Новороссийск / Landscapes of Novorossiysk © Торгачкин Игорь Петрович
* * *
Дикие Лебеди в Новороссийске. Крейсер Михаил Кутузов на вечной стоянке у морского вокзала города-героя Новороссийска. Набережная Адмирала Серебрякова.* * *
* * *
Крейсер «Михаил Кутузов»: Водоизмещение: 16 300 т. Размеры: длина – 210 м, ширина – 22 м, осадка – 7,3 м. Скорость хода максимальная: 33 узла. Дальность плавания: 9000 миль при 16 узлах. Силовая установка: паротурбинная, 2 х 68 500 л.с. Бронирование: борт – 100 мм, башни – 175 мм, рубка – 130 мм, палуба 50 мм. Вооружение: 4х3 152-мм (4 трехорудийные башни МК-5бис), 12 6х2 100-мм, 16х2 37-мм орудий, 2x5 533-мм торпедных аппарата. Экипаж: 1270 чел. Легкий крейсер построен по проекту 68-бис. Крейсер «Михаил Кутузов» был заложен 23 февраля 1951 года в Николаеве, на судостроительном заводе № 444 (им. Носенко), заводской №385. Спущен на воду 29 ноября 1952 года, вступил в строй 30 декабря 1954 года. На Черноморском флоте первым стал выполнять задачи боевой службы в Средиземном море и Атлантике в период «холодной войны». Всего совершил 15 дальних походов. Нанес визиты в Сплит (Югославия) в 1956 и 1964 годах, Дуррес (Албания) в 1956 и 1957 годах и в Варну (Болгария) в 1964 году 01-31.6.1967 г. и 01.8-31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 1.3-31.07.1970 г. - вооруженным силам Сирии. В 1986-1989 гг. крейсер был модернизирован по проекту 68А. Исключен из состава ВМФ 03.07.1992 г., находился на отстое в Севастополе, рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом. 23-25 августа 2001 г. был переведен в Новороссийск и 28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей. Крейсера этого проекта стали последними крупными артиллерийскими кораблями отечественной постройки, они вобрали весь опыт кораблестроения и Второй мировой войны. Крейсера проекта 68-бис строились на четырех заводах и вошли в состав всех флотов СССР. Из 25 запланированных кораблей достроено было лишь 14, четыре вообще не закладывали, семь были разобраны, хотя некоторые находились в высокой степени готовности. Вместо них начали строить корабли с ракетным оружием. Однако крейсера проекта 68-бис себя оправдали, став хорошей школой для многих тысяч моряков. В 1967 году на борту «Михаила Кутузова» проходили съемки фильма «Увольнение на берег». С 1969 года был флагманом 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ. В 1986-1989 годах модернизирован по проекту 68А. Однако после окончания работ крейсер был поставлен на «динамическую консервацию» у причала Троицкой бухты в Севастополе. Рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом. Ветеранам корабля удалось отстоять крейсер, хотя борьба длилась более семи лет. 28 июля 1998 года «Михаил Кутузов» был исключен из состава ВМФ, но одновременно вышел указ президента России о сохранении его в качестве корабля-памятника. Окончательный вопрос был решен в апреле 2001 года, когда появилась директива командующего Черноморским флотом о переоборудовании крейсера в корабль-музей. С 29 ноября 2000 года по 3 января 2001 года крейсер находился в плавучем доке, где велась очистка и окраска подводной части корпуса, но были также демонтированы линии валов и два латунных гребных винта. 23–25 августа 2001 года «Михаил Кутузов» был отбуксирован в Новороссийск и 28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.
* * *