал вырезанную из осины лопату и набирал ей зерно. Перекрестившись на восток, он бросал зерна на ветер, приговаривая: «Первую лопату – «во имя Отца», вторую – «во имя Сына», третью – «и Святого Духа». Потом шли лопаты «дедке», «бабке», «внучатам», «всем добрым людям»; Выражение «бить баклуши», оказывается, тоже имеет отношение к осине. По В.Далю: «Осина, ж. дерево Poppulus tremulus; всего более идет на щепенную (резную и точеную) деревянную посуду, почему его также зовут баклушей». – Баклушей обычно называли обрубок для выделки деревянных ложек и плошек.
Пословицы и поговорки:
Осина некрасива, сучкаста и шумлива;
Осина все шепчется, проклятое дерево;
На осине кровь под корою (и действительно, изнутри она имеет красноватый оттенок);
На осине кровь под корою (и действительно, изнутри она имеет красноватый оттенок);
Одна ягода, горькая рябина, одно дерево, горькая осина;
Дрожит, как осиновый лист;
Осина и без ветра шумит;
С осину (с оглоблю) вырос, а ума не вынес;
Как осина задрожит, так и скот в поле сыт;
Грелся Максим вокруг осин (об опрометчивом человеке).
Народные приметы:
На осине почки большие – к урожаю ячменя;
Осина в сережках (хорошо цветет) – урожай на овес;
Полетел пух с осины – иди в лес за подосиновиками;
Полетел пух с осины – иди в лес за подосиновиками;
Осина лист роняет, осени уступает.
Инфомация с сайта: «Травник. Травы в магии и народной медицине».
Более подробно по ссылке: Осина (Populus tremula)
Более подробно по ссылке: Осина (Populus tremula)
* * *